Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2007 г. „

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 января 2008 г. № А19-9439/07-35-Ф02-9687/2007// СПС Гарант.

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2003 г. № Ф03-А80/03-2/2956 // СПС Гарант.

Специальная литература:

1. Власов К.А. Общая характеристика системы государственного управления в сфере банковской деятельности Российской Федерации // Банковское право. 2009. № 1.

2. Гильманов Э.М. К вопросу о месте Центрального банка Российской Федерации в системе расходов бюджета // Банковское право. 2007. № 5.

3. Гогин А.А. Из истории российской банковской системы // Банковское право. 2008. № 3.

4. Дракин А.А. Банки в системе финансового контроля в сфере противодействия отмыванию преступных доходов // Банковское право. 2007. № 6.

5. Полесова И.В. Развитие банковской системы России в современных условиях // Банковское кредитование. 2009. № 3.

Тема 5. Финансовый контроль в Российской Федерации.

План:

1. Понятие, сущность и значение финансового контроля.

2. Органы, занимающиеся финансовым контролем.

3. Ведомственный и надведомственный финансовый контроль.

4. Контрольные функции Федерального казначейства РФ.

5. Контрольные полномочия Счетной палаты РФ.

6. Банковский финансовый контроль.

7. Методы финансового контроля.

Задания.

1. Заполните таблицу:

Правомочие Орган, осуществляющий указанное правомочие
проводить документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов  
проводить оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных органов  
осуществлять предварительный и текущий контроль  
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах  
приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество лиц  
осуществлять меры по предотвращению, выявлению, пресечению коррупции в налоговых органах  
организовывать проведение последующего контроля  


2. Соотнесите понятия из левой колонки определениям из правой:

Понятие Определение
Проверка Система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере
Ревизия Единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации
Анализ Рассмотрение отдельных сторон финансовой деятельности с учетом более широкого круга показателей и применением таких приемов, как опрос и анкетирование
Обследование Рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, обобщение итогов финансово-контрольных мероприятий, проводимых органами финансового контроля, когда исследуются причины и последствия выявленных отклонений

3. Продолжительность документальной проверки составляет:

- не более 10 дней;

- не более 30 дней;

- не более 45 дней.

4. Представьте себя на месте ревизора. Подробно охарактеризуйте каждое свое действие по проведению ревизии в филиале КФУ.

Задачи.

1. Отвечая на семинарском занятии, студент Воробьев сказал, что Счетная палата РФ, Прокуратура РФ и Федеральное казначейство РФ, относясь к системе исполнительных органов Российской Федерации, осуществляют финансовый контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации.

Согласны ли Вы с мнением Воробьева? Если нет, укажите неточности.

2. На экзамене по финансовому праву студент Смольянинов, отвечая на вопрос о методах финансового контроля, сказал, что ревизия и собеседование являются единственными методами финансового контроля, заметив при этом, что ревизия может осуществляться лишь камерально и на основе копий всех документов.

Проанализируйте ответ и выскажите Ваше мнение.

3. Работник аудиторской фирмы провел проверку юридического лица и, выявив нарушения в ведении бухгалтерского учета, приведшие к занижению налогооблагаемой прибыли, забрал себе на хранение документы, свидетельствующие о нарушениях, а также отправил извещение о них в налоговый орган.

Какие акты составляют нормативную основу для проведения аудиторской формы контроля? В чем особенности обязательного аудита? Проанализируйте данную ситуацию. Правомерны ли действия работников аудиторской фирмы?

4. Назначенный для проведения ревизии в НИИ «Химволокно» инспектор-ревизор с целью обеспечить внезапность проверки по прибытии до начала рабочего дня сразу же опечатал кассу, затем отправился в бухгалтерию и потребовал там предъявить ему документы бухгалтерской отчетности. После краткого ознакомления с этой документацией он заявил, что забирает с собой ряд документов для того, чтобы сличить записи в них с соответствующими записями в документах, находящихся в торговой организации, которой НИИ перечисляла денежные средства.

Правильно ли поступил инспектор-ревизор? Правомерны ли его действия?

5. Статьей 19 Закона Нской области от "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (с последующими изменениями) утверждено распределение на 2008 год субвенций. В таблице № 3 к названному закону были предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства) - 207 300 тыс. руб.

Прокурор Нской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного положения, сославшись на то, что оно противоречит статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), предусматривающего право вышеназванных категорий лиц на внеочередное обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Размер бюджетных средств, по мнению прокурора, предусмотренный оспариваемым Законом, недостаточен и не позволяет обеспечить жильем всех нуждающихся граждан указанной категории, что ведет к нарушению жилищных прав этих граждан.

В каком случае распределением субвенций занимается субъект РФ? Имел ли право и.о. прокурора обращаться в суд с подобным иском? Какое решение должен вынести суд?

6. Нормативным актом начальника отдела по сбору налогов с юридических лиц МРИ ФНС № 9 России по РТ для обеспечения уплаты недоимки по налогам и пеням, приостановил операции ООО «Рога и копыта» по счетам, открытым ООО в Банке «Ак Барс Банк». Однако по просьбе ООО «Рога и копыта» банк «Ак Барс Банк» через неделю после получения предписания осуществил выдачу с банковского счета ООО наличных денег его владельцу в размере 120000 рублей.

Банк был оштрафован на 20000 рублей, кроме того председатель и главный бухгалтер ООО были оштрафованы на 2000 рублей каждый.

Дайте юридический анализ ситуации.

7. В отношении главного бухгалтера и юриста ООО «Рога и копыта» заведено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов за период 2008-2010 гг.

В свое оправдание главный бухгалтер и юрист пояснили, что только ставили подписи на соответствующих документах, не зная о том, что это может привести к нарушению норм права.

Правомерно ли привлечение этих должностных лиц к ответственности?

Какое решение должен принять суд?

Доклады:

Подготовить законопроект ФЗ РФ «О финансовом контроле в РФ».

Нормативно-правовые акты, специальная литература и материалы судебной практики:

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

4. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329// СЗ РФ. 2004. № 31 Ст. 3258.

5. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

6. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

7. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст. 3422.

8. Федеральный закон от 7 августа 2001 г.. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов. полученных преступным путем, и финансированию терроризма // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст. 3418.

9. Положение Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 // СЗ РФ.2004.№ 25. Ст. 2561.

10. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.

11. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329// СЗ РФ. 2004.№ 31. Ст. 3258.

12. Положение о Федеральной службе страхового надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст.2904.

Основная литература:

1.Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Н.И.Химичева. 4-е изд. М., 2009.

2.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Н.И.Химичева. М., 2005.

3. Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. О.Н.Горбунова. 3-е изд. М., 2006.

4.Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2007.

5.Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006.

Судебная практика:

Наши рекомендации