Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению, а также написание индивидуальных проектов.

Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, дебатов, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. При подготовке к занятиям студенты используют электронные мультимедийные учебники и учебные пособия.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий. Используются проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач, проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению науки

III СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1 Бизнес-планирование в системе управления предприятием

Тема 1.1 Прогнозирование и планирование на предприятии

Студент должен

знать:

- объективную необходимость планирования на макро- и микроуровнях;

- содержание прогнозирования на предприятии;

- место и роль планирования в управлении предприятием;

- место бизнес-плана в системе планирования на предприятии;

уметь:

- использовать прогнозирование и планирование в управлении

предприятием;

- использовать методы прогнозирования и планирования в управлении.

Содержание темы:

Рыночная экономика и объективная необходимость планирования на макро-

и микроуровнях. Система планирования в условиях рынка как основной метод и составная часть управления экономикой. Прогнозирование в рыночной экономике: понятие, содержание, роль и значение; взаимосвязь прогнозирования и планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием. Планирование как наука и вид экономической деятельности. Сущность и структура объектов планирования. Предмет планирования. Временные границы планирования. Экономический механизм управления предприятия. Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. Бизнес-план предприятия.

Результат (Код компетенции):ОК-8, ОК-9, ПК-8, ОК-15, ОК-17.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Тема 1.2 Сущность и роль бизнес-планирования на предприятии

Студент должен

знать:

- место и роль предпринимательства и бизнес-планирования в экономике

предприятия;

- содержание предпринимательской деятельности;

- понятие и объекты бизнеса;

уметь:

- использовать планирование для обеспечения динамичного развития бизнеса.

Содержание темы:

Сущность и содержание бизнес-планирования на предприятии. Предпринимательство и бизнес-планирование, роль и место в экономике. Содержание предпринимательской деятельности. Классификация предпринимательской деятельности. Понятие бизнеса как инициативной экономической деятельности. Объекты бизнеса. Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса. Понятие и содержание бизнес-планирования. Особенности различных типов и видов бизнес-проектов. Классификация бизнес-планов.

Результат (Код компетенции):ОК-8,ОК-15, ПК-8, ПК-26, ПК-48, ПК-49, ПК-50.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Тема 1.3 Бизнес-идея и бизнес-модель как концептуальные основы

бизнес-плана

Студент должен

знать:

- понятие, источники и методы выработки бизнес-идеи;

- сущность и значение бизнес-модели;

- основные этапы разработки бизнес-плана;

уметь:

- формировать бизнес-идеи и разрабатывать бизнес-модели для бизнес-планов.

Содержание темы:

Понятие бизнес-идеи. Источники и методы выработки бизнес-идей Содержание бизнес-идеи и способы ее представления. Презентация бизнес-идеи.

Сущность и значение бизнес-модели. Структура бизнес-модели и критерии ее оценки. Основные этапы разработки бизнес-плана. Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана.

Результат (Код компетенции): ОК-8,ОК-15, ОК-17, ПК-8, ПК-18, ПК-19, ПК-26, ПК-34, ПК-35, ПК-48, ПК-49, ПК-50..

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Тема 1.4 Исследование и анализ рынка

Студент должен

знать:

- прогнозирование конъюнктуры рынка;

- современное состояние и тенденции макроэкономических процессов;

- характеристики деятельности фирм конкурентов;

уметь:

- проводить маркетинговые исследования рынка и использовать их результаты для составления бизнес-плана.

Содержание темы:

Прогноз конъюнктуры рынка. Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов, их влияние на рынок. Прогноз коммерческой деятельности анализируемых фирм-конкурентов. Общая стратегия маркетинга: рыночная стратегия бизнеса, описание и анализ особенностей потребительского рынка, влияние внешних факторов на объем и структуру сбыта. Анализ продаж за предшествующий период Сегментация рынка. Определение емкости рынка Прогноз развития рынка.

Результат (Код компетенции): ОК-8,ОК-15, ОК-17, ПК-8, ПК-9, ПК-18, ПК-23, ПК-26, ПК-34, ПК-48, ПК-49, ПК-50.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Раздел 2 Структура и содержание разделов бизнес-плана

Тема 2.1 Резюме бизнес-плана

Студент должен

знать:

- необходимость и основное содержание резюме;

- особенности резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса;

уметь:

- составлять резюме, отражающее основное содержание и особенности бизнес-плана.

Содержание темы:

Титульный лист бизнес-плана. Содержание. Резюме. Уникальность бизнеса. Планируемая стратегия фирмы вход на рынок или его развитие через анализ факторов, условий, слабых мест в действиях конкурентов. Описание отрасли экономической деятельности и рынка сбыта, его структуры, емкости, темпов роста. Анализ конкурентных преимуществ собственного бизнеса. Прогноз финансовых результатов. Требуемая сумма инвестиций.

Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса. Примерная форма резюме.

Результат (Код компетенции):ОК-8, ОК-15, ОК-17, ПК-8, ПК-9, ПК-18, ПК-23, ПК-26, ПК-34, ПК-48, ПК-49, ПК-50.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Тема 2.2 План маркетинга

Студент должен

знать:

- содержание стратегических установок и целей маркетинга на рынке;

- планирование ассортимента, цен, объема продаж;

- организацию реализации продукции и послепродажного сервиса;

уметь:

- планировать товар и товарную политику;

- планировать цены и продажи;

- планировать продвижение товара.

Содержание темы:

Главные стратегические установки маркетинга на рынке. Цели маркетинга. Стратегия конкуренции. Стратегия расширения рынка. Планирование ассортимента. Оценка конкурентоспособности товара. Планирование цены. Прогнозирование и планирование величины продаж. Разработка собственной ценовой политики фирмы, а также сравнение с ценовой стратегией конкурентов. Формирование системы цеповых скидок как инструмента стимулирования реализации продукции. Сравнительный анализ эффективности методов реализации. Структура собственной торговой сети. Политика по послепродажному обслуживанию и предоставление гарантий. Реклама и продвижение товара на рынок.

Результат (Код компетенции):ОК-8, ОК-15, ОК-17, ПК-8, ПК-9, ПК-18, ПК-23, ПК-26, ПК-34, ПК-48, ПК-49, ПК-50.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Тема 2.3 План производства

Студент должен

знать:

- производственные составляющие бизнес-плана;

- состав производственных ресурсов и затрат;

- производственную программу и производственную мощность;

уметь:

- определять потребность в материально-технических ресурсах;

- рассчитывать производственную программу и производственную мощность.

Содержание темы:

Описание местоположения. Транспортные схемы. Инфраструктурные сети. Потребность инвестиций в развитие инфраструктуры. Технологические операции производственного процесса. Наличие оборудования и дополнительная потребность. Потребность в производственных ресурсах и источники. Производственная программа. Производственные затраты. Производственная мощность. Операционные конкурентные преимущества.

Результат (Код компетенции):ОК-8, ОК-9, ОК-17, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-18, ПК-19, ПК-23, ПК-26, ПК-34, ПК-35, ПК-48, ПК-49, ПК-50.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Тема 2.4 Организационный план

Студент должен

знать:

- виды организационных структур управления;

- состав общеорганизационных задач;

- методы планирования потребности в персонале;

уметь:

- составлять календарный план работ по бизнес-плану;

- определять потребность в персонале и его развитии.

Содержание темы:

Организационная структура управления. Общеорганизационные затраты. Сведения о ключевых менеджерах и владельцах предприятия. Календарный план работ по реализации бизнес-плана. Анализ и оценка текущей ситуации по персоналу. Оценка уровня квалификации руководителей и специалистов. Решения по переподготовке и повышению квалификации работников. Планирование потребности в персонале. Планирование фонда заработной платы.

Результат (Код компетенции):ОК-8, ОК-9, ОК-17, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-18, ПК-19, ПК-23, ПК-26, ПК-34, ПК-35, ПК-48, ПК-49, ПК-50.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Тема 2.5. Финансовый план

Студент должен

знать:

- финансовые допущения и предположения бизнес-плана;

- содержание плана прибылей и убытков;

- способы финансирования бизнес-плана.

уметь:

- разрабатывать планы прибылей и убытков, денежных потоков;

- анализировать эффективность инвестирования бизнес-плана.

Содержание темы:

Базовые финансовые предположения и допущения. Определение расчетного периода и шага расчета. Учет фактора инфляции. Расчет амортизации и налоговых платежей. Разработка плана прибылей и убытков. План денежных потоков. Прогнозный баланс. Инвестиционный план и финансирование проекта. Кредитный план. Анализ эффективности инвестиций.

Результат (Код компетенции):ОК-8, ОК-9, ОК-17, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-18, ПК-19, ПК-23, ПК-26, ПК-34, ПК-35, ПК-48, ПК-49, ПК-50.

Инструмент оценки (для очной формы обучения):Решение ситуационных задач.

Наши рекомендации