Стабильные экономические и финансовые условия

Инструменты экономической политики муниципального уровня

Меры общего действия: меры развитию инфраструктуры и общих условий среды производства и жизнедеятельности

Меры селективного действия: пакет стимулов (финансовых и нефинансовых) для поощрения или дестимулирования определенных действий субъектов хозяйствования.

Инструменты:

· Развитие инфраструктуры

· Управление муниципальной недвижимостью

· Планирование землепользования и выдача разрешений на строительство

· Финансовая помощь

· Регулирование налогов и тарифов

· Информирование и консультации

· Муниципальный заказ

//////////////

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Качество регионального развития

Современная рег. политика должна содействовать развитию региона. т.е повышению качества жизни населения

Характеристика качества развития: динамизм, устойчивость, включенность, равенство и баланс интересов, выгоды доступны всем членами общества, баланс в рамках экосистемы.

Современная рег. политика формируется с учетом достижений экономической науки (например, институционализма, когда внимание уделяется эндогенным факторам и это связывается с учетом интересов внешней стороны (участников- стейкхолдеров), т.е. экзогенных факторов

Успех региональной политики зависит от фундаментальных факторов: навыки, знания населения, отношения и ценности регионального социума, правила, формальные и неформальные институты, наличие общего видения целей, творческого потенциала и способностей к лидерству.

В пространстве регионального развития государство остается основным игроком, обеспечивая поставку общественных благ (безопасность, верховенство закона, правосудия, здравоохранения, услуг ЖКХ, НИОКР, денежной системы, макроэкономической и финансовой стабильности, международных отношений и др)

Мотивы для обеспечения региональной политики:

Равенство (справедливость): обеспечение людям в различных регионах возможности для достижения сопоставимых условий жизни

Эффективность: обеспечение наилучшим образом использования ресурсов для достижения наилучших результатов (выгод), выгоды от положения, смягчение недостатков других

Сплоченность: сохранение единства и солидарности регионов в масштабах страны

Базой для развития регионов являются региональные ресурсы

Ресурсы регионального развития

1. Природные ресурсы (земельные, включая леса, сельскохоз. земли, водные, минеральные)

Человеческие и социальные

- население

- навыки и знания

-технологии, ориентированные на науку, исследования, инновации

- культура и ценности

- управление

3. Экономически ресурсы:

- физический капитал (сооружения, машины и оборудование)

- инфраструктура

- национальные и международные финансы и запасы

факторы регионального развития: инфраструктура (большие медленно окупаемые вложения, длительный срок использования, привязка к региональному спросу, значимость) хозяйственный климат, общественное управление (совокупность формальных и неформальных правил, механизмов. инструкций

Главный управленческий результат – привлечь внешних ресурсов и мобилизовать внутренние ресурсы населения, общественности, бизнеса и всех уровней власти в регионе и сконцентрировать их в направлении достижения цели развития в условиях их ограниченности.

В территориальном управлении существенную роль играет политический аспект- отношения между классами, социальными группами, этические, культурные интересы групп населения. Недоучет этого фактора приводит к значительным недоборам, конфликтным ситуациям.

Традиционализм в управлении – как проявление инерционности сдерживает инновационные процессы. Важным является разделение на региональном уровне функций администрирования и хозяйственного управления

Эффективное общественное управление, благоприятное для регионального развития включает:

Законы и правила

2. Хорошо функционирующие правовые и юридические системы гос. правосудия и соблюдения контрактов и прав собственности

3. Быстро реагирующее, эффективное, прозрачное подотчетное и скоординированное правительство

4. Эффективные гос. финансы с налогами и сборами, соответствующие эффективной стоимости необходимых общественных благнг и услуг

5. Адекватные и эффективные правила землепользования и четкое регулирование для прозрачного и эффективного планирования инфраструктуры

6. Партнерство «население-государство- частный сектор» (ГЧП)

7. Адекватные и эффективные меры для проведения консультаций, обмена информацией и участие гражданского общества и частного сектора в принятии решений по общественным вопросам

Стабильные экономические и финансовые условия

9. Хорошие финансовые рынки (кредита, капитала, лизинга)

10. Справедливые и эффективные способы разрешения конфликтов и споров

Для современной рег. политики характерно скоординированное участие различных уровней гос. управления и НКО.

Соучастиесоздаетсистему противовесовпри принятии решений, обеспечивает контроль и оценку со стороны общества, укрепляет подотчетность.

По вертикали происходит распределение полномочий и обязательств между наднациональными, национальным и субнациональными уровнями управления

Хозяйственный климат

Это совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых местным хозяйственным регулированием традицией и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие хозяйственных решений об изменении масштаба и характера производства (инвестициях, реконструкциях….)

Наши рекомендации