Функции управления финансами организаций

Функции планирования:1. Стратегическое и текущее финансовое планирование: составление смет и бюджетов, участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта. Участие в определении условий договоров. Оценка возможных изменений.2. Обеспечение источниками финансирования предприятия(капитала):поиски внутренних и внешних источников краткосрочного и долгосрочного финансирования. 3. Управление финансовыми ресурсами предприятия: управление денежными средствами, портфелями ценных бумаг. 4. учет, контроль, анализ-формирование учетной политики, обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности, анализ и интерпретация результатов, сопоставление отчетных данных. 5. Защита активов: управление рисками.

Тактические задачи финансового менеджмента: поддержание платежеспособности(сбалансированность денежных потоков). Разработка эффективной системы финансирования текущей деятельности путем разработки кредитной, налоговой политики, оптимизация величины и структуры оборотного капитала. Обеспечение рентабельности продаж. Конкретные формы и методы реализации этих функции и задач определяется финансовой политикой предприятия.

Основные элементы финансовой политики:1. Учетная политика.2. Кредитная политика. 3. Политика управления денежными средствами.4. Политика в отношении управления издержками. 5. Дивидендная политика.

Специфика финансовых предприятий различных организационно-правовых форм. В соответствии со ст. 42 ГКРФ физ лицом признается организация, которая:1. имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. 2. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 3. Имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица в праве осуществлять деятельность с момента регистрации. В общей совокупности юридических лиц различают:1. коммерческие организации. 2. Некоммерческие организации. Организационно-правовые формы коммерческих организаций: полные товарищества, хоз. общества(АО,ООО,ОДО)3. Производственные кооперативы.

некоммерческие организации:1. Потребительские кооперативы.2. Общественные религиозные организации. 3. Фонды.4. Общины коренных малочисленных народов РФ.5. некоммерческие партнерства. 6. Автономные организации. 7. Саморегулируемые организации. В зависимости от прав учредителей на имущество в ГК выделены 3 группы юр. лиц: 1.юр. лица в отношении которых их участники имеют обязательственные права, т.е. передавая имущество юр. лицу они утрачивают на него право собственности. При выходе из числа участников они имеют право требовать передачу части имущества. 2. ЮР. лица не обладающие правом собственности на имущество организации. Учредители этих юр. лиц сохраняет за собой право собственности на имущество(унитарные предприятия)3. юр. лица в отношении имущества которых их учредители не сохраняют никаких ни обязательственных ни вещных прав. Конкретные правовые особенности различных организационно-правовых форм определены ГКРФ. Каждая из гос. корпораций регулируют свою деятельность в соответствии с конкретным ФЗ.

Тема 2. Доходы, расходы и прибыль предприятия.

1. Доходы организации. И правила формирования ком. организации регламентируется ПБУ 9/99. В соответсвтии с этим положением доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов(денежных средств и иного имущества) и/или погашение обязательств приводящее к увеличению капитала за исключением вклада участников. закон № 116 Г . от 27.11.06 № 156 произошло изменение доходов предприятия. НЕ признаются доходами организаций поступления от юридических и физических лиц:1. Сумм НДС, акцизов. 2. по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу коммитента.3 Суммы в порядке предварительной оплаты товаров, работ, услуг. 4. Залог.

В зависимости от характера, условия получения и направления деятельности доходы подразделяются на:1. на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Все доходы отличные от доходов от обычных видов деятельности, являются прочими. Доходы от обычных видов деятельности(выручка от продажи продукции и товаров и поступления связанные с выполнением работ и оказанием услуг. В случае если предметом деятельности организации является сдача в аренду имущества, предоставление за плату прав возникающих из патентов, от участия в УК других организаций, то в этом случае данные доходы так же являются доходами от обычных видов деятельности. 2. Прочими доходами являются поступления связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации. Поступления связанные с предоставлением за плату прав возникающих из патентов на изобретение. Промышленные образцы и иные виды собственности. Поступления связанные с участие в УК других организаций. Прибыль полученная организацией в результате совместной деятельности по договору простого товарищества. Поступления от продажи основных средств и иных активов отличных от денежных средств кроме иностранной валюты. Проценты полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а так же проценты за использование банком денежных средств находящихся на счете организации в этом банке. Штрафы, пени неустойки за нарушение условий договоров, активы полученные безвозмездно в т.ч. по договору дарения. Поступления в возмещение причиненных организации убытков, прибыль прошлых лет. Сумма кредиторской и депонентской задолженности по которому истек срок исковой давности. Положительны курсовые разницы, сумма дооценки активов. Поступления возникающие в следствие чрезвычайных обстоятельств хоз. деятельности. Выручка признается в бух учете при наличии следующих условий: 1. Организация имеет право на получение этой выручки, вытекающая из конкретного договора или подтвержденная иным образом. 2. Сумма выручки может быть определена. 3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Право собственности, владения и распоряжения перешло от организации покупателю или работа принята заказчиком. Расходы которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией могут быть определены. Организация может признавать в бух. учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции, с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции, либо по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. В случае невозможности определить величину выручки, она принимается в бух. учете в размере признанных в бух. учете расходов по изготовлению продукции. В составе учетной политики организации, бух. отчетности подлежит раскрытию следующая информация: а. О порядке признания выручки организации. Б. о способе определения готовности работ, услуг и продукции, выручка от выполнения, оказания и продажи которых признается по мере готовности.

Расходы организации.

расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, денежных средств и иного имущества и/или возникновения обязательств приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников(собственников имущества). Для целей бух учета не признается расходами организации, выбытие активов: 1. В связи с приобретением( созданием) внеоборотных активов.2. Вклады в уставы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи. 3. По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципал. 4. В виде задатков, авансов.5. Погашение кредита, займа полученных организацией. 6. Для целей ПБУ 99 выбытие активов именуется оплатой.

Расходы:1. По обычным видам деятельности.2. Прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности:1. Расходы связанные с изготовлением продукции и продажи продукции приобретением и продажи товаров, а также расходы осуществление которых связаны с выполнением работ и оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности так же считается возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. Амортизация-способ переноса износа на стоимость товара. Расходы по обычным видам деятельности формируют:1. Расходы связанные с приобретением сырья, материала, товаров и иных материально-производственных запасов.2. Расходы возникающие непосредственно в процессе переработки(доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а так же продажи или перепродажи товаров(расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по содержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и т.д.) При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим экономическим элементам: мат. затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которые формируются на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных, как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды. И переходящих расходов, относящихся к получению доходов в последующих периодах с учетом корректировок зависящих от особенностей производства продукции, а также продажи или перепродаже товаров. При этом управленческие расходы могут признаваться себестоимость этой ПРУ полностью в отчетном году.

2.Прочими расходами являются: 1. Расходы с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав возникающих из патентов на изобретение и прочее.2. Расходы связанные с участием в УК других организаций. 3. расходы связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, товаров, продукции. 4.Проценты за предоставление в пользование денежных средств. 5. Оплата услуг кредитных организаций. 6. Долги.

Признание расходов в бух. учете.

Условия признания расходов: 1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов обычаями делового оборота. 2. сумма расходов может быть определена. 3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, отсутствует неопределенность в передаче активов. Если в отношении какого-нибудь расхода не выполняется какое-нибудь решение, то в бух учете отражается сумма дебиторской задолженности. Фин-промышленная группа. Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации. Расходы подлежат признанию в бух. учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расходов. Так же расходы признаются в том отчетном периоде в котором имели место, не зависимо от времени выплаты денежных средств. Раскрытие информации о расходах в бух. отчетности. В учетной политике подлежит раскрытия порядок признания коммерческих и управленческих расходов. В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы. Так же в бух. отчетности как минимум подлежит раскрытию следующая информация: расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат. Изменение величины расходов не имеющих отношение к исчислению себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг в отчетном году. Расходы равные величине отчисления в связи с образованием в соответствии с правилами бух. учета ,резервов(предстоящих расходов, наценочных резервов и т.д.)

3.Прибыль предприятия. Понятие и экономическое содержание прибыли.

Существует множество подходов к определению сущности прибыли.

А. Смит-прибыль-это приращение богатства.

Д. Хикс-определял прибыль индивидуума: максимальная величина, которую он может использовать на потребление в течение любого периода оставшись при этом таким же богатым на конец периода, как он был и на начало. Маршалл-определяет прибыль как плату за организацию производства.

Совицкая- часть добавленной стоимости которую непосредственно получает предприятие после раеализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. В.В. Ковалев рассматривает содеражание прибыли с экономической, бух., предпринимательской точки зрения. с экономической-прибыль это гипотетическая величина определяемая как разница между доходами и экономическими издержками, предусматривающий учет альтернативных издержек. Предпринимательская прибыль-прирост капитала собственника в отчетном периоде, численно этот прирост может быть равен приросту чистых активов. бух. прибыль-положительная разница между признанными расходами и доходами предприятия в отчетном периоде.

Селезнева-прибыль-чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Разница между совокупными доходами и затратами.

Романовский: прибыль-экономическая категория отражающая финансовые результаты хоз. деятельности предприятия и определяемая как разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Глобальная прибыль- разница между текущей рыночной стоимостью и суммой инвестиций при создании данной компании.

Классификация видов прибыли.

Классификационный признак. Виды прибыли. Экономическая характеристика.
1.Экономическое содержание. 1. бух. прибыль     2. Экономическая прибыль Разность между доходами и текущими явными затратами отраженными в системе бух. счетов.   Отличается от бухг. тем, что при ее расчете учитывают не только явные затраты но и не явные.
2. Источник формирования прибыли. 1. прибыль от реализации продукции. 2.от реализации имущества.     3. От нереализационных операций. Разность между выручкой и полной себестоимостью. Доход от продажи любых активов уменьшенных на сумму затрат понесенных предприятием в процессе их реализации.
3. По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия. 1. От операционной деятельности.   2. Прибыль от инвестиционной деятельности.   3. Прибыль от финансовой деятельности. Результат от основной деятельности. Долгосрочные инвестиции, доходы от участия в УК других предприятий, владения ЦБ и реализации имущества.   Результат обеспечения предприятия внешними источниками финансирования.
4. Состав элементов формирующих прибыль. 1. Валовая прибыль.   2.Прибыль от продаж.     3.Прибыль до налогообложения.   4. Чистая прибыль 5. Маржинальная прибыль.     Разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг и производственной себестоимостью реализованной продукции.   Разница между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Разница между всей суммой доходов предприятий и всей суммой текущих затрат. Прибыль-налоги. Разница между выручкой и суммой переменных затрат
5. По характеру инфляционной очистки. 1. Номинальная прибыль. 2. Реальная прибыль. Не учитывает темпы инфляции. Номинальная прибыль скорректированная на темпы инфляции.
6. Рассматриваемый период формирования. 1. Прибыль предшествующего периода.   2.Прибыль отчетного периода.   3. Прибыль планового периода.   Для целей анализа и планирования результатов хоз. деятельности.
7. Регулярность формирования. 1. Регулярная прибыль.   2. Чрезвычайная прибыль. Результат обычной деятельности предприятия. Полученная из необычного для данного предприятия источника.
8. По характеру использования. 1.Капитализированная прибыль.     2. Потребляемая прибыль. Часть чистой прибыли которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. На выплату дивидендов учредителям и акционерам

Функции прибыли и ее роль в рыночной экономике.

1. Оценочная функция-наиболее полно отображает эффективность производства и оценивает хоз. деятельность предприятия, поскольку представляет собой итог деятельности, зависящий от уровня себестоимости выпускаемой продукции, производительности труда, организации управления, эффективности использования основных произв. фондов(ОПФ). Для оценки эффективности важна не только абсолютная величина прибыли, но и степень доходности, рентабельность.

2. Стимулирующая-заключается в том, что оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности фин-хаоз деятельности предприятия. Является фин. результатом и основным источником собственных фин. ресурсов.

3. Фискальная-Прибыль является источников формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных вкладов.

4. Источник вознаграждения владельцев капитала. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия.

5. Мера эффективности общественного производства. Определяет конечный результат фин-хоз деятельности экон. субъекта. И отражает эффективность функционирования экономики страны в целом.

6. Мера накопления-основной источник общественного воспроизводства на расширенной основе. Обеспечивает принцип самофинансирования предприятия.

7. Средство регулирования перелива капитала.

Валовая прибыль-разница между нетто выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. В себестоимость продукции входят материальные затраты, оплата труда, отчисления на соц. нужды и т.д.

Прибыль от продаж=валовая прибыль уменьшенная насуммуком. и управленческихрасходов.

Прибыль до вычета налогов-прибыль от продаж увеличенная на сумму прочих доходов(проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие доходы) за вычетом соответствующих расходов.

Чистая прибыль-конечный финансовый результат организации выявленный за отчетный период за минусом причитающихся за счет прибыли установленный в соответствии с законодательством налогом и иных обязательств.

Влияние учетной политики на финансовые результаты деятельности организации.

Принятая организацией совокупность ведения бух. учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итого обобщения факта хоз деятельности.

Различное влияние на себестоимость заключается в различных подходах к учету фактора времени в оценках материалов. метод ФИФО ведет к занижению себестоимости. Порядок начисления износа: линейный способ и т.д.

Предприятие может либо создавать либо не создавать резервы.

Создание резервов способствует равномерности отнесения издержек продукции, что значительно влияет на прибыль компании.
Порядок учета и финансирования основных производственных фондов.
Вариант учета затрат на производство. Подразделение затрат отчетного периода на производственные(условно-переменные) и периодические(условно-постоянные). С соотнесением общехозяйственных расходов(дебет 90). Оценка незавершенного производства на предприятиях массового и серийного производства. Оценка по нормативной или плановой производственной себестоимости, оценка по прямым статьям затрат. Оценка стоимости сырья и мат.

При использовании счета 40 используется контроль за формированием продукции. Наличие и использование практики работы предприятия 40 счета.
Оценка стоимости готовой продукции, Оценка по нормативной стоимости, по фактической стоимости, по прямым статьям затрат.

Порядок признания выручки от реализации продукции. Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Учет курсовых разниц.
Расчет дохода и расхода будущих периодов .
Способ начисления и распределения причитающихся доходов по заемным средствам. Предварительный учет на счете 97(расходы будущих периодов) с целью равномерного ежемесячного списания. Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную.

Использование чистой прибыли организации. Согласно действующему законодательству чистая прибыль организации может быть направлена:1. На отчисления в резервный капитал. На выплату дивидендов. Законом об АО установлены следующие ограничения на выплату дивидендов: 1. ОБщество не в праве принимать решение о выплате дивидендов, до полной оплаты всего УК. 2. Нельзя принимать решение о выплате дивидендов, до выкупа всех акций, которые общество должно выкупить у акционера по их требованию. 3. Если на момент отвечает признакам несостоятельности и банкротства или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов. 4.Если стоимость чистых активов общества меньше суммы трех величин: УК, резервного фонда и ликвидационной стоимости размещенной в предприятии. 5.На погашение убытков прошлых лет. Собрание акционеров принимает решение за счет каких средств будет погашен полученный убыток. За счет целевых взносов акционеров, за счет средств резервного капитала, либо за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Значительная часть прибыли может быть направлена на инвестиции во внеоборотные активы либо прирост оборотных средств. Направление использования прибыли определяется учредительными документами, а также учетная политика организации. В соответствии с которыми предприятия могут создавать сметы расходов финансируемых с прибыли либо создавать фонды спец назначения.

Под накоплением понимается накопление прибыли на развитие предприятия, т. е. на расширение масштабов его деятельности или финансирования новых направлений деятельности в форме капитальных вложений или создания резервных фондов. Под потреблением понимается такое использование прибыли, которое в дальнейшем не предусматривает получения предприятием доходов от вложения финансовых ресурсов. Выплата премий и т.д. Смета расходов финансируемых из прибыли включает расходы на: 1.развитие производства. 2. социальные нужды коллектива. 3. Мат. поощрение работников. 4. Благотворительные цели.

Для анализа использования чистой прибыли могут быть рассчитаны следующие показатели:1. Коэффициент капитализации чистой прибыли. сумма чистой прибыли направленной на накоплений/ сумма чистой прибыли. Темп устойчивого роста собственного капитала

Методы планирования прибыли.

Прибыль можно планировать по товарной продукции, по прочемй продукции и услугам внетоварного характера. Метод прямого счета(укрупненный метод, метод прямого счета ассортиментного планирования). Аналитический метод-на основании показателя затрат на рубль товарной продукции и посредством базовой рентабельности. Метод совмещенного расчета. Нормативный метод. метод основанный на использовании маржинального.

Метод прямого счета-применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цену реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям составляют планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. Объем реализации должен учитывать остатки нереализованной продукции на начало и конец периода. Расчет плановой прибыли и реализации : Пр= П1+Пт-П2. П1 и П2-прибыль в остатках Пт-прибыль по товарному выпуску планируемого периода. Планируемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, смет управленческих и коммерческих расходов. Данный метод нагляден и прост, но не позволяет выявить факторы роста прибыли в планируемом периоде.

Планирование прибыли от продаж методом прямого счета.

Показатель. Ожидание за отчетный год. План.
1. Остатки готовых изделий на складе на начало года. А) по полной себест. Б) В отпускных ценах(ценах реализации)        
2. Выпуск ТП А) по полной себестоимости. Б) В отпускных ценах.        
3. Остатки готовых продуктов(на конец года). А) По произв. себестоимости. Б) В отпускных ценах.        
4. Реализация продукции. А) По полной себестоимости. Б) В отп. целях.    
5. Прибыль от продаж.  

2. Аналитический метод. Применяется при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес планов.

Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Базой расчетов служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия. Исчисления прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы: 1. определение базовой рентабельности.Pб= П0/С0. П0-ожидаемая прибыль отчетного года. С0-ожидаемая себестоимость.

Исчисление объемов товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определения прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности. Учет влияния на плановую прибыль по сравнимой продукции различных факторов. Объемов производства, себестоимости сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, электроэнергию и т.д. А так же прибыли переходящей в остатках переходящей продукции и как результат прибыли от реализации товаров и продукции в плановом периоде. План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного года, по-этому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые 3 квартала предыдущего года и ожидаемое выполнение плана 4 квартала.

Расчет базовой рентабельности.

Определим базовую рентабельность по данным приведенным в следующей таблице.

Показатель Итог за 9 месяцев. План на IV квартал Ожидаемое выполнение плана IV квартала.
1. Сравнимая ТП а) По действующим ценам. Б) по полной себестоимости.                  
2. Прибыль на объем сравнимой товарной продукции.      
3. Поправки к сумме прибыли в связи с изменением цен с начала года.     +200   +20,0
4. Прибыль принимаемая за базу для расчета.      
5. Базовая рентабельность. 50% 51,61% 50,45%
       
       

При полной себестоимости товарной продукции отчетного года 1110000 руб, базовая рентабельность составит 50,45%.

Предусмотрен рост товарной продукции в плановом году на 10%. Тгда полная себестоимость плановой продукции составит=1110000+10%=1221000

Тогда ПП план=1221*0,5045=616т.р.

Рассчитаем прибыль по несравнимой товарной продукции. Пусть плановая себестоимость-350 т.р. в ценах реализации-400 т.р.

ПП=400-350=50.

Влияние отдельных факторов на сумму прибыли.

Рассчитаем влияние повышения себестоимости сравнимой товарной продукции в плановом году по сравнению с отчетным.

Полная себестоимость составит 1641 т.р.

дельтаССср=1641-1221=420 т.р.

определим влияние на прибыль структурных сдвигов. Из-за изменений ассортимента выпускаемой продукции в плановом году.

Вид продукции. Ср. рентабельность при структуре отч. года. Ср. рентабельность планового года.
Уд. вес. R, % Коэф. влияния рентабельности на валовую прибыль. (2*3\100) Уд. вес. R, % Коэф-т.
А 10,5 10,5
В 6,25 5,75
С 18,9 19,74
    35,65   35,99
             

дельта R=35,99-35,65=0.34%

дельта ПП(стр)= 1221* 0,0034= 4.15т.р.

Пусть с 1 января 2012 года, рост цен составит 10%, тогда плановый выпуск товарной продукции.

Плановая прибыль увеличится за счет данного фактора на 165000 руб.

П/п Покупатель Сумма. Т.Р.
1. Прибыль по сравнимой тов. продукции исходя из базовой рентабельности. 616.
2. Влияние факторов не учтенных в базовой рентабельности. А. уменьшение прибыли за счет увеличения себестоимости. Б увеличение прибыли за счет изменения структуры. В. увеличение прибыли за счет роста цены.   -420   +4,15 +165
3. Плановая прибыль на весь объем сравнимой товарной продукции.616-420+4,15+165 365,15
Прибыль в ост. готовой продукции на начало года. 180 т.р.
5. Прибыль в ост. готовой продукции на конец года. 240.
6. Прибыль по несравнимой товарной продукции.
7. План продаж на предстоящий год. П3+П4-П5+П6 355,15

К аналитическому методу относится планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции. За базу расчета при этом принимают затраты на рубль товарной продукции, сложившиеся в отчетном периоде, которые корректируются с учетом предполагаемых изменений стоимости потребляемых производственных ресурсов. Пв=Т(100-З)/100.

Пв-общая прибыль на выпуск товарной продукции.

Т-выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде. З-затраты в копейках на один рубль товарной продукции исчисленная в ценах реализации. Для определения общей суммы прибыли от продаж, полученный результат корректируют на изменение прибыли переходящий на остаток нереализованной продукции.

Пусть выпуск продукции в отпускных ценах предусмотрен на планируемы год в объеме 1250 руб. Затраты на рубль товарной продукции за отчетный год 93,75 копеек. определить плановую величину прибыли тов. на основе показателя затрат на один рубль выпуска товарной продукции.

Пв= 1250000(100-93,75)/100=78125

Метод совмещенного расчета-сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов.

4. Нормативный метод. Величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятия единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию без учета входных и выходных остатков на начало и конец периода. Он применяется на предприятиях где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ или сумма по всем расходам. Применяется как правило в отраслях производящих однородную продукцию или использующих единую технологию.

5. Метод основанный на использовании элементов операционного(маржинального анализа.

П(EBIT)=суммаPiQi-aiQi-F

П-прибыль до уплаты процентного налога.

Qi-количество произведенного и реализованного продукта

ai-удельные переменные издержки.

F-совокупные постоянные затраты на весь выпуск продукции.

Пределы маневрирования в управленческих решениях служит точкой безубыточности(такой объем продаж когда покрываются все затраты). После определения точки безубыточности планирование прибыли осуществляется на основе эффекта операционного(производственного) рычага. Изменение выручки от реализации приводит к более интенсивному изменению прибыли, что обусловлено неодинаковым характером воздействия условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат. Чем выше доля условно-постоянных затрат себестоимости тем сильнее воздействие операционного рычага.

ЭОР= выручка от продаж – переменные затраты/ прибыль от реализации продукции. Пример: пусть эффект операционного рычага=1.5. Планируется увеличить объем продаж на 4%. Тогда прибыль возрастет на 6 %..
Изменяя соотношение постоянных и переменных затрат предприятие воздействует на величину прибыли.

Анализ взаимосвязи, затраты, выручка, прибыль (анализ безубыточности – изучает взаимосвязь между затратами, объемом производств и реализацией и финансовым результатом (прибыль)).

Как правило темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки. Это связано со снижением доли постоянных затрат. Данный феномен называется эффектом операционного рычага и изучение такой закономерности носит название «операционный анализ». Операционный анализ изучает зависимость фин. результата (прибыли) от объемов производства, реализации и структуры себестоимости реализованной продукции.

Результаты операционного анализа используются в следующих целях:

1) Определение критического объема производства для безубыточной работы предприятия.

2) Определение оптимальных пропорций между постоянными и переменными издержками.

3) Выявление зависимости финансового результата от изменения одного из элементов соотношения «издержки - цена – объем – реализация»

4) Для расчета запаса финансовой прочности

5) для оценка производственного риска

6) для оценки экономической целесообразности собственного производства или закупки.

7) Для определения минимальной договорной цены на определенный период

8) для планирования выручки и прибыли

9) для оценки эффективности инвестиционных проектов

и т.д.

Анализ безубыточности основан на следующих допущениях:

1) Затраты можно разделить на постоянные и переменные (сырье и материалы).

2) зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. (прямая пропорциональность)

3) Ассортимент продукции и ее цена не изменяются в течении анализируемого периода.

4) Эффективность производства и потребляемые производственные ресурсы не подвержены существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.

5) Объем производства и реализации в прогнозируемом периоде совпадают.

Операционный анализ включает в себя следующие основные элементы:

1) Определение эффекта операционного рычага.

2) Расчет порога рентабельности.

3) Определение запасов финансовой прочности.

4) Анализ чувствительности критических соотношений.

Все элементы операционного анализа связаны с валовой маржой (маржинальный доход) – это превышение выручки над величиной переменных затрат.

D=N-Z

GM=BP-Зпер

Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач.

Предпочтение дается тому товару, который дает максимальную маржинальную прибыль.

Операционный рычаг позволяет определить как изменяется прибыль при тех или иных изменениях объема реализации.

Наши рекомендации