Финансовое оздоровление. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

«ДУБНА»

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

УЧЕТ И АНАЛИЗ БАНКРОТСТВ

(наименование дисциплины)

по направлению, специальности

Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

(№, наименование направления, специальности)

(для студентов очной и заочной формы обучения)

Разработана:

Кафедрой экономики

(наименование кафедры)

к.э.н. Пугановская Т.И.. (Ф.И.О.)

при технической поддержке

Галямина А.В.

Оглавление

Лекция №1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в РФ.. 3

Лекция №2. Управление рисками при банкротстве. 21

Лекция № 3 Стратегия и тактика антикризисного управления. 26

Лекция № 4.Методы прогнозирования банкротства. 40

Лекция №5. Диагностика банкротства. 57

Лекция №6. Кризис-методы оценки вероятности банкротства. 74

Лекция №7. Особенности организации бухгалтерского учета в условиях банкротства. 86

Лекция №8. Особенности аудита кризисного предприятия. 125


Лекция №1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в РФ

1. Законодательство о банкротстве

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

В законе содержится четкое определение самого понятия несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. У предприятия может быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд (или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).

Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Следует отметить, что в законодательстве некоторых государств используется критерий неоплатности, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается и "сверхзадолженность", то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, ликвидационной или реабилитационной.

По этому же пути идёт российский Закон о несостоятельности (банкротстве): должник юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.

Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

Должник имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем раньше должник обратится в суд (результатов логичнее ждать в период, когда экономическое состояние еще может быть стабилизировано).

Однако предприятие-должник, чье экономическое положение достаточно стабильно (а значит, финансовые сложности являются временными) имеет возможность избежать судебного разбирательства путем осуществления мер по предупреждению банкротства организаций, предусмотренных гл. II Закона.

Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.

Арбитражный суд, при наличии достаточных оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры.

Таким образом, современное российское законодательство о банкротстве преследует две основных цели (для достижения каждой из которых выработаны особые средства).

Во-первых, необходимо изъять из гражданского оборота субъектов, не способных функционировать, принося прибыль и добросовестно исполняя свои обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровить экономику.

Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц, во-первых, быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытков кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов как должника, так и кредиторов и государства.

Во-вторых, закон должен помочь восстановлению финансового положения должника, испытывающего временные трудности, обладающего значительным финансовым потенциалом.

2. Процедуры банкротства

Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:

досудебную санацию (ст.31 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;

мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.95 Закона);

возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса (ст.150 Закона);

иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей (ст.109 Закона).

Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур:

наблюдения - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель - обеспечение сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния должника);

финансового оздоровления

внешнего управления - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему;

конкурсного производства - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке (ст.124 Закона) имущества должника.

мирового соглашения - процедуры достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и/или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

добровольной ликвидации предприятия – процедуры, которая осуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению между предприятием-должником и кредиторами под их контролем.

Рассмотрим основные процедуры более подробно.

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Участвовать в досудебной санации могут учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы, иные лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника).

Предоставление финансовой помощи в рамках досудебной санации может сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств в пользу субъектов, осуществивших санацию.

Возможно осуществление досудебной санации и за счет средств бюджета (как федерального, так и субъектов Российской Федерации) либо внебюджетных фондов, но это должно быть предусмотрено соответствующими законами.

Логично предположение о том, что экономически сильный должник найдет возможность убедить кредиторов либо заинтересованных третьих лиц в его потенциальных возможностях.

Наблюдение

Если досудебная санация не проводилась, возбуждается производство по делу о банкротстве; с данного момента начинается период наблюдения. В течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные в том числе на выявление экономического состояния должника и способные определить его дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с руководством должника (которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует временный управляющий. Рассмотрим его функции. Он должен:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 Федерального закона.

Кроме этого, в силу п. 2 ст. 58 Закона только с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии организации-должника в объединениях юридических лиц (ассоциациях (союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и других).

Помимо выражения (либо невыражения) согласия с указанными сделками и решениями должника временный управляющий должен следить за тем, чтобы органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58 Закона решения:

а) о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);

б) о ликвидации должника;

в) о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах (за исключением ассоциаций (союзов));

г) о создании филиалов и представительств;

д) о выплате дивидендов;

е) о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

ж) о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Все эти меры служат сохранению активов должника и тем самым направлены на стабилизацию его экономического положения.

Вторая основная обязанность временного управляющего - осуществление анализа финансового состояния должника.

Временный управляющий изучает и выявляет количество и состояние активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности; перспективность деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.

В результате изучения финансового состояния должника управляющий может сделать следующие выводы:

а) о достаточности (недостаточности) имущества должника для покрытия судебных расходов.

б) о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.

На практике часто временный управляющий, составляя заключение о возможности восстановления финансового состояния должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые и эффективные для данного должника.

Следует отметить, что указанное заключение носит не обязательный, а рекомендательный характер. Как положительное, так и отрицательное заключение может быть проигнорировано кредиторами.

Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов и экономический потенциал предприятия.

Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление

По окончании процедуры наблюдения и при наличии решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления. Основанием для этого являются, во-первых, наличие ходатайства учредителей, уполномоченных органов или третьих лиц и обеспечения, превышающего на 20 % и более обязательства должника, во-вторых, готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов, равными долями.

Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать 2 года. Административный управляющий в ходе процедуры ведет реестр требований кредиторов, созывает собрания кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения долгов. Он получает от руководителя-должника информацию о текущей деятельности, принимает участие в инвентаризации, согласовывает или опротестовывает сделки.

При финансовом оздоровлении осуществляются определенные действия, которые не допускают окончательного разорения должника, процедура имеет своей целью вернуть к нормальному функционированию юридическое лицо.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

· требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим Федеральным законом;

· отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

· аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

· приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

· запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

· запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

· не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона требований кредиторов;

· не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

На основании Закона « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ « учредители должника-юридического лица, собственник имущества должника обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В целях предупреждения банкротства организаций учредители должника-юридического лица, собственник имущества должника-унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признания должника банкротом принимают меры по финансовому оздоровлению должника. Меры, связанные с финансовым оздоровлением должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником». Отсюда следует, что в первую очередь финансовую помощь должнику могут оказать собственники имущества унитарного предприятия и учредители юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признания должника банкротом. Финансовая помощь может быть оказана следующими способами:

- в виде возвратной финансовой помощи – займа (процентного, беспроцентного);

- в виде безвозвратной финансовой помощи – безвозмездное поступление;

- путем принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;

- путем принятия решения об увеличении уставного капитала.

Если оснований для введения процедуры финансового оздоровления нет, а платежеспособность должника может быть восстановлена, тогда вводится процедура внешнего управления.

Внешнее управление

Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного срока.

Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановлении экономического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнению кредиторов. С момента введения внешнего управления:

· руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

· вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

· На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ, (т.е по учетной ставке Центробанка).

По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

Мораторий (приостановление исполнения) на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Рассмотрим основные права и обязанности внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе:

· самостоятельно распоряжаться имуществом должника с некоторыми ограничениями;

· заключать от имени должника мировое соглашение;

· заявлять отказ от исполнения договоров должника.

Внешний управляющий обязан:

разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;

вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

рассматривать требования кредиторов;

вести реестр требований кредиторов;

представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, рассмотренных выше.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

о заключении мирового соглашения.

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом.

Конкурсное производство

В случае нецелесообразности введения внешнего управления, а также по иным основаниям, предусмотренным законом «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. С момента признания должника банкротом:

срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.

Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:

принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности;

анализирует финансовое состояние должника;

предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

осуществляет иные функции в соответствии с законом.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах.

Вырученные от реализации имущества средства используются для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью:

вне очереди покрываются судебные расходы;

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Мировое соглашение может содержать условия:

об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

об уступке прав требования должника;

об исполнении обязательств должника третьими лицами;

о скидке с долга;

об обмене требований на акции;

об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе внешнего управления является также основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

4. Особенности банкротства отдельных видов юридических лиц

В особую категорию включены градообразующие, сельскохозяй­ственные, финансовые, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% чис­ленности работающего населения соответствующего населенного пункта. В деле о банкротстве таких организаций принимает участие орган местного самоуправления, который определяет требования к кандидатуре административного, внешнего или конкурсного управ­ляющего и направляет это требование в саморегулируемую органи­зацию. Орган местного управления также может ходатайствовать в арбитражный суд о продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления не более чем на год. Для продления процедуры необходимо предоставить письменное поручительство по обязатель­ствам должника. В поручительстве указываются сумма обязательств и график погашения долгов. Нарушение поручителем своих обязательств дает основание для перехода от финансового оздоровления или внешнего управления к конкурсному производству.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства градообразующее предприятие может быть продано. Существенным условием договора купли продажи может являться сохранение рабочих мест для 50% персонала. Это ограничение действует в течение трех лет.

Юридическое лицо попадает под банкротство как сельскохозяйственная организация, если по основному виду деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции) выручка от реализации составляет не менее 50% общей суммы выручки. Наблюдение направлено на тщательный анализ зависимости финансовых результатов от сезонности и природно-климатических условий. Если в ходе финансового оздоровления или внешнего управления имело место ухудшение финансового состояния, то соответствующая процедура может продлиться на год. При продаже сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имеют лица, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, прилегающим к земельному участку должника.

Особенности процедуры банкротства финансовых организаций в лице кредитных и страховых в основном касаются конкурсного производства, а профессиональных участников рынка ценных бумаг внешнего управления и конкурсного производства. При рассмотрении дела в арбитражном суде участвует федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за надзор за деятельностью соответствующих организаций. Продажа имущественного комплекса страховой организации в конкурсном производстве предполагает принятие покупателем тех договоров страхования, по которым страховой случай не наступил на дату признания банкротства. Если страховой случай наступил до этой даты, то страхователи и выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты. Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в конкурсном производстве страховой организации имеет определенный порядок:

требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;

требования тех же лиц по иным договорам обязательного стра­хования;

требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхова­телей по договорам личного страхования;

требования иных кредиторов. На требования залоговых креди­торов распространяется обычный порядок.

С момента введения внешнего управления или конкурсного про­изводства в отношении профессионального участника рынка цен­ных бумаг все ценные бумаги клиентов подлежат возврату. В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги на хра­нение иной организации или реестродержателю. Ценные бумаги и иное имущество, находящиеся на специальном брокерском счете, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги в составе специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неис­полнения сделок.

К стратегическим предприятиям и организациям относятся фе­деральные государственные унитарные предприятия и открытые ак­ционерные общества с акциями в федеральной собственности, име­ющие по роду деятельности стратегическое значение для обороно­способности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России. Сюда же отно­сятся организации оборонно-промышленного комплекса (ПО, НПО, ПКБ, НИИ и др.), выполняющие оборонные заказы государства. В деле о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной эконо­мической политики. Особое внимание Федеральный закон № 127-ФЗ уделяет мерам, предупреждающим банкротство стратегически важ­ных объектов. Среди таких мер рассматриваются учет и анализ фи­нансового состояния, реорганизация, погашение государством задол­женности по заказам, реструктуризация задолженности предприятия перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, иными кредиторами (в том числе под государственные га­рантии), досудебная санация и др.

Учитывая важность жизнедеятельности стратегических предпри­ятий, к арбитражному управляющему правительством могут устанав­ливаться дополнительные требования. План внешнего управления для стратегических предприятий может предусматривать сделки, не от­носящиеся к хозяйственной деятельности должника. Сделки могут предусматривать продажу предприятия; отчуждение или обремене­ние недвижимым имуществом; распоряжение иным имуществом с балансовой стоимостью более 5% стоимости активов должника; по­лучение и выдачу займов и кредитов, выдачу поручительств и гаран­тий, уступку прав требований, перевод долга, учреждение доверитель­ного управления имуществом должника; отчуждение и приобретение акций, долей товариществ и обществ. Обязательными условиями кон­курса при продаже таких предприятий являются сохранение целево­го назначения имущественного комплекса, выполнение государствен­ных заказов, направленных на повышение обороноспособности и бе­зопасности.

Наши рекомендации