Государственный и муниципальный кредиты
Одним из элементов финансовой системы государства является государственный кредит, который представляет собой особую, определенную форму кредита, при которой муниципальные или государственные власти выступают в роли кредитора или заемщика. Кредит при этом приобретает форму государственного займа. Кредит реализуется через определенный банк. В случае, если государство выступает в роли заемщика, оно временно свободные денежные средства привлекает с граждан, а также взимает с международных финансовых фондов. При этом необходимо оговорить все условия:
1) платность;
2) срочность;
3) возвратность.
Государство, являясь гарантом, отвечает за погашение кредита.
В БК РФ муниципальный кредит определяется как один из видов внутреннего заимствования в рамках расходов соответствующих бюджетов. Муниципальные кредиты являются формой государственного кредита, в результате чего средства населения трансформируются в Центральный банк РФ для целей органов местного самоуправления.
Источникимуниципального кредита:
1) местное население;
2) государство;
3) взаимный кредит;
4) финансово-кредитные организации.
Следует отметить, что взаимный кредит объединяет средства муниципальных органов для решения определенных конкретных задач.
Органам местного самоуправления муниципальный кредит помогает решать проблемы дополнительных бюджетных доходов:
1) погашения займов;
2) бюджетного дефицита;
3) финансирования программ муниципальных программ;
4) объединения и размещения средств налогоплательщиков, которые еще нигде не задействованы.
Функции государственного кредита:
1) регулирующая;
2) распределительная;
3) контрольная.
Налоговые ставки в момент выдачи кредита не увеличиваются, при погашении налоги взимаются на уплату процентов по кредиту. В каждом конкретном случае источники погашения зависят от направления кредита. Объект, инвестируемый кредитом, погашает заем за счет прибыли. Наиболее важной функцией государственного кредита является регулирующая, она заключается:
1) в совершении финансовой политики через привлечение денежных средств;
2) воздействуе на занятость населения;
3) производство уровня процентных ставок и состояния денежного обращения.
В результате кредитования осуществляется мобилизация на производственные затраты средств физических лиц.
Государственный долг
В соответствии с БК РФ государственным долгом
являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Формами государственного долга РФ являются:
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
3 договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
4) договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет).
Государственный долг субъекта Российской Федерации - это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации (ст. 99 БК РФ).
Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
3) договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.
Муниципальный долг
Муниципальным долгомРФ является совокупность долговых обязательств муниципального образования. Такой долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать также и в иных формах.
В объем муниципального долга включаются основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ, управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 102 БК РФ Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. А субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.