Однако из-за высоких темпов роста инфляции хождение монет потеряло практический смысл
Ведущее место занимает Центральный банк Туркменистана, имеющий право эмиссии денег.
Туркменистан отличается от других стран СНГ высокой степенью рыночной концентрации в банковском секторе, где два крупнейших госбанк. Государственный банк внешнеэкономической деятельности и Дайханбанк владеют примерно 80% всех активов банковской системы.
Туркменистан (равно как Россия, Узбекистан и Беларусь) неохотно идет на приватизацию крупных банков с государственным участием. Преобладание государственной собственности на банки дает правительству возможность влиять на процесс принятия кредитных решений, что оказывает пагубное воздействие на качество активов и эффективность функционирования банковской системы.
В стране активно действуют турецкие банки – Kocbank и T.C.Ziraat Bankasi A.S., имеющие стабильные рейтинги по коэффициентам Standard & Poor's. Есть отделения иранских и пакистанских банков.
В деятельности банковского сектора Туркменистана находит отражение высокая степень зависимости роста экономики страны от экспорта газа. В результате национальное хозяйство Туркмении, отличающееся слабо диверсифицированной промышленностью и основанное в значительной степени на добыче минерального сырья и сельском хозяйстве, подвергается отраслевым рискам и зависит от фактора цикличности.
Денежная система.
Денежная единица Туркменистана – манат, была введена 1 ноября 1993 Тогда же начался обмен российских рублей на манаты по курсу 500 рублей за 1 манат. Официальный обменный курс национальной валюты определяется Центральным банком страны и неизменно составляет 1$ = 5,2 манат. Реальный курс маната регулируется «черным рынком», где он составлял в начале 2005 примерно 24,5 манат за 1 долл. Информация о размерах денежной массы в стране, а тем более избыточной бумажно-денежной эмиссии, отсутствует.
Бумажные денежные знаки Туркменистана напечатаны в Великобритании. Первая партия поступила в страну из Лондона 7 мая 1993. Вывоз более 50 манатов из республики был запрещен.
В первые годы своего существования туркменский манат подвергся значительному обесцениванию. Если при введении в обращение в ноябре 1993 его официальный обменный курс был равен 500 российским рублям за 1 манат и 1,99 маната за $1, то к середине 1996 биржевой курс снизился до уровня 55–59 манат за 100 российских рублей и 2400–2450 манат за $1.
Одновременно с банкнотами в 1993 были введены в обращение иразменные монеты 1, 5, 10, 20 и 50 тенге (1 манат = 100 тенге).
Монеты 1, 5 и 10 тенге изготовлены из стали, плакированной медью (красного цвета), 20 и 50 тенге – из стали, плакированной никелем (белого цвета).
Однако из-за высоких темпов роста инфляции хождение монет потеряло практический смысл.
Законодательство Туркменистана о банковской деятельности
1. Законодательство Туркменистана о банковской деятельности основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Закона, Закона Туркменистана «О Центральном банке Туркменистана» и других нормативных правовых актов Туркменистана.
2. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Банковские операции и другие сделки кредитных учреждений
1. К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
2) размещение привлечённых средств, в том числе за пределами Туркменистана, от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе в драгоценных металлах;
4) привлечение во вклады (депозиты) и размещение драгоценных металлов;
5) осуществление расчётного и (или) кассового обслуживания юридических и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
6) осуществление переводов денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов;
7) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
8) выдача банковских гарантий;
9) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
10) инкассирование платёжно-расчётных документов;
11) выпуск в обращение банковских пластиковых карточек и (или) эквайринг;
12) операции с ценными бумагами, с финансовыми инструментами, в том числе производными;
13) прочие банковские операции.
2. Порядок проведения операций, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается актами Центрального банка Туркменистана и внутренними актами кредитного учреждения в соответствии с законодательством Туркменистана.
3. Кредитные учреждения, кроме банковских операций, предусмотренных частью первой настоящей статьи, вправе осуществлять следующие операции и сделки в соответствии с законодательством Туркменистана:
1) выдача поручительств;
2) проведение факторинговых и форфейтинговых операций;
3) лизинговые операции;
4) купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана;
5) предоставление в аренду юридическим и физическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) предоставление услуг в качестве финансового агента и управляющего инвестициями;
7) предоставление услуг в качестве советника или финансового консультанта;
8) предоставление информационных услуг;
9) иные операции и сделки, не противоречащие законодательству Туркменистана.
4. Ставки комиссионных вознаграждений, тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются кредитными учреждениями самостоятельно в соответствии с законодательством Туркменистана.
5. Кредитным учреждениям запрещается заниматься производственной, торговой (кроме реализации юбилейных, памятных и нумизматических монет), страховой деятельностью (кроме страхования рисков по банковским операциям).
3. Взаимоотношения кредитного учреждения и государства
1. Кредитное учреждение не отвечает по обязательствам государства, и государство не несёт ответственность по обязательствам кредитного учреждения, за исключением случаев, когда ими были приняты на себя такие обязательства в соответствии с законодательством Туркменистана.
2. Кредитные учреждения не зависимы от органов государственной власти и управления, местных органов власти при принятии ими решений, связанных с текущей банковской деятельностью.
Объединения (ассоциации) кредитных учреждений
1. Кредитные учреждения для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития международных связей и решения иных совместных задач кредитных учреждений могут создавать объединения (ассоциации), не преследующие цели извлечения прибыли.
Создание и регистрация объединений (ассоциаций) кредитных учреждений осуществляются в соответствии с законодательством Туркменистана.
2. Объединениям (ассоциациям) кредитных учреждений запрещается осуществлять банковские операции и сделки.
2. Основные правила деятельности кредитных учреждений
1. Кредитное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Туркменистана, актами и лицензией Центрального банка Туркменистана, а также своими внутренними актами.
2. Кредитное учреждение обязано:
1) поддерживать достаточность капитала и его ликвидность;
2) создавать резервы для покрытия возможных потерь по активам в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка Туркменистана;
3) осуществлять эффективное управление рисками.
3. Правила данной главы распространяются и на деятельность филиалов иностранных банков, зарегистрированных на территории Туркменистана.
Центральный Банк Туркменистана (туркм. Türkmenistanyň Merkezi banky) — центральный банк Туркменистана, орган банковского регулирования и банковского надзора.
Банк подотчётен Президенту Туркмении. Председатель Центрального банка Туркменистана, заместители Председателя Центрального банка Туркменистана назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Туркменистана.
Цели Центрального банка Туркменистана:
1) обеспечение устойчивости маната;
2) развитие и укрепление банковской системы Туркменистана.
Основные задачи Центрального банка Туркменистана:
1) создание необходимых правовых условий и гарантий для функционирования банковской системы Туркменистана;
2) проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной политики;
3) организация наличного денежного обращения;
4) обеспечение эффективного функционирования расчётно-платёжной системы;
5) организация банковского регулирования и банковского надзора;
6) поддержание стабильности цен;
7) защита интересов кредиторов и вкладчиков кредитных учреждений;
8) противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Туркменистана;
9) обеспечение эффективного управления международными резервами (золотовалютными активами) Туркменистана, включая резервный золотой запас государства[2].