О признании несостоятельности (банкротства)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям, оказавшимся в ситуации временной неплатежеспособности, улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.

Поскольку кредитные организации являются субъектами гражданского права, обладающие специальной правоспособностью, их деятельность сопряжена с рядом особенностей, то вполне обосновано, что вопросы банкротства кредитных организаций урегулированы специальным законом, а именно, Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Актуальность избранной темы обусловлена особым значением кредитных организаций для функционирования экономики всей страны. Поскольку с деятельностью кредитных организаций напрямую связана деятельность физических и юридических лиц, государственных и муниципальных учреждений.

Также нужно отметить, что институт несостоятельности (банкротства) является комплексным, поскольку урегулирован сразу несколькими отраслями - гражданским, административным, уголовным и процессуальным правом. В частности уголовным и административным правом урегулированы вопросы преднамеренного, фиктивного банкротства, неправомерные действия при банкротстве.

Объектом исследования курсовой работы являются правоотношения, возникающие при признании несостоятельными (банкротами) кредитных организаций, совокупность норм материального и процессуального права, устанавливающих основания и порядок осуществления процедур несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, особенности признания несостоятельными (банкротами) кредитных организаций.

Предметом исследования является несостоятельность (банкротство) кредитных организаций.

Целью данной работы является изучение и исследование совокупности материальных и процессуальных норм, регулирующих указанные правоотношения, изучение и обобщение теоретического материала.

Исходя из целей работы, поставлены следующие задачи:

- выделить теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

- дать понятие, сущность и содержание несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

- выделить особенности государственного регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

- провести анализ и дать характеристику несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в РФ;

- выделить актуальные проблемы в области несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

- рассмотреть процедуры банкротства на примере организации ООО «Центр-инвест».

Правовую базу исследования курсовой работы составили федеральные законы, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства), принимаемые в соответствии с ними подзаконные нормативно-правовые акты. Кроме того, при написании курсовой работы использовались данные правоприменительной практики, периодические печатные издания.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих в себя 10 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: понятие, сущность, содержание

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что «несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Вопросам банкротства в законодательстве многих стран уделяется повышенное внимание. Россия в этом смысле не стала исключением (доказательством может служить хотя бы то обстоятельство, что на протяжении последних десяти лет законодательство в данной сфере постоянно изменяется – законодатель ищет пути его совершенствования и приведения в соответствии с потребностями практики). Такой упрощенный подход к несостоятельности в виде неспособности своевременно выполнить свои обязательства ведет к подмене содержания несостоятельности хозяйствующего субъекта его внешней формой.

На основе вышеприведенных суждений можно так определить понятие несостоятельности. Несостоятельность - это такая степень неэффективности предпринимательской деятельности (бизнеса), при которой объемы генерируемых денежных средств, а также накопленных за весь период существования бизнеса ликвидных активов недостаточны для удовлетворения всех внешних требований, связанных с такой деятельностью (перед контрагентами, работниками, налоговыми органами).

Как в экономических исследованиях, так и в юридической практике не делается никаких различий между понятиями «несостоятельность» и «банкротство». Российское законодательство о несостоятельности также не разделяет понятия «несостоятельность» и «банкротство» и употребляет данные термины в качестве синонимов. Тогда как во многих странах делается различие между ними. В некоторых странах употребляется только термин «несостоятельность», а термин «банкротство» вообще не используется. В США же используется только термин «банкротство». В соседней Республике Беларусь между понятиями «банкротство» и несостоятельность» имеется четкое различие.

Несостоятельное положение предприятия может закончиться как банкротством, так и его оздоровлением (санацией). Если банкротство является негативным результатом несостоятельности бизнеса, то финансовое оздоровление — позитивным.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций (в соответствии с п.1ст.2 Закона о банкротстве кредитных организаций) понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Законом о банкротстве, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Закон о банкротстве кредитных организаций и Закон о банкротстве сохраняют общий принцип банкротства кредитных организаций - судебным процедурам предшествует проведение специальных внесудебных процедур, направленных на восстановление платежеспособности кредитной организации.

В качестве мер по предупреждению банкротства кредитной организации, которые в соответствии со ст.3 Закона о банкротстве кредитных организаций реализуются до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, названы:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3)реорганизация кредитной организации.

В соответствии со ст.4 Закона о банкротстве кредитных организаций меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются в случаях, когда конкретная кредитная организация:

- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

- не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Для наступления второго основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации достаточно, чтобы кредитная организация хотя бы один раз исполнила соответствующие обязательства с опозданием на срок более трех дней. Причиной такого опоздания должно быть отсутствие или недостаточность денежных средств на ее корреспондентских счетах;

- допускает абсолютное снижение величины собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

- нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

- нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

- допускает уменьшение величины собственных средств по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

Государственное регулирование в сфере банкротства в РФ заключается как в установлении законодательных правил, так и в определении круга государственных органов, представляющих интересы государства и контролирующих процесс банкротства, их компетенции, способов и средств государственного воздействия.

На современном этапе развития рыночных отношений предупредительный механизм является одним из элементов всего механизма правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) (наряду с восстановительным и ликвидационным). Являясь системным явлением, предупреждение представляет собой сложный комплекс экономических, организационных, управленческих, финансовых и иных мероприятий, осуществляемых с целью недопущения несостоятельности, требующий адекватного законодательного регулирования.

Первой мерой, направленной на предупреждение банкротства кредитных организаций, на основании п.п2 п.1 ст.3 Закона о банкротстве кредитных организаций является финансовое оздоровление кредитной организации.

Финансовое оздоровлениеосуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и должно осуществляться своевременно по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников) либо по требованию Банка России. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

- изменение организационной структуры кредитной организации;

- иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

В случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации руководитель кредитной организации в течение 10 дней обязан обратиться в совет директоров или к общему собранию учредителей кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации, если причины возникновения этих оснований не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению. Органы управления кредитной организации должны принять решение в 10-дневный срок с момента его направления и проинформировать о принятом решении ЦБ РФ. Банк России, при наличии оснований, закреплённых ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и в ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», имеет право направить в кредитной организации требование об осуществлении мер по её финансовому оздоровлению. Требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер.

В случае установления оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению, который должен содержать:

-оценку финансового состояния кредитной организации;

-указание на формы и размеры участия учредителей кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

-меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

-меры по получению дополнительных доходов;

-меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

-меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

-срок восстановления уровня достаточности собственных средств и текущей ликвидности кредитной организации;

Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, порядок и сроки предоставления, а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России.

На сновании ст.14 Закона о банкротстве кредитных организаций в случае банкротства кредитной организации по вине ее учредителей, членов совета директоров, руководителей кредитной организации, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, на указанных лиц судом, арбитражным судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, если судом, арбитражным судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведения кредитной организации до банкротства, либо если судом, арбитражным судом установлено, что указанные лица не совершили тех действий, которые они в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций были обязаны совершить для предотвращения банкротства кредитной организации.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, если судом, арбитражным судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведения кредитной организации до банкротства.

В случае непринятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации её руководитель может быть привлечён к ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.

Следующей мерой по предупреждению банкротства кредитных организаций называют назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым на определенный срок ЦБ РФ. Специальный характер выражается в порядке её назначения, составе её членов и компетенции. Временная администрация по своей сути является досудебной мерой предупреждения банкротства кредитной организации.

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В соответствии с ст.17 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1. кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2. кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (см. прил. 2 на обороте);

3. кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% (см. прил. 3);

4. кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5. в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными.

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии. Такими основаниями являются:

-установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

-задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией более чем на один год;

-установление фактов недостоверности отчётных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчётности;

- осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией ЦБ РФ;

-неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов ЦБ РФ;

-неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения (если требования кредитной организации составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда);

-неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов кредитной организации при наличии средств на счете указанных лиц.

Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается.

Руководитель временной администрации формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

- реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

- устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

- принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

- обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

Все расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации. Смета расходов временной администрации утверждаются Банком России. Расходы временной администрации в пределах утвержденной Банком России сметы подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.

Не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока действия временной администрации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения ее деятельности руководитель временной администрации обязан представить в Банк России отчет о деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

- в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

- после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через три дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора, обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, а в срок, не превышающий 10 дней бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации.

Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливается после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством РФ о труде.

Сообщение о прекращении деятельности временной администрации должно быть опубликовано Банком России в «Вестнике Банка России».

Следующей мерой по предупреждению банкротства кредитных организаций является реорганизация кредитной организации, осуществляемая в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России имеет право требовать реорганизации кредитной организации, если она:

-не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не перечисляет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах;

-допускает снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

-нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%.

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации. Органы управления кредитной организации обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Процесс реорганизации банков в форме слияния или присоединения включает семь основных стадий:

1. подготовка договора о слиянии или присоединении;

2. уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении;

3. проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;

4. проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;

5. уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;

6. проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

7. представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

1.2 Особенности государственного регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

При осуществлении регулирующей деятельности государство должно располагать специальным аппаратом регулирования, то есть системой конкретных хозяйствующих субъектов, входящих в структуру государства и выполняющих функцию регулирования. Процесс регулирования - процесс организованный, реализующийся согласно определенной внутренней организации. Для регулирования всегда характерен тот или иной способ реализации (или регулирование осуществляется в той или иной форме).

Участие государства в отношениях в сфере банкротства кредитных организаций осуществляется в двух основных формах:

• реализация полномочий кредитора (частная функция участника гражданских правоотношений);

• государственное регулирование и контроль (публичная функция государства).

Указом Президента РФ №314 установлено, что органом, представляющим интересы государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, является Федеральная налоговая служба (ФНС РФ). Она является правопреемником Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506 утверждено положение о Федеральной налоговой службе, согласно которому ФНС - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукцией, за соблюдением валютного законодательства. Кроме того, ФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведет Единый государственный реестр юридических лиц. Новой функцией для ФНС является представление интересов государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, поэтому Правительством РФ было издано постановление от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», конкретизирующее деятельность службы в указанной сфере.

Прежде чем подавать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом, ФНС должна направить судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности по налогам за счет имущества должника либо отправить должнику уведомление о наличии задолженности по налогам и выждать не менее чем 30 дней. Подача заявления может быть отложена на срок, не превышающий 6 месяцев. Одновременно с подачей заявления уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о наличии задолженности перед РФ по денежным обязательствам или самостоятельно получает эту информацию в порядке налогового контроля. ФНС также обязана отправить в Министерство финансов РФ, в Федеральное агентство по государственным резервам, в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, в Федеральную таможенную службу, в орган исполнительной власти субъекта РФ, а также в орган местного самоуправления по месту регистрации должника информацию о принятом решении по подаче заявления. В Постановлении также определяется порядок информационного взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам проведения процедур банкротства.

Следует отметить, что приоритетная задача ФНС - не взыскать долги любой ценой, а путем применения различных процедур банкротства «оздоровить» проблемное учреждение в целях сохранения налогооблагаемой базы, рабочих мест, обеспечения полновесных поступлений в бюджет.

В России функции контроля и регулирования банковской деятельности вьтолняются Центральным банком РФ (Банком России).

Контроль и регулирование деятельности кредитных организаций - взаимодополняющие, но не тождественные виды деятельности надзорных органов.

В соответствии с законодательством ЦБ РФ не является частью исполнительной власти, однако он отвечает существенным признакам государственного органа (в частности, право устанавливать обязательные на всей территории страны правила, наличие аппарата контроля и принуждения к соблюдению этих правил, действия от имени и в интересах всего общества), что позволяет говорить именно о государственном регулировании банковской деятельности, а не о саморегулировании банковской системы.

Полномочия ЦБ условно можно подразделить на две группы:

• полномочия, осуществляемые в интересах государства (деятельность по организации валютного контроля, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций);

• полномочия, осуществляемые в интересах кредитной системы РФ (деятельность по организации системы межбанковских расчетов, хранению средств обязательных резервов или регулирование).

Указанные полномочия реализуются через взаимодействие с кредитными организациями; банковские проверки и привлечение к ответственности; взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления; международную деятельность ЦБ; антимонопольную деятельность ЦБ.

Взаимодействие с кредитными организациями. Как кредитная организация, ЦБ РФ взаимодействует с кредитными организациями в процессе осуществления банковской деятельности. Как орган государственной власти, принимает решение о государственной регистрации кредитной организации, о выдаче лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их, издает нормативные акты, устанавливает обязательные для кредитной организации нормативы, осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства.

ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций и предоставления непредусмотренной законодательством информации о клиентах кредитной организации, если эта информация не связана с их банковским обслуживанием. В процессе взаимодействия с другими кредитными организациями для осуществления функций банковского регулирования и надзора ЦБ РФ проводит:

• проверки отчетности кредитных организаций (их филиалов) за последние 5 лет, предшествующие году проведения проверки. Данная функция позволяет заранее вьгавить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство;

• направляет кредитным организациям обязательные предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет к нарушителям предусмотренные законодательством санкции.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие: годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку, другие формы отчетности.

Кроме того, банки, как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составлять отчеты о соблюдении ими экономических нормативов деятельности. Несоблюдение сроков представления отчета (в течение месяца, следующего за отчетным периодом) свидетельствует о наличии у банка проблем. Важнейшими показателями финансового состояния банка, в наибольшей степени зависящими от внутреннего управления им, являются: достаточность капитала, качество его активов, доходность и прибыгльность, ликвидность, уровень рисков.

В зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

Во время общей проверки выявляется соблюдение банком законов и правил банковского регулирования, условий, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности; правильность составления отчетности; оценивается эффективность системы управления и процедур внутреннего контроля, применяемых банком, качество кредитного портфеля и достаточность обеспечения для покрытия возможных потерь по ссудам, а также резервов; эффективность систем бухгалтерского учета и качество управленческой информации; производится оценка общего финансового состояния банка.

При проведении ограниченных проверок рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например, кредитный портфель.

В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например, сделки с иностранной валютой или компьютерная обработка информации.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ или аудиторскими организациями по поручению Совета директоров. Упол

Наши рекомендации