Тема № 7 Управление капиталом организации

Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование активов.

Капитал является основным фактором производства, характеризующим финансовые ресурсы предприятия. Капитал является источником формирования благосостояния предприятия и главным измерителем его рыночной стоимости.

По принадлежности предприятию капитал делится на собственный и заемный. По объекту инвестирования – основной (капитал, используемый на приобретение всех видов внеоборотных активов) и оборотный (часть капитала, инвестированная во все виды оборотных активов).

Структура капитала - соотношение собственных и заемных финансовых средств, используе­мых предприятием в процессе своей хозяйственной дея­тельности.

Одной из важнейших предпосылок эффективного управления капиталом предприятия является оценка его стоимости.

Стоимость капитала - цена, кото­рую предприятие платит за его привлечение из различных источников.

Концепция такой оценки исходит из того, что ка­питал, как один из важных факторов производства, имеет как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень затрат предприятия. Эта концепция является од­ной из базовых в системе управления финансовой дея­тельностью предприятия. При этом она не сводится только к определению цены привлечения капитала, а определяет целый ряд направлений хозяйственной дея­тельности предприятия в целом.

Процесс оценки стоимости капитала базируется на следующих основных принципах:

1. Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала. Так как используемый капитал пред­приятия состоит из неоднородных элементов (прежде все­го — собственного и заемного их видов, а внутри них — по источникам формирования), в процессе оценки его необходимо разложить на отдельные составляющие эле­менты, каждый из которых должен быть объектом осу­ществления оценочных расчетов.

2. Принцип обобщающей оценки стоимости капитала. Поэлементная оценка стоимости капитала служит пред­посылкой для обобщающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показателем является средневзве­шенная стоимость капитала.

Одна из главных задач финансового менеджмента — максимизация уровня рентабельности собственного ка­питала при заданном уровне финансового риска — реа­лизуется разными методами. Одним из основных меха­низмов реализации этой задачи является "финансовый леверидж".

Финансовый леверидж характеризует использова­ние предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж пред­ставляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить до­полнительную прибыль на собственный капитал.

Базовыми элементами стоимости собственного капитала являются:

1. Стоимость функционирующего собственного капитала

2. Стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода

3. Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала (привилегированных и простых акций (дополнительных паев)

Под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Дивидендная политика - составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Эмиссионная политика предприятия - часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).

Политика привлечения заемных средств - часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Банковский кредит - денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране вызвал активное использование в практике финансовой деятельности новых для нас кредитных инструментов, получивших широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. Одним из таких инструментов является финансовый лизинг, который удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала — долгосрочном кредите.

Товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отсрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике.

Внутренняя кредиторская задолженность (или внутренние счета начисления средств) характеризует наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников.

Тема № 8 Долгосрочное финансовое планирование

Финансовое планирование –процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов, служит инструментом получения внешнего финансирования.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

- перспективное финансовое планирование (разработка прогноза отчета о прибылях и убытках, прогноз движения денежных средств, прогноз бухгалтерского баланса – 3-5 лет),

- текущее финансовое планирование (план доходов и расходов по операционной деятельности, план доходов и расходов по инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовых план – 1 год),

- оперативное финансовое планирование (платежный календарь, кассовый план – декада, месяц, квартал).

Финансовое планирование включает следующие этапы:

1. Анализ финансовой ситуации.

2. Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия.

3. Составление текущих финансовых планов.

4. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана.

5. Осуществление оперативного финансового планирования.

6. Выполнение финансового плана.

7. Анализ и контроль выполнения плана.

Финансовый план включает отчет о прибылях и убытках (отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период), план-баланс и отчет о движении денежных средств.

Наши рекомендации