С 1 января 1992 г. введена сертификация продукции
Сертификация – это процедура, посредством которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие отдельных видов продукции требованиям, определенным в нормативно-технических документах.
Во всех странах уровень качестваоценивается на соответствие принятым в 1987 г. Международной комиссией по стандартизации нормативно-техническим документам, известным в деловом мире как стандарты ИСО.
Органы, осуществляющие сертификацию, являются независимыми. Их задача состоит в том, чтобы дать объективную, авторитетную оценку качества.
Рекламация – претензия, предъявляемая поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора или контракта на поставку продукции.
Наличие или отсутствие рекламации является обобщающим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.
Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость, снижает прибыль и ухудшает финансовое положение предприятия в целом.
Наряду с указанными показателями определяется и анализируется коэффициент сортности продукции. Коэффициент сортности рассчитывается в отраслях промышленности, где есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая промышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества является коэффициент сортности ( ). Коэффициент сортности определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту и характеризует качество выпускаемой продукции. Чем ближе значение коэффициента к единице, тем продукция качественнее.
где – количество изделий i-того сорта;
– цена изделия i-того сорта;
– цена изделия первого сорта.
Брак производства не является показателем качества продукции, так как брак – это непроизводительные затраты. Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению.
Однако стоимость и уровень брака представляются важнейшей характеристикой качества, технического и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о реальном положении дел на предприятии с качеством выпускаемой продукции.
Брак делится на исправимый и неисправимый.
Кисправимомубраку относятся изделия, затраты на исправление которых не превышают затраты на изготовление новых.
Неисправимый брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно.
Исправление брака приводит к удорожанию себестоимости продукции, снижению прибыли, а неисправимый брак приводит к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.
По месту выявления брак делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).
Анализ потерь от брака проводится следующим образом:
– определяется величина окончательно забракованной продукции по периодам (прошлый год и отчетный год), находится отклонение.
– определяется удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам.
Определяют влияние изменения потерь на величину объема выпуска продукции, т.е. сумму недовыпущенной продукции в результате брака в производстве.
Объем недовыпущенной продукции находится по формуле:
,
где – объем товарной продукции по факту.
% брака – уровень брака в себестоимости.
Затем выявляют причины допущенного брака.
Основными причинами брака являются:
– низкое качество исходного сырья;
– низкий технический уровень освоения основных фондов;
– недостаточная квалификация рабочих;
– аритмичность производства.