Глава 3 Ответственность субъектов за несоблюдение установленных нормативов

В случаях нарушения банком или небанковской кредитно-финансовой организацией нормативных правовых актов Республики Беларусь, экономических нормативов, непредставления или представления неполной или недостоверной информации, Национальный банк вправе требовать устранения выявленных нарушений, взыскивать штрафы в размере, установленном Национальным банком, приостановить на срок до одного года действие лицензии на осуществление банком или небанковской кредитно-финансовой организацией отдельных банковских операций.

В случаях невыполнения банком или небанковской кредитно-финансовой организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, наличия убытков по результатам деятельности банка за год, а также в случаях, если указанные в части первой настоящей статьи нарушения либо другие действия банка или небанковской кредитно-финансовой организации привели к созданию положения, которое может повлечь неплатежеспособность банка или небанковской кредитно-финансовой организации либо создает угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Национальный банк вправе:

- потребовать осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка или небанковской кредитно-финансовой организации, в том числе изменения структуры активов;

- внести предложения о замене их руководителей либо провести повторную оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности;

- потребовать осуществления реорганизации банка или небанковской кредитно-финансовой организации;

- изменить для банка или небанковской кредитно-финансовой организации экономические нормативы на срок до одного года либо до устранения нарушений;

- ввести запрет на открытие филиалов (отделений), а также структурных подразделений, расположенных вне места нахождения банка или небанковской кредитно-финансовой организации, на срок до одного года либо до устранения нарушений;

- приостановить действие лицензии на осуществление отдельных банковских операций на срок до одного года либо до устранения нарушений;

- отозвать лицензию на осуществление отдельных банковских операций;

- передать банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию во временное управление Национального банка либо назначить временную администрацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк вправе применять меры административной ответственности к должностным лицам банка и небанковской кредитно-финансовой организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк вправе взыскивать с банка и небанковской кредитно-финансовой организации штрафы в бесспорном порядке [1].

Порядок применения мер воздействия к банку и небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается Национальным банком (Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 28 ноября 2006 г. N 195 «Об утверждении инструкции о порядке вынесения национальным банком Республики Беларусь предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям») [15].

Одним из отличий действующей инструкции от ее предшествующих редакций (в частности Правил применения Национальным банком Республики Беларусь мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.01.2001 № 3) является возможность вынесения Национальным банком в адрес банковской организации предписания.

Предписание является предупредительной мерой надзорного реагирования и не является мерой воздействия.

Основания для вынесения Национальным банком предписаний и применения мер воздействия к банкам выявляются по результатам проводимых им проверок, анализа отчетности и иной информации.

Предписания могут быть следующих видов:

- о представлении информации, используемой для оценки степени надежности банка, выявления ситуации, угрожающей интересам его вкладчиков и иных кредиторов, и (или) иной финансовой и экономической информации, необходимой Национальному банку для выполнения возложенных на него функций;

- об изменении банком представляемой отчетности, в том числе в целях отражения в ней размеров нормативного капитала, активов, обязательств и крупных кредитных рисков банка, определенных Национальным банком на основании установленных им методик;

- об устранении действия, не являющегося нарушением, которое может привести к потере деловой репутации банка или (и) созданию положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов;

- об устранении нарушения (в том числе о разработке банком локального нормативного правового акта, обязательность разработки которого предусмотрена законодательством, или о приведении такого акта в соответствие с требованиями законодательства, или (и) о недопущении нарушения в будущем).

Невыполнение предписания является основанием для приостановления Национальным банком действия специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций, а также для применения иных мер воздействия, если невыполнение такого предписания привело к созданию положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов.

Невыполнение предписания об устранении нарушения является основанием для применения к банку меры воздействия независимо от того, привело ли его невыполнение к созданию положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов. При этом предписание об устранении нарушения считается невыполненным, если не устранено (допущено) хотя бы одно из нарушений, на необходимость устранения (недопущения) которых было указано в предписании.

Принятие решения о вынесении предписания относится к компетенции Председателя Правления Национального банка и его заместителей, направляющих деятельность структурных подразделений центрального аппарата Национального банка, инициирующих рассмотрение вопроса о вынесении предписания. Указанное решение принимается с учетом предложений, подготовленных такими структурными подразделениями в рамках их компетенции.

В соответствие с инструкцией к банковским организациям могут быть применены следующие меры воздействия:

- изменение перечня банковских операций, указанных в лицензии на осуществление банковской деятельности;

- отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций;

- требование об отстранении руководителя банка от занимаемой должности;

- передача банка во временное управление Национального банка либо назначение временной администрации.

К компетенции Совета директоров Национального банка относится принятие решения о применении следующих мер воздействия:

- приостановление лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций;

- требование о принятии мер по улучшению финансового состояния банка, в том числе изменению структуры активов;

- внесение предложения о замене руководителя банка либо о проведении повторной оценки соответствия руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;

- предложение участникам (собственнику имущества) банка предпринять действия, направленные на увеличение нормативного капитала банка до размера, обеспечивающего соблюдение им нормативов безопасного функционирования;

- изменение для банка нормативов безопасного функционирования на срок до одного года либо до устранения нарушений;

- запрет на открытие филиалов (отделений) и (или) создание структурных подразделений банка на срок до одного года либо до устранения нарушений.

Применение Национальным банком мер воздействия осуществляется с учетом характера нарушения, степени его влияния на финансовое состояние банка, наличия положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, исходя из следующих критериев:

- значительности (незначительности) основания для применения меры воздействия;

- количества, систематичности однородных оснований для применения меры воздействия;

- сферы законодательства, в которой совершены нарушения;

- причин, обусловивших возникновение основания для применения меры воздействия;

- общего финансового состояния банка и его положения на рынке банковских услуг;

- осуществления (неосуществления) банком мероприятий по устранению основания для применения меры воздействия;

- эффективности применения мер воздействия;

- адекватности применяемой меры воздействия основаниям ее применения.

При определении значительности (незначительности) основания для применения меры воздействия учитывается степень его влияния на:

- создание положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов;

- финансовое состояние банка;

- деловую репутацию банка;

- полноту соблюдения банком требований актов законодательства, в том числе нормативных правовых актов Национального банка.

Национальный банк вправе применить за одно нарушение несколько мер воздействия (одновременно либо последовательно) в случаях, если для достижения целей и наибольшей эффективности их применения необходимо применение соответствующих мер воздействия в совокупности.

Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций на новый срок либо отозвать ее, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, если выявленные в деятельности банка нарушения, явившиеся основанием для приостановления действия названной лицензии, не были устранены им в указанный срок.

Нужно также отметить, что к банку не могут быть применены меры воздействия, если истекли следующие сроки:

- два года со дня совершения нарушения;

- три месяца со дня выявления нарушения.

Что касается предложений по совершенствованию надзора за коммерческими банками в современных условиях, то представляется, что Национальному банку следует оценивать степень адекватности капитала банка принимаемым рискам и реагировать в случае необходимости. Такое взаимодействие будет способствовать осуществлению активного диалога между банками и Национальным банком и принятию быстрых и всесторонних действий по снижению рисков или увеличению капитала в случае выявления несоответствий.

Национальный банк должен осуществлять надзор и оценку банковских стратегий и внутренних оценок адекватности капитала, а также их возможность по мониторингу и обеспечению их соответствия минимальным требованиям капитала. Национальный банк должен принимать соответствующие надзорные действия в случае, если он не удовлетворен результатами данных процессов.

Национальному банку следует рекомендовать банкам осуществлять деятельность выше минимальной величины достаточности капитала, и он должен иметь возможность требовать от банков поддержания величины капитала на уровне выше минимального.

Для предупреждения снижения капитала каждого конкретного банка ниже минимально допустимого уровня Национальному банку следует стремиться к взаимодействию с банком на ранних стадиях и следует требовать немедленного принятия корректирующих действий, если капитал не поддерживается или уменьшается.

Заключение

В результате проделанной работы, можно отметить следующее.

Государственное регулирование банковской деятель­ности преследует цель обеспечения здоровой и надеж­ной банковской системы.

Государство помимо регулирования своей банков­ской системы также призвано осуществлять надзор над деятельностью банков преимущественно через Цент­ральный банк или специальное агентство по надзору.

Во всем мире существуют 3 основных направления регулирования банковской деятельности — это процеду­ры по разрешению вести бизнес, оценка рисков и при­менение санкций.

Для предостережения банков от неблагоразумной де­ятельности и обеспечения сотрудничества между глава­ми банков был создан Базельский комитет по надзору над деятель­ностью банков.

Базельский комитет по банковскому регулированию (над­зору) на протяжении многих лет занимается вопросами между­народной конвергенции надзорных правил, он вы­полняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран, разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, используемые большинством государств мира. Коми­тет рассылает разработанные документы органам надзора во все страны, чтобы они способствовали дальнейшему развитию рациональных методов оценки и контроля. Страны могут рас­пространять эти документы среди подведомственных органи­заций либо в оригинале, либо в видоизмененном виде с учетом местных условий.

В процессе глобализации банковской сферы многие страны для обеспечения координированных действий в отношении банков начали объединяться и создавать ре­гиональные органы надзора за банковской деятельнос­тью.

Методами банковского регулирования могут быть: документар­ный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, ре­гистрация (выдача лицензий) и т.д.

Одним из важнейших методов регулирования деятельности коммерческих банков Национальным является порядок установления экономических нормативов, выполнение которых обязательно.

По результатам анализа деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк», можно сделать выводы, что все расчетные коэффициенты, отражающие деятельность банка, удовлетворяют нормативным. Единственным невыполненным нормативом по состоянию на 01.10.2010г. являлось недосоздание резерва по активам, подверженным кредитному риску, но Национальный банк разрешил банкам создать резерв в полном объеме к 01.01.2011г.

Несмотря на некоторое ужесточе­ние требований к банкам за отдельные виды нарушений, в настоящее время, ситуация для банков складывается более благоприятно, чем ра­нее, поскольку любое из нарушений в слу­чае его устранения до проверки без отяг­чающих последствий для банка может быть отнесено к категории незначительных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННой литературы

Банковский Кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. N 441-З (с посл изм и доп) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010 – Дата доступа 8.11.2010.
Банковский надзор и аудит: учебное пособие / Г.И. Кравцова, Л.С. Ефремова Т.А. Купрюшина и др. Под.общ.ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2007. 376с.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998г. №218-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010 – Дата доступа 5.11.2010.
Грищенков Г.З. Основы банковского дела. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 179с.
Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред Г.И. Кравцовой. — Мн.: БГЭУ, 2007. — 527 с.
Костерина Т.М. Банковское дело / Московская финансово-промышленная академия, М., 2005, - 191 с.
Об утверждении инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 28 сентября 2006 г. N 138 (в ред. постановления Правления Нацбанка от 25.05.2010 N 175) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010 – Дата доступа 10.11.2010.
Организация деятельности коммерческих банков: Учебник/Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др. Под. общ. Ред. Г.И. Кравцовой. Мн. БГЭУ 2007 512с.
Основы банковского дела / Под.ред. Ю.М. Ясинского. М.: ЮНИТИ 2001.
Официальный сайт ОАО «АСБ Беларусбанк» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.asb.by – Дата доступа 11.11.2010г.
Официальный сайт Национального банка // [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.nbrb.by. – Дата доступа 11.11.2010г.
Паваротная Т.И. Основы банковского дела – Мн.: ЗАО «Веды», 2004. – 76с.
Папирян Г.А. Экономика и управление банковской сферой: международный аспект / Г.А. Папирян. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2004. — 150 с.
Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. №137 «Об утверждении инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» (с посл изм и доп) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010 – Дата доступа 9.11.2010.
Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь 28 ноября 2006 г. N 195 Об утверждении инструкции о порядке вынесения Национальным Банком Республики Беларусь предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (в ред. постановления Правления Нацбанка от 25.05.2010 N 175, с изм., внесенными постановлением Правления Нацбанка от 23.09.2009 N 160)
Реструктурирование кредитных организаций в зарубежных странах / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой, В.М. Новиковой – М.: «Финансы и статистика», 2000, 416с.

Приложение А

Таблица П.1 – Основные показатели деятельности банка

Дата Показателькраткосрочнойликвидности Достаточностьнормативногокапитала (%) Нормативныйкапитал(млн. руб.) Уставныйфонд(млн. руб.)
01.10.2009 0,4 12,4 3134589,6 2288787,9
01.11.2009 0,4 12,8 3272326,5 2288787,9
01.12.2009 0,3 12,7 3275030,4 2288787,9
01.01.2010 1,7 12,0 3289200,9 2288787,9
01.02.2010 1,7 12,8 3401700,2 2288787,9
01.03.2010 1,8 12,7 3403014,0 2288787,9
01.04.2010 1,8 12,2 3399711,5 2288787,9
01.05.2010 2,0 12,4 3421735,1 2288787,9
01.06.2010 2,5 12,5 3450119,8 2288787,9
01.07.2010 2,7 12,7 3498178,8 2288787,9
01.08.2010 2,5 12,5 3539774,2 2288787,9
01.09.2010 2,3 12,7 3570851,2 2288787,9
01.10.2010 2,2 12,7 3633491,5 2288787,9

Приложение Б

Таблица П.2 – Основные показатели деятельности банка

Наименование норматива Факт на 01.10.2010 Минимальное и максимальное значения за сентябрь 2010 года Размер норматива, установленный Национальным банком Республики Беларусь
Нормативный капитал: - млрд. рублей - млн. евро   3 633,5 886,3   - -   Не менее 25 млн. евро
Достаточность нормативного капитала, % 12,7 - Не менее 8
Достаточность основного капитала, % 9,6 - Не менее 4
Показатель краткосрочной ликвидности 2,2 2,1 – 2,9 Не менее 1
Мгновенная ликвидность, % 731,5 491,4 – 1225,3 Не менее 20
Текущая ликвидность, % 266,8 234,8 – 333,2 Не менее 70
Соотношение ликвидных и суммарных активов, % 29,5 28,4 – 31,3 Не менее 20
Соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском 0,5 - Не более 1

Приложение В

Таблица П.3 – Размер фактически созданных и требуемых специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе на 01.10.2010.

Наименование Расчетный резерв Созданный резерв
1. Специальный резерв по активам, подверженным кредитному риску 531,3 210,4*
2. Специальный резерв под обесценивание ценных бумаг 46,9 46,9
3. Специальный резерв по условным обязательствам 12,6 13,0

[1] дериватив представляет собой соглашение между двумя сторонами, по которому они принимают на себя обязательство или право передать определённый актив или сумму денег в установленный срок или до его наступления по согласованной цене

Наши рекомендации