C) контроль за политикой

В соответствии с разделом 3(а) Статьи IV Статей Соглашения МВФ фонд контролирует соблюдение общих обязательств своими членами. Этот контроль (англ.: surveillance) распространяется не только на вопросы валютной политики, но касается также финансово-экономической политики членов МВФ в целом[36]. В пределах своих полномочий осуществлять контроль МВФ оценивает, к примеру, действующий в государстве режим обменных курсов, сильные и слабые стороны финансового сектора и риски для страны, которые могут быть связаны с международными потоками капитала. Кроме того, МВФ исследует институциональные вопросы, например, независимость центрального банка и надзор за финансовым рынком. Наконец, МВФ оценивает структурные вопросы, например, состояние внешней торговли и положение дел на рынке труда конкретной страны. Каждый член МВФ подвергается описанному контролю через равные промежутки времени. Например, последний отчет по результатам проверки положения дел в России был подготовлен МВФ в апреле 2014 г.[37]

Ограничение объема и степени контроля со стороны МВФ предусмотрено разделом 3(b) Статьи IV Статей Соглашения МВФ: МВФ обязан уважать «меры, применяемые государствами-членами в социально-политической сфере внутри страны». На практике эта граница толкуется расширительно. В отчетах МВФ регулярно приводятся оценки и предложения по мерам политики на рынке труда и в социальной сфере, которые могут оказать влияние на макроэкономические показатели соответствующего государства.

Контроль осуществляется на основании сведений, которые соответствующий член фонда обязан предоставлять в распоряжение МВФ, и консультаций (так называемые консультации на основании статьи IV), проводимых между МВФ и соответствующим членом фонда. На основании этих консультаций работники МВФ составляют отчет для Исполнительного совета. Отчет и заключение Исполнительного комитета передаются соответствующей стране. Выводы отчета и заключения (так называемые Информационные бюллетени для общественности) по согласованию с соответствующей страной чаще всего обнародуются. Распространяется практика публикации самих отчетов, опять же с согласия соответствующей страны[38].

Как рекомендации, которые МВФ дает в рамках контроля политики, так и условия кредитования односторонне ориентированы на монетаристскую и неолиберальную экономическую модель. Они, как правило, предусматривают такие меры, как либерализация торговли, сокращение государственных расходов, снижение налогов и упразднение дотаций. Однако эти реформы не обязательно приводят к стабильности валютно-финансовой системы государства, проводящего такие реформы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время всё чаще звучит критика в адрес масштабного расширения компетенции МВФ и раздаются требования, в соответствии с которыми МВФ следует сосредоточиться на основных задачах в сфере валютных отношений.

Как решить задачу?

Правовым основанием кредита, который МВФ предоставил Новоландии, служит раздел 3 Статьи V Статей Соглашения МВФ. Для оценки правовых последствий несоблюдения обещания о проведении реформ, которое содержится в письме о намерениях, следует определить правовой характер соглашения между МВФ и Новоландией, поскольку письмо о намерениях составляет часть этого соглашения. Если придерживаться мнения отдельных теоретиков и признать это соглашение международным договором, то окажется, что Новоландия нарушит принцип «pacta sunt servanda» и совершит тем самым международно-противоправное деяние. Если же вместе со специалистами-практиками и некоторыми теоретиками признать это соглашение не международным договором, а лишь односторонним согласованием кредита со стороны МВФ, то нарушение международного права со стороны Новоландии иметь места не будет. Более убедительной представляется последняя точка зрения, поскольку в ней учитывается тот факт, что ни МВФ, ни обратившийся с заявкой на предоставление кредита член фонда не имеют воли на заключение именно международного договора. По этой причине новому правительству Новоландии, с правовой точки зрения, ничто не мешает отказаться от последующего соблюдения обязательств, предусмотренных письмом о намерениях. Однако в заключении следует обратить внимание министра финансов на политические и экономические последствия их несоблюдения: в будущем МВФ может отказывать в предоставлении кредитов либо соглашаться с предоставлением на еще более жестких условиях. Кроме того, несоблюдение обязательств может повлечь за собой ухудшение кредитоспособности Новоландии на рынках частного капитала. Следовательно, несмотря на допустимость несоблюдения обязательств с правовой точки зрения, против такого решения говорят весомые аргументы.

Обязательства членов МВФ

Задача

Банк А, учрежденный в форме акционерного общества по законодательству государства Автаркия, является коммандитистом коммандитного товарищества Б по законодательству России. На собрании товарищей в установленном порядке принимается решение об увеличении капитала товарищества. Банк A обязан внести дополнительный вклад в размере 7 млн долларов США. Однако впоследствии, несмотря на неоднократное требование о внесении вклада, банк A не делает этого. Через некоторое время коммандитное товарищество Б становится несостоятельным. Теперь внесения вклада от банка A требует конкурсный управляющий. Банк A отказывается от этого и ссылается, среди прочего, на правила валютных операций, действующие в Автаркии. В соответствии с этими правилами для экспорта валюты стоимостью более 1000 долларов США требуется разрешение министерства финансов Автаркии. Это разрешение не было выдано банку A (бесспорно, по политическим мотивам). После этого конкурсный управляющий обращается с иском в компетентный суд России. В ходе разбирательства дела банк A ссылается на раздела 2(b) Статьи VIII Статей Соглашения МВФ: из ее текста следует, что если исковое требование основано на валютном контракте, который противоречит правилам валютных операций, такой иск заявлен быть не может. Имеет ли конкурсный управляющий шансы на успех?

Примечание: Автаркия уведомила МВФ о том, что она решила воспользоваться положениями раздела 2 Статьи XIV Статей Соглашения МВФ.

Наряду с обязательством по выплате взноса в размере квоты на членов МВФ возлагаются обязательства в отношении валютного режима (Статья IV Статей Соглашения МВФ) и дополнительные общие обязательства (Статья VIII Статей Соглашения МВФ), из которых практическое значение имеют в первую очередь правила допустимости валютного контроля и его признания за рубежом.

Наши рекомендации