Источники коммерческой информации в Украине
Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах - важный этап внешнеторговых операций. Но сбор ее и анализ - весьма кропотливое дело. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий.
Поскольку все большее число предприятий Украины самостоятельно выходит на международный рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, стандартах качества и научно-технических достижениях. Хозяйственный руководитель может иметь полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран - достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и другими источниками средств массовой информации, справочниками и электронными картотеками банков и кредит-бюро, а также с современными картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей.
Но для того, чтобы пользоваться источниками информации, необходимо знать, где они находятся.
В связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа конъюнктуры рынка - анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Специалисты выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке. Итог их работы - координаты различных зарубежных фирм, предлагаемых украинским предприятиям для осуществления внешнеторговых операций, прямых связей, создания совместного предприятия либо смешанного общества.
Информация является своеобразным ресурсом, а ее источник - это места и форма хранения.
Места хранения информации, необходимой предприятию, учреждению, организации, накапливающие и распространяющие информацию, - государственные органы, торговые палаты, научно-исследовательские институты, учебные институты, библиотеки, бюро, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические, торговые и фирменные представительства, выставки, ярмарки, вычислительные центры.
Источниками хранения и распространения информации являются доклады, информационные записки, книги, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, терминалы компьютерных сетей, радио, телевидение, информационные отчеты фирм и наглядная реклама.
В Украине необходимую информацию могут предоставить следующие организации.
Торгово-промышленная палата Украины - ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеторговых связей Украины (www.ucci.org.ua). Членами ТПП Украины являются более 7 тысяч предприятий и фирм разных форм собственности, организации предпринимателей, банки и др.
Главная задача ТПП Украины - это прежде всего создание благоприятных условий для отечественного предпринимательства, представление и защита его интересов на всех уровнях, содействие развитию прямых связей с зарубежными партнерами в области экономики, науки и торговли, поиск инвесторов и квалифицированная подготовка инвестиционных проектов, бизнес-планов и многое другое. Палата предоставляет своим членам широкий спектр профессиональных услуг, в том числе консультационные услуги по вопросам внешней торговли и оценке рынков, проводит независимую экспертизу товаров, осуществляет оценку недвижимости, декларирование внешнеторговых грузов (по договоренности с таможенными органами), оказывает патентно-лицензионные услуги и услуги по штриховому кодированию товаров и пр. Палата предоставляет деловую, юридическую информацию украинским и иностранным предпринимателям, организовывает семинары, конференции, выставки в Украине и за рубежом и другие мероприятия. Палата поддерживает партнерские связи с аналогичными национальными и региональными структурами почти в 80 странах мира.
Банки, имеющие лицензии на валютные операции, в картотеке которых несколько тысяч иностранных организаций, фирм и банков.
Некоторые совместные предприятия, в сфере деятельности которых консультирование, маркетинг, поиск партнеров.
Кооперативы, организации, союзы, ассоциации окажут помощь в поиске зарубежного партнера либо предоставят адреса и телефонные номера зарубежных организаций, способствующих международному бизнесу.
Общественные организации, международные объединения.
За рубежом необходимую информацию предоставят:
1. Кредит-бюро. Опытные консультанты за один день могут подготовить и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет о ее деятельности. Они предоставляют и конфиденциальную информацию, поступающую не столько от обработки огромных информационных массивов, сколько от агентов в других компаниях, банках, государственных органах. Крупнейшие кредит-бюро: США – “Дан энд Брэдстрит”, Австрия – “Кредитшутцфербанд”, Великобритания – “Дэйтастрим”, Италия – “Космос”, Франция – ДАФСА.
С середины 80-х годов 85% рынка фирменной информации контролировали практически две компании – американская “Дан энд Брэдстрит” (через две свои дочерние фирмы) и австрийская “Кредитшутцфербанд”.
“Дан энд Брэдстрит” – крупнейшая компания на рынке фирменной информации. Она имеет дочерние фирмы более чем в 30 странах всех континентов, ее общий персонал – более 57 тыс. чел., оборот – 1,8 млрд. долл. Компания предоставляет широкий ассортимент экономико-информационных услуг, в числе которых выдача кратких и более подробных справок по фирмам (на различных носителях), составление тематических подборок по фирмам, в том числе по отдельным отраслям, составление и публикация фирменных страновых и региональных справочников, общее число наименований которых превышает 50. В США компания имеет 90 центров по сбору информации о фирмах. Ее банки данных хранят информацию по 8 млн. американских фирм, которая предоставляется почти 80 тыс. пользователей, включая крупнейшие концерны страны. С начала 80-х годов ХХ века компания активизировала проникновение на рынок фирменной информации стран Западной Европы. Так, она приобрела крупную информационную компанию ФРГ “Шиммельпфенг” с сетью ее дочерних фирм и отделений во многих странах этого региона, а также ведущую фирму по предоставлению деловой информации Ангиии “Дэйтастрим”, ведущее кредитно-справочное бюро Италии “Космос” и т.д.
Примером другой многопрофильной информационной компании может служить французская ДАФСА, которая выпускает фирменные справочники и предоставляет информацию о фирмах в любой форме – от телефонных ответов до магнитных носителей, а также составляет тематические обзоры.
Система взаимоотношений с заказчиками информации у кредит-бюро строится не на разовом запросе, а на абонементном обслуживании. Так, вы не можете заказать только одну справку об интересующей вас фирме, необходимо подписаться на абонемент для стандартных справок, при желании можно получить дополнение к справке — на дополнительный абонемент. По годовой подписке могут предоставляться ежемесячные списки фирм, специальные обзоры, научно-информационные обзоры по рынкам и фирмам-производителям. Очень ценно, что кредит-бюро оказывает помощь в выборе контрагента и дает сведения по вашим контрагентам.
2. Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий. Палаты, которые по своей сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов. Для этого они осуществляют издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные сети.
3. Банки. Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов (тех, кто ведет в банке счет и получает от него кредит, банк знает до мельчайших подробностей), но и всего рынка, с которыми имеет дело банк. Банк может выдавать на своих клиентов краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию.
4. Отдельные фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниринговых, брокерских услугах либо находятся в тесных связях с исковым партнером. Например, международная кооперативная аудиторская и консалтинговая фирма с юридическим адресом в Швейцарии имеет свои филиалы во многих странах.
5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия (в торговых судах, у нотариусов и т.д.). Они же могут выдавать выписки из реестра и регистрационных книг.
6. Союзы предпринимателей.
7. Организации содействия развитию производства и экспорта.
8. Фондовые биржи. Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности имеют всегда под рукой информацию о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации.