Звенья финансовой системы. Их характеристика и взаимосвязь
Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на 2 крупные сферы:
1. Финансы домохозяйств (различных субъектов хозяйствования) – децентрализованные финансы.
2. Государственные или общегосударственные финансы (централизованные).
Звенья финансовой системы:
1. Централизованные финансы:
- госбюджет
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- государственный казначейский резервный фонд
2. Децентрализованные финансы:
- финансы коммерческих организаций (фирм, ассоциаций, потребительских кооперативов, производственных объединений);
- финансы страховых организаций (личное, имущественное, страхование ответственности, страхование риска);
- финансы общественных организаций;
- финансы бюджетных организаций.
Тема 3. Государственный бюджет главный централизованный фонд государства
Сущность и роль государственного бюджета
Закон РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондов» определяет бюджет как основной финансовый план формирования и использования денежных средств за обеспечением функций государственных органов экономического и социального развития РБ или соответствующих административно-территориальных единиц.
Бюджетный план отражает все доходы государства, направления и пропорции распределения основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период, а также регулирование дефицита бюджета и основных направлений финансовой политики страны.
В РБ различают вышестоящий и нижестоящий бюджет.
Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящих административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящих административно-территориальной единицы.
Функции бюджета:
1. Распределительная – функционирует посредством распределения и перераспределения денежных доходов между отраслями хозяйства, социальными слоями общества, уровнями государственного управления. Функция формирует денежные отношения, имеющие объективный характер, которые складываются у органов государственной власти с юридическими и физическими лицами по поводу распределения, перераспределения национального дохода. Эти денежные отношения называются бюджетными и являются частью финансовых отношений.
2. Контрольная – позволяет анализировать своевременность и полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления соответствующему распределению денежных средств величине предусматриваемых расходов.
Функции государственного бюджета объективны и являются формой государственной реализации.
Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.
Бюджетный механизм осуществляет регулирование экономики посредством маневрирования бюджетных денежных средств за счет того, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов.
Доходы и расходы бюджета.
Доходы бюджета – это часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств.
Расходы бюджета - это часть бюджетных отношений, связанных с распределением и перераспределением фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов гос. Власти и местного самоуправления.
Доходы бюджета – это:
- налоговые платежи (абсолютный источник формирования гос. Бюджета РБ; к ним относятся взимания с юр. и физ. лиц в индивидуальном порядке, сборы пошлин в связи с оказанием гос. органами услуг (безвозмездные и безвозвратные);
- неналоговые платежи (включают в себе возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров: доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров, случайные продажи, также кассовая прибыль и проценты, получаемые от Нацбанка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода, также штрафы, санкции, конфискация имущества, а также если есть добровольные поступления от физ. и юр. лиц.
Расходы гос. бюджета:
1. расходы на внещнеэкономическую деятельность
2. военные расходы
3. расходы на создание гос. запасов и резервов (госзакупки: зерно и т.д.)
4. экономические расходы (поддержка нерентабельных предприятий, помощь, поддержка дорожного и др. транспорт, всё что касается развития экономики)
5. расходы на управление (содержание гос. аппарата)
6. расходы на соц. Нужды
Основные направления сокращения бюд. расходов:
1. повышение эффективности направлений использования бюд. средств в отраслях экономики
2. уменьшение дотаций отдельным отраслям и регионам
3. снижение расходов на обслуживание гос. долга
4. усиление финансового контроля за расходованием бюд. средств на всех уровнях управления