Пенсионный фонд РФ (ПФР)
ПФР начал действовать с 1 января 1992 г. Это самый крупный из государственных внебюджетных социальных фондов, бюджет ПФР — второй по величине после федерального. Основными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством Доходы бюджета ПФР складываются из поступлений страховых взносов (до 1 января 2010 г. — сумм ЕСН); средств федерального бюджета, передаваемых в ПФР в соответствии с законодательством РФ; доходов от размещения временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пеней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц.
Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потери кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
В соответствии с Программой пенсионной реформы РФ с 1 января 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения: установлены пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и негосударственные пенсии. На территории РФ введено обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является ПФР. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.
Трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (формируется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Граждане сами могут выбрать, кому доверить накопительную часть — частным управляющим компаниям или государственной компании. Однако система некоммерческих негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний у населения большой популярностью пока не пользуется. По данным ПФР 85% пенсионных накоплений по умолчанию вложено в государственную управляющую компанию. На конец 2008 г. общая сумма средств пенсионных накоплений, переданных из ПФР, превысила 354 млрд руб. и лишь 2,8% было доверено в управление частными компаниями. Однако пока пенсионные накопления дохода не приносят, убытки в результате инвестирования этих средств в 2008 г. составили 4 млрд 647 млн руб.1
Каждая из трех составных частей пенсии исчисляется и индексируется по-разному, что затрудняет понимание пенсионных изменений для граждан, поэтому с 2010 г. в рамках реформирования пенсионной системы проводится объединение базовой и страховой части пенсии и введение фиксированного страхового взноса в ПФР в размере 26%.
Граждане могут увеличить будущую пенсию вступив в Программу государственного софинансирования. Если гражданин в накопительную часть своей будущей пенсии перечислит от 2 тыс. до 12 тыс. руб. в год, то государство внесет на его счет в ПФР такую же сумму. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 г. Она рассчитана на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса.
Еще одной формой социальной поддержки государством населения является выплата материнского капитала. Материнский ( семейный) капитал — это мера государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 г. появился второй ребенок. Сертификат на получение материнского капитала выдает территориальный орган ПФР. Материнский капитал ежегодно индексируется государством. Средства материнского капитала можно использовать на покупку или строительство жилья, на образование детей, на увеличение будущей пенсии мамы. Распорядиться средствами материнского (семейного) капитала можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. С 1 января 2009 г. средства или часть средств материнского капитала могут быть досрочно направлены на погашение кредита, взятого на улучшение жилищных условий. Это можно сделать независимо от возраста второго ребенка.
С 2002 по 2009 г. вместо отчислений в ПФР соответствующие перечисления производились в федеральный бюджет. Переход с 1 января 2010 г. на новую систему формирования доходов ПФР и использование в 2011—2014 гг. пониженных тарифов страховых взносов приведут к снижению поступлений в бюджет ПФР. В 2010 г. выпадающие доходы бюджета ПФР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Совершенствование пенсионного обеспечения российских граждан в 2010 г. предусматривает проведение валоризации. Валоризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Она коснется всех нынешних пенсионеров, а также россиян, работавших в любой период времени до 2002 г., по мере выхода их на пенсию. Трудовой стаж этих граждан по определенным формулам преобразуется в пенсионный капитал, с учетом которого исчисляется размер пенсии. Валоризация предусматривает единовременное повышение на 10% страховой части пенсии тем, кто имел трудовой стаж в 1991—2001 гг. Дополнительно по 1% будет добавляться за каждый год советского трудового стажа (до 1991 г.). Предполагается, что у разных возрастных групп пенсионеров пенсии увеличатся на суммы от 700 до 1700 руб.
На ПФР, начиная с 2010 г., возложена обязанность по контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на пенсионное и бесплатное медицинское обеспечение.