Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР начал действовать с 1 января 1992 г. Это самый круп­ный из государственных внебюджетных социальных фондов, бюджет ПФР — второй по величине после федерального. Ос­новными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кре­дитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством Доходы бюджета ПФР складываются из поступлений стра­ховых взносов (до 1 января 2010 г. — сумм ЕСН); средств феде­рального бюджета, передаваемых в ПФР в соответствии с зако­нодательством РФ; доходов от размещения временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взно­сов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пе­ней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц.

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потери кормильца); пен­сий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионе­рам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; постра­давшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

В соответствии с Программой пенсионной реформы РФ с 1 ян­варя 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионно­го обеспечения: установлены пенсии по государственному пен­сионному обеспечению, трудовые пенсии и негосударственные пенсии. На территории РФ введено обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, эко­номических и организационных мер, направленных на компен­сацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обяза­тельного страхового обеспечения. Страховщиком по обязательно­му пенсионному страхованию является ПФР. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед за­страхованными лицами.

Трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (диф­ференцированная часть, зависит от результатов труда конкрет­ного человека) и накопительной (формируется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Граждане сами могут выбрать, кому доверить накопительную часть — частным управляющим компаниям или государственной компании. Однако система не­коммерческих негосударственных пенсионных фондов и управ­ляющих компаний у населения большой популярностью пока не пользуется. По данным ПФР 85% пенсионных накоплений по умолчанию вложено в государственную управляющую компанию. На конец 2008 г. общая сумма средств пенсионных нако­плений, переданных из ПФР, превысила 354 млрд руб. и лишь 2,8% было доверено в управление частными компаниями. Однако пока пенсионные накопления дохода не приносят, убытки в ре­зультате инвестирования этих средств в 2008 г. составили 4 млрд 647 млн руб.1

Каждая из трех составных частей пенсии исчисляется и индек­сируется по-разному, что затрудняет понимание пенсионных из­менений для граждан, поэтому с 2010 г. в рамках реформирования пенсионной системы проводится объединение базовой и страхо­вой части пенсии и введение фиксированного страхового взноса в ПФР в размере 26%.

Граждане могут увеличить будущую пенсию вступив в Про­грамму государственного софинансирования. Если гражданин в накопительную часть своей будущей пенсии перечислит от 2 тыс. до 12 тыс. руб. в год, то государство внесет на его счет в ПФР та­кую же сумму. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 г. Она рассчитана на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса.

Еще одной формой социальной поддержки государством на­селения является выплата материнского капитала. Материнский ( семейный) капитал — это мера государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 г. появился второй ребенок. Сертификат на получение материнского капита­ла выдает территориальный орган ПФР. Материнский капитал ежегодно индексируется государством. Средства материнского капитала можно использовать на покупку или строительство жи­лья, на образование детей, на увеличение будущей пенсии мамы. Распорядиться средствами материнского (семейного) капита­ла можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. С 1 января 2009 г. средства или часть средств материнского капитала могут быть досрочно на­правлены на погашение кредита, взятого на улучшение жилищ­ных условий. Это можно сделать независимо от возраста второго ребенка.

С 2002 по 2009 г. вместо отчислений в ПФР соответствующие перечисления производились в федеральный бюджет. Переход с 1 января 2010 г. на новую систему формирования доходов ПФР и использование в 2011—2014 гг. пониженных тарифов страхо­вых взносов приведут к снижению поступлений в бюджет ПФР. В 2010 г. выпадающие доходы бюджета ПФР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Совершенствование пенсионного обеспечения российских гра­ждан в 2010 г. предусматривает проведение валоризации. Вало­ризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Она коснется всех нынешних пенсионеров, а также росси­ян, работавших в любой период времени до 2002 г., по мере выхо­да их на пенсию. Трудовой стаж этих граждан по определенным формулам преобразуется в пенсионный капитал, с учетом кото­рого исчисляется размер пенсии. Валоризация предусматривает единовременное повышение на 10% страховой части пенсии тем, кто имел трудовой стаж в 1991—2001 гг. Дополнительно по 1% будет добавляться за каждый год советского трудового стажа (до 1991 г.). Предполагается, что у разных возрастных групп пен­сионеров пенсии увеличатся на суммы от 700 до 1700 руб.

На ПФР, начиная с 2010 г., возложена обязанность по контро­лю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на пенсионное и бесплатное медицинское обеспечение.

Наши рекомендации