Регулирование деятельности банков
Банковское дело было бы очень рискованным видом бизнеса для самих банкиров и их клиентов, если бы государственные регулирующие органы не объединили свои усилия с банками. И это обстоятельство еще paз подчеркивает: чтобы благоразумно управлять банковским сектором, здесь помимо государственных структур должен участвовать и частный сектор. В этой связи от руководства банков требуется разработать соответствующую политику осуществления мониторинга и процедуры ее осуществления.
Банковский надзор до недавнего времени имел тенденцию к внутренней ориентации, однако многие банки стали международными организациями с филиалами и отделениями, клиентурой за рубежом, с активными корреспондентскими отношениями. Национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международного банковского надзора.
Во второй половине 90-х годов начались попытки объединения усилий разных стран для улучшения банковского надзора в международном плане. В частности, во время саммита «большой семерки» в июле 1997 г. в американском городе Денвере руководители 7 наиболее развитых стран мира приняли декларацию по усилению международного банковского надзора. Основным исполнителем этой актуальный для мировой банковской индустрии миссии был выбран Банк международных расчетов.
Этот международный банк, базирующийся в Женеве, был создан сразу после начала финансового и банковского краха в США в 1929 г., когда наряду с существенным ослаблением экономики ведущих европейских стран встала необходимость улучшения кооперации между странами. Непосредственным толчком для создания Банка международных расчетов послужил План Юнга, который был разработан в целях помощи немецкому правительству при осуществлении платежей репарации по Версальскому соглашению сразу после окончания Первой мировой войны.
Итак, Банк международных расчетов, который в последующем стал своего рода банком для центральных банков разных стран, был открыт в 1930 г. и является старейшей международной финансовой организацией мира. Первоначально основной миссией этой организации являлось продвижение кооперации между центральными банками и обеспечение их дополнительными средствами для международных финансовых операций.
В настоящее время Банк международных расчетов выполняет 3 основные роли. Во-первых, он с помощью кооперации деятельности центральных банков и других регулирующих органов разрабатывает и внедряет коэффициенты адекватности капитала для банков. Во-вторых, он держит у себя значительную часть мировых валютных запасов. В-третьих, он является посредникомили гарантом многочисленных международных финансовых соглашений.
В течение всего своего существования членство в этой организации ограничивалось только индустриально развитыми странами. Однако ситуация изменилась в 90-е годы прошлого века, и новыми членами стали развивающиеся страны Азии и Латинской Америки, такие как Китай, Индия, Бразилия. Уже в 1998 г. центральные банки из 45 стран получили право голоса в этой организации.
Для предостережения банков от неблагоразумной деятельности и обеспечения сотрудничества между главами банков в 1974 г. по инициативе группы индустриально развитых стран и на базе существовавшего Постоянного комитета Группы десяти центральных банков индустриально развитых стран плюс Швейцария и Люксембург в рамках Банка международных расчетов был создан Базельский комитет по надзору над деятельностью банков. Образованию этого координирующего органа дали толчок банкротства двух ведущих банков США и Германии, а именно: «Франклин Националь Банк ин Нью-Йорк» (Franklin National Bank in New York) в 1971 г. и «Банк Герштат» (Bankas Herstatt) в 1974 г. Оба банка обанкротились в результате рискованных действий за пределами своих стран.
Базельский комитет по банковскому регулированию (надзору) на протяжении многих лет занимается вопросами международной конвергенции (сближение в сторону слияния) надзорных правил.
Базельский комитет по банковскому регулированию выполняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран, разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, используемые большинством государств мира. Комитет рассылает разработанные документы органам надзора во все страны, чтобы они способствовали дальнейшему развитию рациональных методов оценки и контроля. Страны могут распространять эти документы среди подведомственных организаций либо в оригинале, либо в видоизмененном виде с учетом местных условий.
Базельским комитетом по банковскому регулированию разработаны следующие документы: "Базовые принципы эффективного банковского надзора" (Базельские принципы), "Минимальные стандарты для осуществления надзора за международными банковскими группами и их зарубежными учреждениями", "Международное сближение методов измерения капитала и стандартов капитала", "Управление банковским международным кредитованием", "Надзор за позициями по иностранным валютам", "Принципы управления риском по ставкам процентов", "Схема для измерения и управления ликвидностью", "Защита от преступного использования банковской системы для отмывания денег", "Консолидированный надзор за международной деятельностью банков", "Отношения между банковскими ревизорами и внешними аудиторами" и др.
Базельский комитет по банковскому регулированию активно сотрудничает с региональными консультационными группами: Арабским комитетом по банковскому надзору; Карибской группой по банковскому надзору; Ассоциацией по банковскому надзору стран Латинской Америки и Карибского бассейна; Группой по банковскому надзору Восточной и Южной Африки; Группой по банковскому надзору стран Восточной и Центральной Европы; Комитетом по банковскому надзору Совета по взаимопомощи стран Персидского залива; Оффшорнойгруппой по банковскому надзору; Региональным комитетом по банковскому надзору стран Средней Азии и Закавказья; Комитетом по банковскому надзору Восточной и Центральной Африки и др. [2, с.39]
В настоящее время Базельский комитет свою деятельность развернул в основном в трех направлениях, а именно: обсуждение насущных специфических проблем надзора; распределение полномочий надзора над зарубежными учреждениями банков между странами-участницами; наконец, усиление стандартов надзора в странах-участницах. Последнее направление Комитета имеет существенное значение в деле обеспечения здорового состояния международной финансовой системы.
В 1987 г. государственные регулирующие органы банковской деятельности Великобритании и США заключили соглашение, по которому намеревались осуществлять совместный контроль над адекватностью капиталов своих банков. Это соглашение широко обсуждалось в Базельском комитете, к нему присоединились все его члены, и в июле 1988 г. оно было единогласно одобрено.Таким образом, было принято очень важное Базельское соглашение, по которому была создана общая схема измерения капитала, которая в свою очередь позволяла оценивать адекватность капитала всех банков на сравнительной основе и определяла требования к минимальному капиталу. Так, в частности, по этому Соглашению требуется, чтобы отношение рискованных активов банка к его капиталу было менее 8%.
В 1990-х годах стандарты адекватности капитала начали активно применяться и в других странах мира. Сегодня многие страны имеют признанные в международном плане собственные стандарты. Однако с увеличением роли контроля над капиталом банков в конце тех же 1990-х годов начались дебаты по поводу необходимости стандартов адекватности капитала. Споры особенно сильно разгорелись после азиатского финансового кризиса. В ответ на это Базельский комитет утвердил 25 принципов эффективного банковского надзора. Они охватывают вопросы от лицензирования и методов текущего банковского надзора до международных банковских операций и были одобрены органами надзора многих стран мира во время ежегодного собрания Мирового банка и Международного валютного фонда в октябре 1997 г.
Если при принятии принципов эффективного надзора среди стран наблюдалось единодушие, то Базельское соглашение вызывало споры. В частности, противники этого Соглашения отмечают, что коэффициент адекватности капитала активно использовался до азиатского кризиса. И как видно, существующие требования к капиталу оказались недостаточными для предотвращения кризисов. Более того, банки стараются обходить эти требования, меняя свои кредитные политики. Например, они начинают страховать кредитные риски с помощью производных финансовых инструментов (деривативов) или применяют секьюритизацию. Многие считают, что 8%-ный барьер ставит использующие его кредитные учреждения в неравные условия с другими финансовыми институтами, для которых нет таких ограничений.
В конце 1990-х годов выносились предложения по реформированию Базельского соглашения, а в 1999 г. Банк международных расчетов порекомендовал подойти к этой проблеме, основываясь на: количественных требованиях к капиталу; инспекции; рыночной дисциплине, характеризующейся ощутимой прозрачностью. Также было рекомендовано применять математические модели для определения уровня риска, в том числе так называемую модель «цены на риск». Однако позднее наблюдалось смещение взглядов в сторону рыночно ориентированной модели, которая больше привлекала банкиров, и продолжало ставиться под сомнение дальнейшее сохранение 8%-ного уровня для коэффициента адекватности капитала [13, с. 121].
В процессе глобализации банковской сферы многие страны для обеспечения координированных действий в отношении банков начали объединяться и создавать региональные органы надзора за банковской деятельностью, в их числе: Высшее собрание центральных банков Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна; Группа развития Южной Африки; Группа Развития Латинской Америки; Совет по сотрудничеству стран Персидского залива и др. Многие региональные группы, помимо сотрудничества с Банком международных расчетов работают вместе с Мировым банком, Международным валютным фондом (МВФ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и другими региональными банками развития, которые в свою очередь являются активными помощниками обеспечения благоразумной банковской деятельности.
Внутригосударственный банковский надзор может иметь следующие разновидности:
- основные обязанности в области банковского надзора вменяются центральному банку;
- создаются самостоятельные органы надзора, отделенные от центрального банка;
- внедряется смешанная система, при которой Центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами, например, с Министерством финансов, Банковским комитетом и др.
В Беларуси надзор за коммерческими банками осуществляется:
- внутренним аудитом (аудиторскими службами коммерческого банка);
- внешним аудитом;
- собственниками;
- соответствующими надзорными подразделениями Национального банка.
В следующей главе рассмотрим основные методы, с помощью которых Национальным банком Республики Беларусь, осуществляется регулирование деятельности банков.