Регулирование деятельности банков

Банковское дело было бы очень рискованным видом бизнеса для самих банкиров и их клиентов, если бы го­сударственные регулирующие органы не объединили свои усилия с банками. И это обстоятельство еще paз подчеркивает: чтобы благоразумно управлять банков­ским сектором, здесь помимо государственных структур должен участвовать и частный сектор. В этой связи от руководства банков требуется разработать соответст­вующую политику осуществления мониторинга и процедуры ее осуществления.

Банковский надзор до недавнего времени имел тенденцию к внутренней ориентации, однако многие банки стали между­народными организациями с филиалами и отделениями, кли­ентурой за рубежом, с активными корреспондентскими отно­шениями. Национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международ­ного банковского надзора.

Во второй половине 90-х годов начались попытки объ­единения усилий разных стран для улучшения банков­ского надзора в международном плане. В частности, во время саммита «большой семерки» в июле 1997 г. в американском городе Денвере руководители 7 наиболее развитых стран мира приняли декларацию по усилению международного бан­ковского надзора. Основным исполнителем этой акту­альный для мировой банковской индустрии миссии был выбран Банк международных расчетов.

Этот международный банк, базирующийся в Женеве, был создан сразу после начала финансового и банковского краха в США в 1929 г., когда наряду с существенным ослаблением экономики веду­щих европейских стран встала необходимость улучше­ния кооперации между странами. Непосредственным толчком для создания Банка международных расчетов послужил План Юнга, который был разработан в целях помощи немецкому правительству при осуществлении платежей репарации по Версальскому соглашению сразу после окончания Первой мировой войны.

Итак, Банк международных расчетов, который в пос­ледующем стал своего рода банком для центральных банков разных стран, был открыт в 1930 г. и является старейшей международной финансовой организацией мира. Первоначально основной миссией этой организа­ции являлось продвижение кооперации между цент­ральными банками и обеспечение их дополнительными средствами для международных финансовых операций.

В настоящее время Банк международных расчетов выполняет 3 основные роли. Во-первых, он с помощью кооперации деятельности центральных банков и других регулирующих органов разрабатывает и внедряет коэф­фициенты адекватности капитала для банков. Во-вто­рых, он держит у себя значительную часть мировых ва­лютных запасов. В-третьих, он является посредникомили гарантом многочисленных международных финан­совых соглашений.

В течение всего своего существования членство в этой организации ограничивалось только индустриально раз­витыми странами. Однако ситуация изменилась в 90-е годы прошлого века, и новыми членами стали развиваю­щиеся страны Азии и Латинской Америки, такие как Китай, Индия, Бразилия. Уже в 1998 г. центральные банки из 45 стран получили право голоса в этой органи­зации.

Для предостережения банков от неблагоразумной де­ятельности и обеспечения сотрудничества между глава­ми банков в 1974 г. по инициативе группы индустриаль­но развитых стран и на базе существовавшего Постоян­ного комитета Группы десяти центральных банков инду­стриально развитых стран плюс Швейцария и Люксембург в рамках Банка международных расчетов был создан Базельский комитет по надзору над деятель­ностью банков. Образованию этого координирующего органа дали толчок банкротства двух ведущих банков США и Германии, а именно: «Франклин Националь Банк ин Нью-Йорк» (Franklin National Bank in New York) в 1971 г. и «Банк Герштат» (Bankas Herstatt) в 1974 г. Оба банка обанкротились в результате рискован­ных действий за пределами своих стран.

Базельский комитет по банковскому регулированию (над­зору) на протяжении многих лет занимается вопросами между­народной конвергенции (сближение в сторону слияния) надзорных правил.

Базельский комитет по банковскому регулированию вы­полняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран, разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, используемые большинством государств мира. Коми­тет рассылает разработанные документы органам надзора во все страны, чтобы они способствовали дальнейшему развитию рациональных методов оценки и контроля. Страны могут рас­пространять эти документы среди подведомственных органи­заций либо в оригинале, либо в видоизмененном виде с учетом местных условий.

Базельским комитетом по банковскому регулированию раз­работаны следующие документы: "Базовые принципы эффек­тивного банковского надзора" (Базельские принципы), "Мини­мальные стандарты для осуществления надзора за междуна­родными банковскими группами и их зарубежными учрежде­ниями", "Международное сближение методов измерения капи­тала и стандартов капитала", "Управление банковским между­народным кредитованием", "Надзор за позициями по иност­ранным валютам", "Принципы управления риском по ставкам процентов", "Схема для измерения и управления ликвиднос­тью", "Защита от преступного использования банковской сис­темы для отмывания денег", "Консолидированный надзор за международной деятельностью банков", "Отношения между банковскими ревизорами и внешними аудиторами" и др.

Базельский комитет по банковскому регулированию ак­тивно сотрудничает с региональными консультационными груп­пами: Арабским комитетом по банковскому надзору; Кариб­ской группой по банковскому надзору; Ассоциацией по бан­ковскому надзору стран Латинской Америки и Карибского бас­сейна; Группой по банковскому надзору Восточной и Южной Африки; Группой по банковскому надзору стран Восточной и Центральной Европы; Комитетом по банковскому надзору Со­вета по взаимопомощи стран Персидского залива; Оффшорнойгруппой по банковскому надзору; Региональным комитетом по банковскому надзору стран Средней Азии и Закавказья; Коми­тетом по банковскому надзору Восточной и Центральной Аф­рики и др. [2, с.39]

В настоящее время Базельский комитет свою деятельность развернул в основном в трех направлениях, а именно: обсуждение насущных специфических проблем надзора; распределе­ние полномочий надзора над зарубежными учреждения­ми банков между странами-участницами; наконец, уси­ление стандартов надзора в странах-участницах. Послед­нее направление Комитета имеет существенное значение в деле обеспечения здорового состояния международной финансовой системы.

В 1987 г. государственные регулирующие органы бан­ковской деятельности Великобритании и США заключили соглашение, по которому намеревались осущест­влять совместный контроль над адекватностью капита­лов своих банков. Это соглашение широко обсуждалось в Базельском комитете, к нему присоединились все его члены, и в июле 1988 г. оно было единогласно одобрено.Таким образом, было принято очень важное Базельское соглашение, по которому была создана общая схема из­мерения капитала, которая в свою очередь позволяла оценивать адекватность капитала всех банков на сравнительной основе и определяла требования к минимально­му капиталу. Так, в частности, по этому Соглашению требуется, чтобы отношение рискованных активов банка к его капиталу было менее 8%.

В 1990-х годах стандарты адекватности капитала на­чали активно применяться и в других странах мира. Се­годня многие страны имеют признанные в международ­ном плане собственные стандарты. Однако с увеличени­ем роли контроля над капиталом банков в конце тех же 1990-х годов начались дебаты по поводу необходимости стандартов адекватности капитала. Споры особенно сильно разгорелись после азиатского финансового кри­зиса. В ответ на это Базельский комитет утвердил 25 прин­ципов эффективного банковского надзора. Они охваты­вают вопросы от лицензирования и методов текущего банковского надзора до международных банковских операций и были одобрены органами надзора многих стран мира во время ежегодного собрания Мирового банка и Международного валютного фонда в октябре 1997 г.

Если при принятии принципов эффективного надзо­ра среди стран наблюдалось единодушие, то Базельское соглашение вызывало споры. В частности, противники этого Соглашения отмечают, что коэффициент адекват­ности капитала активно использовался до азиатского кризиса. И как видно, существующие требования к капиталу оказались недостаточными для предотвращения кризисов. Более того, банки стараются обходить эти требования, меняя свои кредитные политики. Например, они начинают страховать кредитные риски с помощью производных финансовых инструментов (деривативов) или применя­ют секьюритизацию. Многие считают, что 8%-ный ба­рьер ставит использующие его кредитные учреждения в неравные условия с другими финансовыми института­ми, для которых нет таких ограничений.

В конце 1990-х годов выносились предложения по ре­формированию Базельского соглашения, а в 1999 г. Банк международных расчетов порекомендовал подойти к этой проблеме, основываясь на: количественных требо­ваниях к капиталу; инспекции; рыночной дисциплине, характеризующейся ощутимой прозрачностью. Также было рекомендовано применять математические модели для определения уровня риска, в том числе так называе­мую модель «цены на риск». Однако позднее наблюда­лось смещение взглядов в сторону рыночно ориентиро­ванной модели, которая больше привлекала банкиров, и продолжало ставиться под сомнение дальнейшее сохра­нение 8%-ного уровня для коэффициента адекватности капитала [13, с. 121].

В процессе глобализации банковской сферы многие страны для обеспечения координированных действий в отношении банков начали объединяться и создавать ре­гиональные органы надзора за банковской деятельнос­тью, в их числе: Высшее собрание центральных банков Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна; Группа раз­вития Южной Африки; Группа Развития Латинской Америки; Совет по сотрудничеству стран Персидского залива и др. Многие региональные группы, помимо со­трудничества с Банком международных расчетов рабо­тают вместе с Мировым банком, Международным ва­лютным фондом (МВФ), Организацией экономическо­го сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и другими региональными банками развития, которые в свою оче­редь являются активными помощниками обеспечения благоразумной банковской деятельности.

Внутригосударственный банковский надзор может иметь следующие разновидности:

- основные обязанности в области банковского надзора вменяются центральному банку;

- создаются самостоятельные органы надзора, отделенные от центрального банка;

- внедряется смешанная система, при которой Централь­ный банк разделяет обязанности по надзору с другими государ­ственными органами, например, с Министерством финансов, Банковским комитетом и др.

В Беларуси надзор за коммерческими банками осуществляется:

- внутренним аудитом (аудиторскими службами коммерчес­кого банка);

- внешним аудитом;

- собственниками;

- соответствующими надзорными подразделениями Нацио­нального банка.

В следующей главе рассмотрим основные методы, с помощью которых Национальным банком Республики Беларусь, осуществляется регулирование деятельности банков.

Наши рекомендации