Регулирование деятельности коммерческих банков

Надзор и контроль над банковскими операциями осущес­твляется на международном и национальном государственном уровнях. В целях обеспечения системной стабильности, защи­ты коммерческих банков и их клиентов от риска ликвидности, кредитного и других рисков государство регулирует деятель­ность кредитных организаций, устанавливая законы, принимая подзаконные акты в отношении данной сферы экономической жизни страны, используя налоговую политику и политику цен­трального банка. Все элементы регулирования основываются на международных стандартах.

Со стороны центрального банка государственное регулиро­вание банковской деятельности производится посредством про­цедур государственной регистрации или ликвидации кредит­ных организаций, установления запретов и ограничений, эко­номических нормативов, введения экономических санкций за нарушение предъявляемых требований, надзора за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, опре­деления порядка организации внутрибанковского контроля и аудита, лицензирования банковских операций.

Роль центрального банка в формировании и развитии над­зорных структур в разных странах имеет свои отличия. В Ав­стрии, Дании, Канаде, Швеции и некоторых других государ­ствах функцию контроля за деятельностью кредитных органи­заций выполняют не центральные банки, а другие органы. В Австралии, Великобритании, Испании, Италии, Республике Беларусь, России данная функция исполняется исключительно центральным банком. В Германии, США, Франции, Японии и еще ряде стран несколько органов, включая центральный банк, контролируют банковскую деятельность.

Кроме специальных органов, наделенных функцией надзо­ра за работой кредитной системы, контроль осуществляют так­же аудиторские организации и подразделения аудита самого банка, другие уполномоченные на то органы.

Система надзора представляет собой совокупность эко­номических и административных мер, финансовых и юриди­ческих инструментов, используемых для поддержания безопас­ности и повышения эффективности банковской деятельности. К числу важных направлений надзора и контроля относятся:

· разработка систем раннего выявления проблемных банков. Центральный банк анализирует деятельность кредитных организаций и при выявлении ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, вправе применить меры воздействия;

· обеспечение адекватных резервов в целях эффективного управления банковскими рисками;

· усиление внимания к структуре активов и обязательств по срочности в целях регулирования и контроля риска ликвидности как в отдельной кредитной организации, так и в банковской системе в целом;

· развитие надзора на консолидированной основе;

· трансграничный надзор за банками, имеющими дочерние банки и филиалы за рубежом. Для последних необходимо заключение надзорных соглашений между центральными банками государств, на территории которых расположены международные банки, о взаимном обмене информацией, в том числе и по надзору, об участии в проверках банков и др.

Надзор за коммерческими банками осуществляется в фор­мах дистанционного наблюдения и контактного надзора. В пер­вую очередь объектом надзора является работа банка с точки зрения соответствия законам и нормативным актам, регулиру­ющим данную сферу экономических отношений, и экономи­ческим нормативам. Тщательной проверке также подлежит по­рядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках. В последнее время со стороны центральных банков усилен кон­троль качества банковского менеджмента.

В целях выполнения надзорных функций центральный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансо­вом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка. В сроки, в порядке, в форме, установленных централь­ным банком, коммерческие банки представляют ему отчетность (отчетную документация) о своей деятельности. Информация, полученная в порядке банковского надзора, не подлежит раз­глашению, является конфиденциальной.

Для регулирования деятельности кредитных организаций и надзора за ними центральный банк устанавливает экономи­ческие нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проверяет деятельность банков, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применя­ет предусмотренные законодательством страны санкции к нару­шителям. Проверки проводятся представителями центрально­го банка или по его поручению аудиторскими организациями (аудиторами), имеющими лицензию центрального банка на проведение аудита.

Одним из видов контроля является пруденциальный надзор[45]. Цель надзора — защита потребителей банковских услуг от риска банкротства коммерческого банка и защита кре­дитной системы от риска "цепной реакции" банкротств банков. Пруденциальный надзор появился в процессе развития систе­мы надзора со стороны центрального банка. Благодаря превен­тивному характеру он минимизирует разнообразные риски коммерческих банков. Он выполняет функцию защиты публич­ных интересов акционеров и вкладчиков.

Элементы пруденциального надзора:

1. контроль состава владельцев банка, проверка уровня квалификации руководителя банка и главного бухгалтера, оценка готовности банка к проведению банковских операций на стадии образования и лицензирования банков;

2. документальный надзор за статистической и финансовой отчетностью банков (получение, проверка, анализ) в целях раннего выявления проблем в деятельности кредитной организации;

3. инспекция работы с выездом на место. Она позволяет оценить качество управления банком, состояние его внутреннего контроля. Проверки кредитных организаций проводятся силами специалистов центрального банка. В отдельных случаях к их проведению привлекаются аудиторские организации.

В целях поддержания стабильности и устойчивости банков­ской системы Республики Беларусь Национальный банк уста­навливает для банков экономические нормативы: ми­нимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (ре­организованного) банка; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка; предельный раз­мер неденежной части уставного фонда; нормативы ликвидно­сти, достаточности капитала; максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов), на одного кредитора (вкладчика), на одного

инсайдера[46] и связанных с ним лиц; максимальный размер крупных рисков; максималь­ный размер риска по средствам, размещенным в зарубежных странах, не являющихся членами ОЭСР; норматив участия бан­ка в инвестиционной деятельности; норматив валютного риска (открытой валютной позиции); максимальные размеры соб­ственных вексельных обязательств и привлеченных средств физических лиц; норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском; мак­симальный размер привлеченных средств физических лиц.

Центральным банком также устанавливаются отдельные экономические нормативы для небанковских кредитно-финан­совых организаций в зависимости от круга осуществляемых ими банковских операций.

Центральный банк разрабатывает методики определения собственных средств, активов, размеров риска по активам для каждого из нормативов. При этом учитываются как междуна­родные стандарты, так и особенности развития банковской си­стемы в государстве; проводятся консультации с банковскими ассоциациями, союзами, банками.

В международной банковской практике определены сферы, в которых центральными банками ограничивается деятель­ность кредитных организаций. Это:

· полномочия коммерческих банков. В первую очередь центральными банками налагаются ограничения на виды деятельности, которыми может заниматься кредитная организация. К примеру, ограничиваются вложения в уставные капиталы юридических лиц; отдельные виды активов (чаще — операции с отдельными видами ценных бумаг);

· право владения. В ряде стран центральные банки не разрешают нефинансовым организациям входить в число собственников (участников) коммерческих банков. Если законом это не запрещено, в этих государствах вводятся ограничения на операции между банком и его собственниками (участниками);

· размеры индивидуальных кредитов, объем и число кредитов по отдельным сегментам совокупного кредитного портфеля;

· кредиты лицам, имеющим доступ к конфиденциальной информации;

· требования к капиталу;

· гарантийные обязательства и др.

Развитие предпринимательства в целом основывается на оп­ределенной свободе деятельности, что не характерно для банков­ской сферы, работа которой ограничена строгими рамками. Пре­жде чем банк начнет функционировать, он должен получить ли­цензию. Допуск кредитных организаций на рынок банковских услуг и лицензирование банков в ряде стран является функци­ей центрального банка (Россия, Республика Беларусь); феде­ральных органов (Германия), министерства финансов (Япо­ния). Центральный банк осуществляет государственную регист­рацию кредитных организаций.

Центральные банки ряда стран (Россия, Республика Бела­русь) обладают правом инициировать процесс ликвидации кре­дитных организаций.

Глобализация и технический прогресс изменили природу и условия банковской стабильности. Поэтому предпочтительнее превентивные, чем антикризисные меры. Достижение стабиль­ности банковской деятельности обеспечивается ее регулирова­нием, надзором и контролем, антикризисным управлением, международным сотрудничеством, соблюдением международ­ных принципов, правил и стандартов.

Центральные банки, как уже отмечалось, используют не только экономические методы взаимодействия с кредитными организациями, но и административные. Так, возможны пере­дача проблемного банка в доверительное управление, наложе­ние запрета на проведение отдельных банковских операций, отзыв, приостановление лицензии, требование замены руково­дителей и главного бухгалтера, наложение штрафа и другие меры.

Количество мер воздействия на кредитную организацию и степень их жесткости зависят как от уровня надежности и ус­тойчивости кредитной системы, общей экономической ста­бильности в государстве, так и от исторического опыта надзор­ных органов. Центральный банк, как правило, после систем­ных кризисов расширяет круг экономических и администра­тивных инструментов воздействия на кредитные организа­ции. В случаях слияния банков, присоединения, разделения, выделения либо преобразования происходит прекращение их деятельности. Порядок решения этих организационных воп­росов определяется центральным банком и осуществляется под его контролем.

4. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

Центральный банк Республики Беларусь, как уже неод­нократно говорилось, именуется Национальным банком. Он был создан в 1991 г. Становление и развитие Национального банка осуществлялось на институциональной основе законов "О Национальном банке Республики Беларусь", "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", постановле­ния Верховного Совета Белорусской ССР "О Национальном бан­ке Белорусской ССР и банках на территории республики", ко­торые были приняты Верховным Советом республики в декабре 1990 г. Национальный банк изначально не обладал стату­сом государственного органа, равноправного Совету Минис­тров страны.

Конституцией Республики Беларусь определено: "Нацио­нальный банк регулирует кредитные отношения, денежное об­ращение, определяет порядок расчетов и обладает исключи­тельным правом эмиссии денег"[47]. Осенью 1996 г. на республи­канском референдуме были приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, согласно которым Прези­дент Республики Беларусь получил право назначать на дол­жность Председателя и членов Правления Национального бан­ка с согласия Совета Республики и освобождать их с уведомле­нием Совета Республики.

С 2001 г. правоотношения, возникающие при осуществле­нии банковской деятельности, строятся на основе Банковского кодекса Республики Беларусь, закрепившего независимость деятельности Национального банка. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу, осуществляемую в границах его полномочий. Председатель Правления Нацио­нального банка является членом Правительства нашего госу­дарства.

Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер устав­ного фонда и порядок распределения прибыли определены Ус­тавом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк — это единая централизованная орга­низация. В ее состав входят центральный аппарат, структур­ные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Общая организацион­ная структура Национального банка представлена на рис. 17.1. Работа структурных подразделений и организаций Националь­ного банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Националь­ного банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организу­ются оборотные кассы.

По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей де­ятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет ди­ректоров.

Регулирование деятельности коммерческих банков - student2.ru

Рис. 17.1. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

Правление является высшим органом управления эмисси­онным банком. Это коллегиальный орган, определяющий ос­новные направления деятельности Национального банка, руко­водящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Рес­публики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавлива­ется размер участия иностранного капитала в банковской систе­ме страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка. Правлением принимаются решения о регулировании банковской деятельности, кредитных и валютных отношений, об определении порядка расчетов, о государственной регистра­ции кредитной организации, ее реорганизации и ликвидации, о выдаче либо отзыве лицензий, о применении к банкам мер воз­действия и др.

Свои решения Правление принимает в форме постановлений.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Уставом Национального банка опре­деляется компетенция Правления и порядок созыва его заседа­ний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже од­ного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом вве­ден ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государ­ственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Президент вправе освобождать их от должности с уведомле­нием Совета Республики в случаях: истечения срока полномо­чий; неспособности исполнять служебные обязанности по состо­янию здоровья, констатированной заключением медицинской комиссии; отставки; ухода на пенсию; несоблюдения Конститу­ции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента и иных обязательных для Национального банка актов законода­тельства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей; разглашения сведений, составляющих государ­ственную или служебную тайну; признания виновным в совер­шении преступления по приговору суда; в иных случаях, пред­усмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления не более двух сроков подряд.

Правление Национального банка принимает решения про­стым большинством голосов при условии присутствия на его за­седании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого оп­ределяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка. В функции Сове­та директоров входит утверждение порядка проведения отдель­ных операций Национального банка, принятие решений о вы­пуске в обращение банкнот и монет, об изменении процентных ставок по операциям Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Нацио­нальном банке, и др.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководи­теля Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров орга­низована согласно регламенту.

Члены Совета директоров (за исключением его руководите­ля) назначаются Правлением в соответствии с установленным Уставом порядком. Уставом определяется и компетенция Сове­та директоров. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при усло­вии присутствия на его заседании не менее шести членов. Засе­дания Совета директоров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Подразделения центрального аппарата Национального бан­ка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и эконо­мического анализа; платежного баланса и банковсой статисти­ки; внешнеэкономической деятельности; монетарных опера­ций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и депар­таменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридиче­ский, банковского надзора, валютного регулирования и валют­ного контроля. Административный блок состоит из департа­мента администрации и управления кадровой политики, безо­пасности и защиты информации.

В свою очередь в состав департаментов входят несколько от­делов и управлений. Так, департамент монетарных операций объединяет депозитарий и управления операций с ценными бу­магами и реализации монетарной политики; департамент бан­ковского надзора состоит из отдела регистрации и лицензирова­ния и управлений методологии пруденциального надзора, орга­низации надзора, инспекции, информационно-аналитического. Организационная структура и штатное расписание департа­ментов Национального банка утверждаются Председателем Пра­вления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом ди­ректоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом. К примеру, Юридиче­ский департамент осуществляет разработку и проведение об­щей правовой политики Национального банка, прогнозирова­ние правового обеспечения банковской деятельности; Департа­мент монетарных операций регулирует ликвидность банков­ской системы и кредитных отношений, проводит процентную политику.

Законодательством Республики Беларусь, касающимся ос­нов службы в государственном аппарате (о государственной службе), установлен статус служащих Национального банка.

Права и обязанности служащих Национального банка, усло­вия их найма и увольнения определяются Советом директоров. Служащие Национального банка не имеют права: иметь и (или) приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций; зани­мать должности в банках и иных организациях на условиях штатного совместительства.

Высшим законодательным органом страны определяется размер уставного фонда Национального банка. Он формируется из средств государственного бюджета, целевых поступлений, прибыли самого банка и служит обеспечением обязательств На­ционального банка. Размер уставного фонда Национального банка по состоянию на 1 января 2003 г. был равен 60 млрд. бело­русских рублей.

За счет отчислений от прибыли банка формируются резерв­ный и иные фонды Национального банка. При осуществлении долгосрочных финансовых вложений и затрат капитального характера резервный фонд служит одним из источников обеспе­чения затрат. Национальным банком также формируются спе­циальные резервы общих банковских рисков.

Наши рекомендации