Тема 5. Региональные финансы

1. Понятия и особенности региональных финансов.

2. Региональные и местные бюджеты: содержание, функции и источники формирования (использования).

Финансы региона — это денежные ресурсы и потоки в их наличной или безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства, территории, уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы - государственная, в том числе самого субъекта Российской Федерации; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов.

Таким образом, поскольку, в конечном счете, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Региональными называются бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу они занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств. С другой стороны, они занимают определенное промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.

Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ (ст. 14) к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Одновременно Федеральным бюджетом установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от некоторых федеральных налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доляв них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам.

Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления, к которым относятся доходы: от использования имущества, находящегося в государственной собственности, или от хозяйственной деятельности, например, сдача имущества в аренду; дивиденды по акциям, принадлежащим органам власти и управления региона, и др.

Согласно Бюджетному кодексу РФ исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:

· обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов;

· проведение выборов и референдумов;

· деятельность средств массовой информации;

· формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу;

· поддержание и развитие дорожной сети регионального значения;

· реализацию региональных целевых экономических и социальных программ;

· обслуживание и погашение государственного долга субъекта Федерации;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.

Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующих бюджетов финансировать расходы на:

· государственную поддержку, отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, развитие рыночной инфраструктуры;

· научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-исследовательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

· обеспечение правоохранительной деятельности;

· социальную защиту населения, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, деятельности средств массовой информации;

· развития федеративных и национальных отношений.

Местный бюджет — это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, хотя, безусловно, составляют интегральный элемент единой финансово-бюджетной системы страны.

К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах.

Расходы бюджетов муниципальных образований можно разделить на несколько групп. Это расходы, связанные:

· с решением вопросов местного значения;

· с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

· с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и пр.

Самостоятельно местные бюджеты осуществляют:

· содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка, муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и референдумов;

· организацию, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

· организацию транспортного обслуживания населения и учреждений; дорожное строительство и содержание дорог местного значения; охрану окружающей природной среды; благоустройство и озеленение территорий;

· реализацию целевых программ, принимаемых органами самоуправления;

· обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения.

На практике, как правило, отмечается нехватка средств местных бюджетов. Возникает дефицит, финансирование которого осуществляется из двух источников:

· из муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

· из кредитов, получаемых от кредитных организаций.

Наши рекомендации