Анализ выпуска продукции предприятия по ассортименту, тыс. руб
Наименование продукции | План | Факт | Выполнение плана, % | Зачтено в выполнение производственной программы (факт в пределах плана) | Недовыполнение плана |
Продукция А | 117,9 | – | |||
Продукция Б | 93,3 | ||||
Продукция В | 96,1 | ||||
Всего | 104,2 |
Из таблицы видно, что план по ассортименту не выполнен (план 311478 тыс. руб., зачтено в выполнение производственной программы – 302124 тыс. руб.). Причина невыполнения плана по ассортименту – снижение выпуска продукции Б и В. Коэффициент ассортиментности на анализируемом предприятии равен 0,97 (302124 : 311478 = 0,97). Выполнение плана по ассортименту – 97% соответственно.
Невыполнение плана по ассортименту приводит к структурным сдвигам в составе продукции, изменению стоимости товарной и реализованной продукции.
Структура продукцииопределяет удельный вес (в процентах) каждого вида продукции в общем объеме продукции.
Продукция различается по трудоемкости выполнения, материалоемкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводят к изменению объема продажи продукции.
Фактическое изменение удельных весов отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с удельными весами в базисном периоде называется структурными сдвигами.
О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на ее выпуск и т.д.
Для характеристики структурных сдвигов на предприятии используют коэффициент структурной активности .
,
где – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
– число номенклатурных групп (видов) продукции.
Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
Структурные сдвиги выпуска продукции оказывают влияние на такие результирующие показатели, как объем выпуска продукции (в стоимостной оценке), материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.
Изменение прибыли, а следовательно и рентабельности происходит потому, что рентабельность каждого вида продукции различна.
Для оценки выполнения плана по структуре сначала оценивается плановая и фактическая структура продукции. Затем берется совокупный фактический выпуск продукции и производится расчет фактического объема выпуска продукции каждого вида с учетом его доли в плановой структуре выпуска. Для оценки выполнения плата по структуре используется «правило наименьшего числа». В выполнение плана засчитывается значение, полученное путем сравнения показателей фактического выпуска каждого вида продукции при плановой структуре с фактическим выпуском. Выполнение плана по структуре оценивается как отношение «зачтено в выполнение плана» к фактическому выпуску продукции.