Особенности оценки различных проектов
Как было показано ранее, существуют ИП, отличающиеся не только целями, характером производства продукции и способами финансового обеспечения, но и спецификой расчетов эффективности. К ним относятся:
§ проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд;
§ проекты, в реализации которых принимает непосредственное участие, действующее предприятие;
§ проекты, реализация которых предусматривает аренду (лизинг) основных фондов;
§ проекты, в которых взаимотношения инвестора и государства устанавливаются соглашением о разделе продукции;
§ финансовые проекты.
Рассмотрим основные положения по учету специфики проектов в расчетах их эффективности.
Проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд на основе носударственного заказа, обеспечивают большую устойчивость рынка сбыта, но в то же время расчет за его выполнение связан с возможностями государства. Поэтому необходимо учесть это обстоятельство при оценке величины риска.
Если же ИП наряду с госзаказом требует государственной поддержки, то оценка его эффективности имеет ряд особенностей:
1. Условия предоставления государственной поддержки могут предусматривать льготные поставки продукции государству по сравнению с другими покупателями. В этом случае необходимо при оценке эффективности от операционной деятельности использовать разные цены на продукцию, поставляемую государству и реализуемую на рынке.
2. Цена приобретаемой государством продукции является предметом соглашения между предприятием и государством. При обосновании этой цены необходимо одновременно обеспечить:
§ финансовую реализуемость проекта;
§ конкурентноспособность продукции предприятия;
§ возможно больший положительный бюджетный эффект.
Для достижения поставленных целей взамовыгодных соглашений необходимы вариантные расчеты, обеспечивающие нахождение приемлемого для сторон нижнего предела цены при безубыточности производства. При этом верхним пределом цены продукции, имеющиейся на внутреннем или мировом рынке, является отпускная цена продукции, установленная предприятиями – изготовителями или поставщиками.
При всех других условиях одним из основных аргументов в пользу государственной поддержки ИП является его бюджетная эффективность. Для ее обоснования рекомендуется учесть эффект замены,заключающийся в сопоставлении приобретения продукции у предприятия, которому государство оказывает поддержку, и закупаемой на внутреннем и/ или мировом рынке. Одновременно, наряду с анализом технико-экономических показателей, учитывается и разница в поступлениях в бюджет НДС, акцизов и пошлин по вариантам закупки.
Интегральный эффект замены определяется как дисконтированная сумма эффектов замены по всем шагам в расчетном периоде. При анализе нескольких видов аналогичной продукции в расчет принимается тот ее вид, которому отвечает минимальный интегральный эффект.
Проекты, реализуемые на действующем предприятиисуществляются в целях:
§ расширения объема и ассортимента выпускаемой продукции;
§ внедрения достижений НТП;
§ возможности использования накопленных амортизационных отчислений и прибыли;
§ снижения риска.
Для оценки эффективности предполагаемых ИП используется приростной метод. Суть его состоит в том, что на основе анализа возможного инвестирования в предприятие дается оценка выгодности ИП предприятию. Как правило, этот метод применяется на предприятиях с относительно устойчивым финансовым положением.
Расчет приростным методом производится аналогично ИП, реализуемым на вновь создаваемом предприятии с некоторыми отличиями. Так, например :
§ не учитывается амортизация основных фондов, существовавших независимо от ИП;
§ подлежит учету выручка от предусмотренной ИП реализации на сторону имущества действующего предприятия;
§ налоги, связанные с реализацией ИП, подлежат отчислению в бюджет, если изменилась выручка, балансовая прибыль, размер оплаты труда и др;
§ дополнительно учитывается возможность финансирования ИП за счет средств предприятия.
Проекты, реализация которых предусматривает аренду (лизинг) основных фондов.
Понятия «лизинг», «аренда» стали давно постоянным атрибутом российской экономики. Вместе с тем необходимость специального отражения лизинга в расчетах эффективности возникает тогда, когда проект предусматривает:
§ реализацию производимой продукции на условиях лизинга;
§ использование имущества на условиях аренды (лизинга, в том числе международного);
§ оценку эффективности создания или развития лизинговой компании или организации лизинговой деятельности на действующем предприятии.
Все указанные направления ИП на условиях лизинга возникают в связи необходимостью достижения его финансовой реализуемости и повышения коммерческой эффективности. Поэтому лизинг должен учитываться как при оценке участия в проекте, так и проекта в целом.
Рассматривая лизинг как один из видов операционной деятельности, в ней учитываются притоки реальных денег и их оттоки в виде налогов.
В стоимость дополнительных услуг по соглашению сторон может включаться в лизинговые платежи. Это дает возможность лизингополучателю пользоваться льготами по налогообложению. Особенно это обстоятельство касается прибыли и отнесения дорогостоящих НИОКР на себестоимость продукции.
Лизинг производимой продукции должен учитываться при оценке эффективности как участия в проекте, так и проекта в целом. Этот учет производится в составе исходной информации, необходимой для определения операционных затрат и на этапе завершения лизингового договора.
Проекты, реализуемые на основе соглашений о разделе продукции,осуществляются с учетом схемы их финансирования. В качестве критерия эффективности ИП рекомендуется использовать ЧДД участников соглашения. В тех случаях, когда оптимальные сроки соглашения для отдельных участников различаются, рекомендуется предусматривать дополнительные меры обеспечения срока существования ИП. Как правило, не рекомендуется ограничивать доли «разделяемой продукции», т.е. достижения некоторого критического значения показателей эффективности.
Существует определенный порядок оценки эффективности ИП, которые включает в себя оценку эффективности производимой продукции и ее рентабельность в разрезе бюджетной, региональной и федеральной эффективности.
Оценка эффективности финансовых проектов осуществляется с целью получения финансового результата. Известно, что в любом финансовом проекте участвуют две стороны: лицо (или лица), предоставляющие денежные средства (кредитор, заимодатель), и лицо (или лица), получающее денежные средства (дебитор, заемщик).
Основным содержанием финансового проекта, как правило, является схема платежей от кредитора к дебитору и обратно на определенных условиях. Типичной особенностей потока платежей является представление платежей в процентной или дисконтной форме.
Разработчиком финансового проекта, как правило, является дебитор, заинтерисованный в наиболее выгодном способе получения кредита и вместе с темв наибольшей привлекательности проекта для возможных кредиторов. Наряду привлекательности особое внимание уделяется надежности выполнения условий. В связи с этим в финансовом проекте может присутствовать третье лицо –гарант выполнения условий. Он может не участвовать в формировании потока платежей при их реализации в соответствии с условиями, но берет на себя обязательства по компенсации потерь дебитора при невыполнении этих условий.
Результатомразработки финансового проекта является юридический документ–договор между участниками проекта.
Финансовый проект может быть открытым и закрытым.В первом случае он ориентирован на широкий круг участников, согласных с объявленными условиями размещения денежных средств; во втором – онна привлечение заранее определенного круга участников, с которыми заключаются односторонние или многосторонние договоры.
Открытый характер финансового проекта предполагает открытость информации о проекте и его условия, операционные затраты.
Открытым типом открытых финансовых проектов является эмиссия ценных бумаг (облигаций, акций и др.).
Закрытый тип финансового проекта предполагает привлечение средств, исходя из потребности и на период действия договора, из заранее определенного круга участников.
Способ оценки проекта зависит от от схемы кредитования. Простейшая схема заключается в получении однократного кредита в сумме, позволяющей покрыть все потребные затраты дебитора в расчетном периоде, и возврате полученной суммы вместе с процентными начислениями в конце периода.
Рекомендуемая литература
1. Инвестиционное проектирование: Практическое руководство. — М.: АО Финстатинформ, 1995.
2. Инструкцияо порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство зданий и сооружений (СНиП 10 — 01 — 94). — М., Минстрой России, 1995.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -М.:Финансы и статистика,1995
4. Ковалев В.В. Управление финансами.- М.: ФБК-Пресс, 1998
5. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Учебник. Второе издание, переработанное и дополненное. – СП б изд .В.А.Михайлова ,2001.
6. Липсиц И. В., Коссов В. Ф. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализ. — М.: Бек, 1996.
7. Лунев Н., Макаревич Л. Бизнес-план для получения инвестиций: Методические рекомендации. — М.: Внешсигма, 1995.
8. Мертенс А.В. Инвестиции. –Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997
9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция).- М.:Экономика,2000.