История формирования финансов в россии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. г.в. плеханова»

Финансовый факультет

финансы и цены

(кафедра(ы)

Курсовая работа

По дисциплинам :«Финансы»

На тему :«Особенности формирования государственных финансов в России».

Выполнил

Студент группы: 17Д-2217/14

Очной формы обучения

Финансового факультета

Буй Ву Вьет Ань

Научны руководитель:

Николаева Татьяна Петровна

Москва 2015

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Основы финансов, их история формирования и функци.. 5

1.1. История формирования финансов в России. 5

1.2. Функции финансов. 8

1.3. Финансовая система. 10

Глава 2.Особенности государственных финансов. 13

2.1. Содержание государственных финансов, их структура. 13

2.2. Состав государственных финансов. 18

2.3. Роль финансов в социально–экономическом развитии общества. 23

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

Введение

Финансовая деятельность государства по управлению финансами – это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования.

Актуальность темы состоит в том, что деятельность государства по управлению финансами в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Цель работы состоит в изучении основ государственного регулирования финансов в рыночной экономике.

Предметом исследования в работе является система государственного регулирования в рыночной экономике.

Объект исследования – система государственного регулирования финансов в рыночной экономике

Задачами работы являются:

– Изучение сущности и роли финансов в экономике;

– Сущности государственного регулирования финансов в рыночной экономике;

– Определение сущности и концепции финансовой политики государства.

Информационной базой для решения этих задач послужили теоретические разработки отечественных авторов в области государственного регулирования, материалы периодической печати.

Поставлены в работе цель и задачи обусловили логику изложения материала и структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Основы финансов, их история формирования и функци

История формирования финансов в России

Описание истории финансов следует начать с термина «финансы», который возник в XIII – XV вв. в городах торговли Италии и сначала характеризовал почти любой денежный платеж.

Далее данный термин получил интернациональное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы – это категория историческая, они зарождаются наряду с государством и подвергаются изменениям вместе с ним. Сущность финансов, сфера из воздействия и роль в структуре общественного воспроизводства определяются природой государства и его выполняемыми функциями [2, С.36].

История финансов опирается на определенных исторические предпосылки [12, С.64]:

1. Суть первой предпосылки заключается в следующем: из–за первых буржуазных революций была значительно занижена власть монархов. Хотя и монархические режимы сохранялись, однако главы многих государств, были не в состояние самостоятельно использовать и распоряжаться казной. Последняя в свою очередь стала общегосударственным фондом денежных средств – называемой бюджетом.

2. Следующая предпосылка заключалась, в том, что формирование и использование бюджета стало носить постоянный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенной структурой и законодательными закреплениями.

3. И наконец, последняя, третья предпосылка – взимание налогов стало проходить в денежной форме. Если раньше государственные доходы формировались в основном за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то уже к концу ХIХ – началу XX века. Доля, денежных налогов занимала около 80–90%всех поступлений бюджета. Только на данной стадии развития государства и денежных отношений, стало доступным в полном объёме распределение только созданного продукта в стоимостном выражении.

На протяжении многих веков, вплоть до становления товарно–денежного хозяйства, значительный объём потребительских качеств у государства удовлетворялась за счет взимания различных сборов, которые проходили в натуральной форме. Хоть и деньги находились в обороте, но денежное хозяйство было крайне ограниченным.

Следовательно, общегосударственный бюджет был таким же небольшим, и заметная доля направлялось на финансовое обеспечение войско и её подготовку. В силу данного обстоятельства, никакого ощутимого воздействия с точки зрения регулирования на материальное производство бюджет не способен был оказать.

Со временем, общество переходит на стабильное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот процесс эволюции привёл к тому, что было построена структурированная система государственных расходов и доходов. Структура и состав бюджета, были закреплены законодательством. Статьи расходов данных бюджетов на протяжении долгого времени обеспечивали преимущественно 4 устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие конкретных сфер экономики, расходы на социальные нужды [13, С.61].

Скоро стала трансформироваться и приобретать регулярность, система формирования государственных доходов. На место натуральных сборов приходили денежные налоги. Но финансовая система в тот период, была слабо развитой и состояла всего из одного звена – бюджета. И естественно, финансовые отношения сводились всегда к формированию бюджета и его использованию.

Капитально новая стадия развития финансов складывается в капиталистической общественно–экономической формации, характеризующаяся развитием товарно–денежных отношений у общества, и также становлением нового типа государственности. Общественная жизнь стала нуждаться в новых общегосударственных фондов денежных средств. Именно потому и возникли новые виды денежных отношений по поводу их формирования и перераспределение.

Товарно–денежные отношения затрагивают все сферы общества, приобретая при этом масштабный характер. В данных условиях финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, в процессе перераспределения национального дохода и СОП (совокупно общественный продукт) [10, С.90].

После XX века финансовые отношения усложнились, в частности после Второй Мировой Войны. Значительно выросли объёмы государственных бюджетов. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многих внебюджетных фондов. Большие ресурсы денежных средств помогли государству оказать немалое влияние на все процессы общественного воспроизводства.

Финансы проявляются как экономической, так и исторической категорией, при этом возникая и видоизменяясь со временем. В этом процессе можно выделить, два этапа [7, С.75]:

1) Первый из них – неразвитая форма финансов. Характерными чертами являются: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы. Финансовые отношения держали связь непосредственно с формированием и расходование бюджета.

2) Второй же этап развития финансов, наоборот, характеризуется множествами звеньев финансовой системы, высокой степенью регулирования на экономику, огромным разнообразием финансовых отношений. Если в начале XX века в ведущих странах, национальный доход перераспределялся через финансовую систему в размере 9–18%, то в сегодня данная цифра составляет 30–50 и даже 70%.

Развитие получали не только государственные финансы. Развиваются и финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий, организаций и других форм собственности). Акционерные общества стали также влиять на общественный процесс.

Такие ценные бумаги как: акции, облигации и кредиты разных банков, а также другие методы прилива средств значительно расширили и разнообразили возможности роста корпораций, а раньше им приходилось развиваться за счет собственных и относительно ограниченных источников.

В результате, в ходе длительной эволюции, финансовые отношения разделились на 2 этапа [9, С.89]:

- на первом, происходит процесс формирования денежных фондов и аккумулированию в бюджетной системе

- на втором уровне, происходит процесс кругооборота денежных фондов хозяйствующих субъектов

Функции финансов

Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу распределения, накопления и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. получение доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатство для обеспечения функций и задач государств.

Характеризуя сущность финансов, следует выделить главные черты [15, С.45]:

- финансы – распределительные отношения

- финансы – денежные отношения

- деньги и финансовые отношения неравнозначны. Разница в том, что деньги более общая категория, чем финансы. На базе денег существуют множество других экономических категорий, в том числе и финансы.

Необходимо отметить специфические признаки:

- односторонне движение стоимости

- специфические материальные носители (финансовые ресурсы)

Признавая финансы совокупностью экономических отношений, следует рассмотреть их функции. В выделение данных функций нет единого мнения, одни авторы выделяют свои классификации, другие иные. К примеру, ряд авторов (А.М.Бабич, В.В.Иванов и Л.Н.Павлова) выделяют регулирующую функцию, стабилизационную, функцию планирования, воспроизводства. Тем не менее подавляющее большинство российских авторов выделяют 2 функции: распределительную и контрольную функцию[7, С.73].

1) Распределительная функция

Распределительную функцию финансов выделяют не только российские авторы, но и большинство западных. Данная функция необходима для распределения вновь созданной экономической стоимости, в соответствие с целями государства.

Таким образом, обеспечивается распределение ВВП через финансовую систему. В начале ВВП распределяется на амортизацию, прибыль, заработная плата и отчисления на социальное страхование, косвенные налоги, доходы от собственности.

В формировании денежных доходов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью. На следующей стадии, процесс перераспределение затрагивает движение денежных средств между субъектами. Такое перераспределение происходит через:

- бюджетную систему, государственные и муниципальные заимствования.

- через финансовый рынок – приток средств путём выпуска ценных бумаг, кредитных договоров, поступление дивидендов.

В процесс перераспределения вступает часть национального богатства. И на последней стадии собранные накопления используются в потребительских целях.

2) Контрольная функция

Суть этой функции довольно проста, она состоит в постоянном контроле за полнотой, достоверностью и оперативностью получения доходов и осуществляющих расходов из бюджетов всех уровней. Данная функция проявляется при любой финансовой операции. И эти операции не должны противоречить действующему законодательству. Контрольная функция осуществляет не только мониторинг процессов, но и их корректировку в соответствие с законом [3, С.125].

Финансовая система

Финансовая система России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры.

Финансовая система страны представляет собой [5, С.154]:

1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им [8, С.54]:

1. Бюджетная система страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.

2. Фондовый рынок.

3. Государственный кредит.

4. Внебюджетные фонды страны.

5. Финансы хозяйствующих субъектов.

6. Фонды страхования.

Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов, их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства.

На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно–банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы.

Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента – многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты.

В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит [16, С.88]:

– проведение социальных программ;

– содержание и функционирование системы обороны;

– обеспечение органов управления всех уровней;

– развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

– поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

Наши рекомендации