Награда для души. Психологические основы магии денег

Упражнения, приведенные в предыдущей главе, закончились тем, символы, которые были обработаны в соответствии с магией денег, вам нужно было пустить в обращение. При этом вы не связывали их с конкретными целями, намерениями или пожеланиями. Но зачем нужен был такой «обходной» путь, нетипичный для западной магии? Традиционно большое значение придается отточенной форме волеизъявления мага, ясно обрисовывающей цели магической операции и не допускающей ни малейшего отклонения.

Причина кроется в «общих психологических погодных условиях», которые на культурном и социальном уровне определяют наше обращение с деньгами. Для того чтобы мы могли точнее понимать эти условия со всеми их разветвлениями и последствиями, проявляющимися в наших современных буднях, нам необходимо совершить экскурс в историю культуры и, прежде всего, самой идеологии.

Всем религиям мира одинаково присуще отстраненное отношение к земному. Иногда бренный мир представлен в них как юдоль, которую как можно скорее нужно преодолеть; иногда его воспринимают как место испытаний, в которых человек проявляет себя, а затем, после физической смерти, душа его получает соответствующее вознаграждение или наказание. Эти идеи встречаются в иудаизме, исламе и христианстве, нечто похожее можно обнаружить в индуизме и в разных направлениях буддизма, несмотря на то что последние не основаны на представлении о существовании души. Согласно этим религиям, «настоящая» жизнь, в которой на самом деле вся суть, состоится не на Земле. Следовательно, если человек слишком сильно привязан к миру земному и тем самым теряет свое истинное предназначение (царство небесное, избавление от череды перерождений, нирвану и т. д.), это вызывает осуждение. А земная жизнь с ее «неполноценной» природой подчинена посюстороннему и является лишь несущественным эпизодом в вечности.

Враждебность к земному существованию обретает особенную остроту в христианстве. В то время как двум другим монотеистическим религиям, иудаизму и исламу, незнакомо ярко выраженное презрение ко всему плотскому (за исключением очень немногих радикальных сект), в христианских религиях это чувство пестовалось с давних пор, что мы можем наблюдать вплоть до нашего времени вопреки всем реформам и модернизациям. Разумеется, между «чистым учением» религии и ее повседневной реальностью зияет пропасть несоответствий. Что бы ни проповедовали первосвященники, религиозные авторитеты, гуру, святые и учителя, они мало что могут возразить против объективной необходимости и естественных потребностей биологии и обмена веществ. Так как лишь немногие люди в любой культуре готовы или способны вести жизнь в строгом соответствии с религиозными догмами, такие религиозные установки, настроенные против мира и мирского, постоянно игнорируются, подвергаются иным толкованиям и ведут к ханжеству или равнодушию. Это, конечно, не означает, что данные своды правил и положения не влекут за собой серьезных последствий.

Как раз наоборот. Ведь именно стратегии уклонения, присущие земной рутине, в итоге являются лишь выражением идеальной модели того, что они пытаются обойти. То же самое относится и к любой общественной морали и этике, даже если они обходятся без апелляций к религиозным истинам и заповедям. Основным моментом для действенности этих норм является то, насколько они соблюдаются. Воплощая в себе основополагающую систему взаимоотношений или общественное одобрение, они задают основное направление всем общественным мировоззренческим тенденциям.

Как это часто бывает в жизни человека, здесь речь идет о сложных, едва заметных факторах действия, которые нередко оказываются намного глубже, жестче и влиятельней, чем все репрессивные меры, реализующиеся только с помощью физического принуждения и силы закона. Так, например, в обществе с преобладающей христианской этикой сексуальности для того, чтобы восстановить здравое отношение к сексуальности или усвоить христианские представления о любви к ближнему и сочувствии, необязательно воспитываться и проходить социализацию в христианской традиции. Напротив, чтобы эти факторы повлияли на общество, достаточно лишь того, чтобы они в течение долгого времени повсеместно получали общественное одобрение.

Что-то похожее происходит с презрением божества мамона. Это божество первоначально отвергалось как не имеющее израильских корней, а с ходом истории стало отождествляться со всяким обладанием материальными благами и, следовательно, с деньгами. И сейчас большинству людей, скорей всего, незнакома историческая подоплека происхождения божества мамона, но отторжение его сохранилось: там, где слово «мамон» употребляется как синоним слову «деньги», никогда не содержится позитивной оценки.

Этот пример наглядно демонстрирует, что культурные ценности и предрассудки живут очень долго и могут оставаться всеобъемлющими и действенными даже после того, как исходный смысл их канул в Лету. Как маги, практикующие магию денег, мы не будем спорить о неприятии реального мира, которое берет начало в религии, потому что она в значительной степени определяет, кроме всего прочего, наше индивидуальное и коллективное отношение к деньгам.

Убедительным определением магии могло бы быть следующее: магия – это способность и умение утвердить свою реальность вопреки мировой. Конечно же, кое-что в такой интерпретации магии может быть подвергнуто критике, но в этой главе мы хотели бы использовать данное определение в качестве рабочей гипотезы, чтобы исследовать вопрос о том, как оно может нам помочь подвести наши магические операции к наивысшей степени эффективности. По крайней мере, с помощью этого определения становятся ясны масштабы назревающего конфликта: если маг хочет действительно успешно заниматься магией денег, ему нужно преодолеть все, что идет вразрез с его намерениями, будь это даже целый мир.

Таким образом, пока вы продолжаете держаться доминирующих норм и ценностей, всегда усматривающих нечто дерзновенное, даже преступное и асоциальное в получении денег без выполнения определенной работы, неудивительно, что ваши амбиции на поприще магии денег снова и снова рикошетом отскакивают от крепостных стен внешнего мира, по своей морально-этической сути настроенного враждебно. В эпоху турбокапитализма мы можем наблюдать, как получение денег принимает все менее регулируемые формы, в то время как западное общество, по крайней мере теоретически и в общественном политическом и моральном дискурсе, больше придерживается таких «непродуктивных» ценностей, как права человека, антирасизм, борьба против дискриминации и т. д. Например, рабочая сила в странах с низким уровнем заработной платы так же, как и прежде, нещадно эксплуатируется промышленно развитыми странами и их экономиками, но одновременно прилагаются более или менее последовательные усилия по устранению детского труда, женской дискриминации, смертной казни, пыток или репрессий против политических инакомыслящих. Но речь здесь не о принципиальной критике общества, а о том, как в таком поле напряжения разработать эффективную магию денег, для которой у нас есть, к сожалению, лишь самые худшие предпосылки.

Один из методов, который мог бы способствовать преодолению этой проблемы, был представлен в предыдущей главе. Это отделение магической операции от ее первоначальной цели. Когда вы выпускали в мир ваш талисман, не преследуя при этом конкретной выгоды, вы уже разрушили значительную часть причинно-следственной цепи между выполнением работы и получением соответствующего ей вознаграждения. Приведя все к одной короткой рекомендации, можно выразить это в следующей формуле:

Лишите деньги их функциональной роли и не обращайтесь с ними как с простым средством достижения цели!

Избавьтесь от навязчивой идеи, если вы еще находитесь под ее влиянием (а это наверняка касается большинства наших современников), – идеи о том, что деньги непременно должны быть связаны с выполнением работы. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Но благодаря этому вы сможете, пожалуй, дать отпор привычкам и доминирующему общественному одобрению. Это «одобрение» является вещью более серьезной, нежели сравнительно безобидное «общее настроение», ведь его можно обнаружить не только в морализаторских увещеваниях средств массовой коммуникации и критиков-культурологов, но и в правовой системе и в ее применении. Оно определяет как социальную политику, так и образ действий следственных органов при раскрытии преступления, управляет миром экономики и многим-многим другим. Следовательно, избежать встречи с «общественным одобрением» сложно, чего с лихвой хлебнуло каждое поколение эскапистов и утопистов. Известны случаи, когда люди объявлялись недееспособными, потому что хотели раздарить свои миллионные состояния бедным, не прибегая к помощи таких посредников, как фонды или благотворительные организации. Тот, кто приходит на рынок, чтобы раздавать там банкноты безвозмездно, немедленно подозревается в сбыте фальшивых денег, преследовании каких-то, пусть даже на первый взгляд неясных мошеннических целей или просто в сумасшествии.

Можно строить много теорий о таких обусловленных культурой ограничениях, не имея никаких последствий этого на практике. Но если мы, как практики магии денег, решимся на чудовищный поступок получения денег, не предоставляя при этом таких встречных обязательств как «тяжелый труд», «деловое чутье», «производительность» и тому подобное, то мы непременно столкнемся с целой серией проблем, барьеров и нападок.

В одном пункте мы наверняка можем согласиться с представителями христианской морали: в мире, который все больше зависит от материального, человек тоже очень легко превращается в овеществленный товар, ценность которого определяется только числовой производительностью и пользой, выраженной в деньгах. Очень похожую, пусть и не исходящую из религии, критику уже в начале XIX века сформулировал марксизм. Усвоение подобного овеществления и идущего с ним рука об руку, все больше распространяющегося принципа успешности вызывает, как и ожидалось, невротическую дезориентацию, которую здесь мы ради простоты назовем «сознание бедняка». Эта ментальность при ближайшем рассмотрении оказывается по-настоящему сложной картиной, и мы обсудим только те ее компоненты, которые действительно существенны для нашего повествования. Тот, кто склонен определять собственную ценность, по крайней мере в основном, обладанием определенной суммы или состоянием банковского счета, тоже имеет сознание бедняка, как и всякий человек, который компенсирует любую свою деловую или финансовую неудачу тем, что играет на этой старой шарманке денег, в которых, как известно, нет счастья. Не стоит удивляться тому, что при проведении опросов населения постоянно подтверждается факт, что только меньшинство рабочих и служащих хотели бы поменяться местами со своими начальниками, невзирая на существенную материальную прибыль. Конечно же, помешать стать миллионером (даже если для этого есть все необходимые условия) конкретному человеку может хотя бы то, что это превысит порог понимания его собственной самоценности. Тот, кто не считает себя достойным «зарабатывания» миллионов, никогда их не получит!

Дальше мы вернемся к тому, как нам использовать такие внутренние тормоза и барьеры, чтобы добиться успехов в магии денег. Здесь же в первую очередь важно определить индивидуальное положение дел и работать над его улучшением. К такой работе относится претворение отстраненной теории в жизнь на собственном опыте, чему и посвящено следующее упражнение.

Наши рекомендации