Раздел VI. Организация управления
В данном разделе должна быть проведена оценка имеющихся кадров (численный состав), а также определена потребность в привлечении специалистов.
Далее целесообразно дать организационную структуру, показывающую связи и разделение ответственности между звеньями управления. Часто в данный раздел включаются разъяснения по поводу подбора необходимых кадров, их специальная подготовка, подходы к определению уровня оплаты труда. Могут быть приведены структура заработной платы, система стимулирования работников.
Данный раздел связан с финансовыми проектировками бизнес-плана, так как оценка затрат на управленческий персонал учитывается при определении себестоимости продукции.
Раздел VII. Капитал и организационно-правовая форма предприятия
В этом разделе дастся обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия (акционерное общество, товарищество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.). Здесь также необходимо указать, какие финансовые ресурсы потребуются для того, чтобы предприятие успешно развивалось в прогнозируемый период. Дав общие объемы потребностей в финансовых ресурсах, следует назвать источники средств, имеющиеся в данный момент и планируемые на перспективу (собственные средства, ссуды, кредиты и т.д.), а также дать направления использования финансовых средств.
Одной из сложнейших задач является определение возможных источников привлекаемых средств исходя из знания ситуации на финансовых рынках, конкретного опыта общения предприятия с кредитными организациями, инвесторами и др.
Раздел VIII. Финансовый план
Данный раздел является ключевым в бизнес-плане. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды. Именно этот раздел бизнес-плана дает ответы главным рецензентам относительно целесообразности сотрудничества в этом предприятии: инвесторы узнают об уровне прибыли, на который они могут рассчитывать, кредиторы — о способности возможного заемщика обслуживать долг в определенных объемах.
Прогнозные проектировки являются наиболее уязвимыми с точки зрения степени неопределенности. Более того, они связаны с различными вариантами уровня сбыта продукции (услуг), разработанными в маркетинг-плане, а также уровнем себестоимости выпускаемой продукции. Именно поэтому финансовые проектировки должны быть многовариантны. Очень важно полное соответствие сведений данного раздела с расчетами, представленными в остальной части бизнес-плана.
Образования гостиничного предприятия: подготовка к регистрации юридического лица; государственная регистрация и постановка на учёт в различных органах; организационные мероприятия по подготовке к деятельности.
Этап 1: выбор организационно-правовой формы деятельности. При образовании крупной, в том числе франчайзинговой, гостиницы требуется создание ООО. В то же время, для открытия средств размещения с фондом до 50 номеров – мини-гостиниц – владелец обычно ограничивается оформлением статуса ИП. Если собственник будущей гостиницыуже является индивидуальным предпринимателем, он должен зарегистрировать в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору – 55.11, для гостиниц без ресторанов – 55.12.
Этап 2: выбор системы налогообложения. При открытии гостиничного предприятия его владелец или фирма-учредитель могут воспользоваться УСН – упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку – по крайней мере, до тех пор, пока размер ежегодного доходагостиницы не достигнет 60 тысяч рублей. В ином случае применяется общая система налогообложения. У ИП есть возможность сочетать УСН и ЕНВД, что особенно актуально для малых гостиниц.
Этап 3: выбор и обустройство помещения. Наиболее приемлемый вариант для небольших отелей – выкуп и перепланировка помещений. Для будущей гостиницы удобнее всего использовать отдельные этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Хороший вариант для организации отдельно стоящей гостиницы – выкуп особняка, коттеджа. Между строительством отеля с нуля и арендой помещений экономически более выгодным оказывается первый вариант, но и аренда приемлема, если является долгосрочной.
При выкупе жилых помещений для организации гостиницыпотребуется их перевод в нежилой фонд (статья 288 ГК РФ). Кроме того, при строительстве, ремонте и оснащении помещений под гостиницу необходимо соблюдение строительных, санитарных, экологических норм и требований безопасности.
Этап 4: подбор персонала. Для открытия мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава: кроме управляющего в такой гостинице должен быть администратор (портье), владеющий английским языком – что в современной России стало нормой, а также горничная и технический персонал, который может заменить подрядная организация, оказывающая ремонтные и клининговые услуги. Для гостиниц большего размера потребуется организация охраны, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организация маркетинговой кампании. На начальной стадии для привлечения клиентов в новуюгостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах эффективной мерой является заключение договоров с турфирмами, что позволит значительно заполнить гостиницу в туристический сезон.
Каждый из указанных шагов невозможен без предварительного анализа и прогнозирования его эффективности и должен быть прописан в бизнес-плане нового предприятия.