Расчеты платежными требованиями, чеками
При осуществлении безналичных расчетов нередко используются платежные требования. Указанный платежный документ представляется клиентом в обслуживающий банк (банк-получатель) и передается указанным банком в банк, обслуживающий того субъекта, который должен произвести платеж (банк-плательщик). При этом порядок исполнения такого документа существенно различается в зависимости от того, осуществляется бесспорное списание средств или производится перечисление на основании акцепта плательщика.
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара (взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк (ст.252 Банковского кодекса Республики Беларусь, далее - БК).
Бенефициар - это клиент, в пользу которого осуществляется банковский перевод (в т.ч. дебетовый перевод). Соответственно, плательщик - это клиент, за счет денежных средств которого осуществляется банковский перевод.
Платежные требования представляются бенефициаром на инкассо в банк-получатель на бумажном носителе в одном экземпляре вместе с реестром платежных требований или в виде электронных платежных требований.
Платежное требование с акцептом плательщика применяется при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и в иных случаях, предусмотренных договором между бенефициаром и плательщиком (п.42 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее - Инструкция № 66)).
Услуга по приему платежного требования является платной. Однако порядок оплаты зависит от действующей в банке системы взимания платы за услуги. Так, оплата может взиматься за каждое платежное требование. В этом случае клиент одновременно с платежным требованием (реестром платежных требований) должен представить платежное поручение на оплату услуг (если договором не предусмотрено, что плату за услуги банк самостоятельно списывает своим платежным ордером). Услуги банка в соответствии с его тарифной политикой могут оплачиваться и после их оказания, например не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Довольно часто банки предлагают клиентам «пакеты» услуг. В таких случаях оплата производится не за каждое платежное требование или отдельную услугу, а разово за весь комплекс («пакет») услуг.
При приеме платежного требования ответственный исполнитель должен проверить:
1) его подлинность;
2) оформление и заполнение обязательных реквизитов.
Бланки расчетных документов должны быть изготовлены типографским способом или с использованием программно-технических средств. Расчетные документы должны быть оформлены на белорусском или русском языке, если иное не установлено Инструкцией № 66.
На первых экземплярах оформленных на бумажном носителе платежных требований, реестров платежных требований, заявлений на акцепт платежных требований проставляются:
• оттиск печати, подписи (подпись), инициалы, фамилии (фамилия), должностных(ого) лиц(а) юридического лица, уполномоченных(ого) распоряжаться денежными средствами на счете;
• оттиск печати (при наличии), подписи, инициалы, фамилии индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката или лиц, уполномоченных ими распоряжаться денежными средствами на счете.
В тех случаях, когда платежное требование сформировано в виде электронного документа, оно подписывается электронными цифровыми подписями (подписью) должностных лиц клиента.
Банк-получатель не принимает платежные требования на инкассо в случаях:
• нарушения требований к их оформлению и порядку заполнения обязательных реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов;
• наличия исправлений и подчисток;
• затруднения при чтении реквизитов;
• несоответствия подписей плательщика, бенефициара и оттиска печати на расчетном или ином документе заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, отсутствия подписей либо печати (при ее наличии в заявленных в банк образцах подписей и оттиска печати);
• непрохождения в банке электронным документом или электронным сообщением процедур безопасности;
• поступления расчетного или иного документа позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем их составления (п.45 Инструкции № 66).
Бенефициару в подтверждение приема платежных требований на инкассо в тот же банковский день выдается реестр платежных требований, или направляется электронное сообщение с указанием номера, даты и суммы платежного требования, номеров счетов и наименований плательщика и бенефициара, даты и времени его приема на инкассо, а также другой необходимой информации.
Банк-отправитель получает электронное платежное требование от банка-получателя.
Исполняться платежное требование при акцептной форме расчетов может только на основании заявления на акцепт, полученного от плательщика.
Указанное заявление должно быть предварительно (т.е. до поступления в банк-отправитель платежного требования) представлено в банк на бумажном носителе в двух экземплярах, если иное не установлено договором между банком и клиентом, или в виде электронного документа.
Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно. Вместе с тем в любом банке указанное заявление должно содержать по меньшей мере следующую информацию:
• наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований;
• наименования бенефициаров;
• номера и даты заключенных договоров, по которым предполагается оплата платежных требований в день их поступления.
При приеме заявления на акцепт ответственный исполнитель банка-отправителя на всех экземплярах должен проставить соответствующие отметки. Плательщику возвращается второй экземпляр заявления на акцепт, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком-отправителем. Принятие заявления на акцепт в виде электронного документа подтверждается банком-отправителем в порядке, предусмотренном договором между банком и плательщиком.
Указанное заявление может быть изменено клиентом, но только посредством представления нового заявления.
Банк-отправитель должен проверить:
1) подлинность поступившего от банка-получателя электронного платежного требования;
2) наличие в нем обязательных реквизитов и соответствие данным, приведенным плательщиком в заявлении на акцепт.
Банк-отправитель не принимает к исполнению электронные платежные требования в следующих случаях:
• не подтверждена подлинность электронного платежного требования;
• клиентом не представлено заявление на акцепт;
• информация, представленная в электронном платежном требовании, не соответствует данным, указанным в заявлении на акцепт;
• в банке-отправителе имеется определение экономического суда области (г.Минска) о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или информация о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности);
• нарушения требований к их оформлению и порядку заполнения обязательных реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов;
• наличия исправлений и подчисток;
• затруднения при чтении реквизитов;
• несоответствия подписей плательщика и оттиска печати на расчетном или ином документе заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, отсутствия подписей либо печати (при ее наличии в заявленных в банк образцах подписей и оттиска печати);
• непрохождения в банке электронным документом или электронным сообщением процедур безопасности;
• поступления платежного требования по истечении 10 календарных дней со дня, следующего за днем их составления;
• несоответствия номера счета наименованию плательщика, неправильного указания наименования плательщика и (или) номера счета плательщика;
• отсутствия у плательщика правовых оснований для осуществления перевода денежных средств;
• непредставления в случаях, установленных законодательными актами или нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, плательщиком соответствующих документов либо несоответствия данных платежных инструкций данным представленных документов.
Порядок расчетов чеками из чековых книжек и расчетными чеками определен Инструкцией о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2005 N 43 (далее - Инструкция N 43).
В соответствии с п. 2 Инструкции N 43 чек из чековой книжки - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чековая книжка действительна в течение 1 года со дня ее выдачи банком чекодателя, расчетный чек - в течение 30 календарных дней со дня его выдачи банком чекодателя.
В соответствии с п. 31 Инструкции N 43 при расчетах за товары (работы, услуги) чеком из чековой книжки работник торгового предприятия, принимающий чеки в уплату за товары (работы, услуги):
- удостоверяется в личности чекодателя (представителя чекодателя) по паспорту;
- проверяет:
правильность заполнения чека из чековой книжки;
срок действия чековой книжки;
наличие записи банка чекодателя на обложке чековой книжки о наличии копии доверенности в банке чекодателя в случае подписания чека из чековой книжки по доверенности. При отсутствии данной записи - наличие и правильность оформления предъявленной представителем физического лица доверенности, копии доверенности, заверенной в установленном порядке;
соответствие подписи чекодателя (представителя чекодателя) на чеке образцу его подписи в паспорте и на обложке чековой книжки. При отсутствии образца подписи представителя физического лица на обложке чековой книжки подпись представителя физического лица на чеке должна соответствовать образцу его подписи в паспорте и доверенности (при ее наличии). При необходимости чекодатель (представитель чекодателя) должен расписаться повторно на любом свободном месте заполненного чека;
соответствие суммы, указанной в реквизите "Исходящий остаток" корешка оплачиваемого чека из чековой книжки, остатку по предыдущему чеку за минусом суммы оплачиваемого товара (работы, услуги);
- принимает чек из чековой книжки к оплате, проставляя на обороте данного чека и его корешка оттиск печати (штампа) чекодержателя и дату приема чека к оплате (наименование месяца указывается прописью), заполняет на оборотной стороне чека из чековой книжки соответствующие реквизиты, подписывает чек из чековой книжки и его корешок.
Неправильно оформленный чек либо чек, на котором имеются подчистки, исправления текста или суммы, к оплате не принимается.
Если при заполнении реквизитов в чеке из чековой книжки допущена ошибка, на корешке данного чека и на самом чеке производится запись: "Испорчен". При этом чек остается в чековой книжке.
Если на корешке чека из чековой книжки, оплаченного ранее, имеется надпись "Испорчен", а сам испорченный чек отсутствует, плата за товары (работы, услуги) не производится. Чекодателю (представителю чекодателя) в таком случае рекомендуется обратиться в банк чекодателя.
Обмен чека из чековой книжки на наличные деньги чекодержателем не производится.
Принятые в уплату чеки из чековых книжек чекодержатель - торговое предприятие представляет в банк чекодержателя (по месту открытия расчетного счета торгового предприятия) вместе с поручением-реестром.
Поручение-реестр составляется отдельно на каждый банк чекодателя в четырех экземплярах. Первый и третий экземпляры поручения-реестра заверяются подписями уполномоченных лиц и оттиском печати чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
Если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, поручение-реестр представляется в банк в двух экземплярах. Первый экземпляр поручения-реестра заверяется подписями уполномоченных лиц и оттиском печати чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
Оформленные ненадлежащим образом чеки из чековых книжек возвращаются чекодержателю. При этом суммы непринятых чеков из чековых книжек вычеркиваются из поручения-реестра с исправлением его итога. Внесенные изменения заверяются подписью ответственного исполнителя банка чекодержателя.
Таким образом, дебетовый перевод представляет собой серию взаимосвязанных сделок и иных действий, направленных на выполнение требований бенефициара.