Взаимосвязь между рынком страхования и экономическим кризисом
Российский страховой рынок переживает период рецессии. В связи с финансовым кризисом, страховые ожидались существенные снижения страховых взносов. Еще в 2006 г. рынок был на подъеме. Объемы и совокупных страховых премий, и страховых выплат в 2006 г. выросли практически на четверть (в 2005 г. показатели роста составляли 4% и -10,8%, соответственно). При этом число игроков в отрасли в 2006 г. сократилось (на 157 компаний), что может свидетельствовать о процессах укрупнения бизнеса в сфере страхования. В 2007 г. на российский страховой рынок устремились иностранные инвесторы, готовые хорошо платить, причем не только за лидеров отрасли. Немецкий Allianz выкупил контроль над "Росно", оценив всю компанию в $1,5 млрд, а в французская Axa - 36,7% акций "РЕСО-гарантии" за 810 млн евро, оценив, таким образом, РЕСО в 2,2 млрд евро ($3,1 млрд). Перспективы развития российского страхового рынка были оптимистичны: ожидалось, что его объем к 2015 г. вырастет втрое - до 1,6 трлн руб. Этому должны были способствовать рост объемов обязательного страхования (ОСАГО и ОМС), хорошая динамика сегмента страхования имущества (рост на уровне 22% на протяжении нескольких лет), а также развитие реальных, а не "схемных" видов добровольного страхования. В итоге финансовый кризис подкорректировал прогнозы экспертов. По мнению аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА", мировой финансовый кризис оказывает на российский страховой рынок, помимо снижения спроса на страхование, четыре специфических эффекта:
· Эффект кумуляции рисков
1.Рыночные риски связаны с колебаниями рыночной стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.
2.Кредитные риски - возможность дефолта банков-объектов инвестиций страховых компаний, перестраховщиков и иных контрагентов.
3.Страховые риски возникают в результате ошибок при определении страховых тарифов и формировании страховых резервов.
4.Институциональные риски проявляются вследствие принятия законов, резко повышающих убыточность ОСАГО.
· Эффект обратной пирамиды. В 2007-2008 годах - в период бума автострахования - собственниками многих страховщиков была установлена стратегия быстрого наращивания страхового портфеля за счет демпинга с целью последующей продажи компании. В период кризиса выплаты таких компаний превысят поступления.
· Эффект бедного собственника. ФПГ, стремясь поправить свое положение, будут избавляться от непрофильных активов, то есть страховых компаний.
· Эффект возврата "схем". Чтобы выжить, в качестве антикризисной меры некоторые страховые компании могут вновь вернуться к более доходным операциям по "неклассическому" страхованию или увеличить их долю в своих страховых портфелях.
Очевидно, текущая экономическая ситуация продолжает существенно влиять на рынок страхования. Сложности в экономике приводят к тому, что рынок не сможет поддерживать весьма активные темпы роста, которые он демонстрировал на протяжении нескольких лет подряд. Тем не менее, очевидно, что страховой рынок продолжит свое развитие. В 2009 г. рынок страхования в показывал темп прироста премии в районе 15–16%. Основные виды на рынке добровольного страхования, иного, чем страхование жизни и ОСАГО (ДИСЖ+ОСАГО), согласно оценкам, развиваются с приблизительно равными темпами. Наиболее активно – имущественное страхование и ОСАГО, чуть медленнее – личное страхование и страхование ответственности. В результате объем рынка ДИСЖ+ОСАГО в 2009 году составил чуть более 600 млрд руб., а к 2011 по предположениям способен достичь почти 790 млрд руб.
Таблица 1.
Прогноз развития основных видов страхования до 2011 г.
Вид страхования | Объем рынка, млрд руб. | Темп прироста | ||||
Имущественное страхование | 12,9% | 13,7% | 14,5% | |||
Личное страхование | 12,1% | 12,9% | 13,7% | |||
ОСАГО | 13,3% | 13,8% | 14,5% | |||
Добровольное страхование ответственности | 9,9% | 10,8% | 11,7% |
Менее всего подвержено кризису страхование за счет средств населения, в частности, имущественное, поскольку доходы граждан, очевидно, не только не сократятся, но продолжат расти, хотя и заметно медленнее, чем в предыдущие годы. С другой стороны, спрос на страхование имущества будет поддерживаться опасениями потерять его, в то время как сложная ситуация в экономике не позволит найти или заработать средства на его компенсацию потерь собственными силами. В то же время, корпоративный сегмент пострадает от кризиса довольно существенно. Так, если страхование транспорта для предприятий более актуально в силу больших рисков для имущества, то огневое страхование (офиса, оборудования, складов) в 2009 г. значительно замедлило темпы роста. На фоне повышения учетной ставки ЦБ РФ и процентов по депозитам во многих коммерческих банках привлекательность долгосрочного накопительного страхования жизни снизится, что приведет как минимум к стагнации рынка. Важно помнить, что накопительное долгосрочное страхование хорошо себя чувствует только в условиях стабильности – предсказуемости инфляции, надежности финансовых институтов и валютных курсов. Нынешний кризис ставит эту предсказуемость под сомнение. В то же время кредитование населения не долго пребывало в коме, в 2009 году оно постепенно восстанавилось, что привело к оживлению на рынке рискового страхования жизни.[4]
Судя по данным табл.2, страхование будет развиваться с темпами, близкими к инфляции или чуть выше, что будет означать как минимум сохранение реальных объемов рынка. По мере того, как российская экономика будет постепенно приспосабливаться к новым условиям и в перспективе оправляться от кризиса, ежегодные темпы роста будут постепенно увеличиваться. Тем не менее, исходя из консервативного прогноза развития, увеличение темпов роста будет происходить плавно.
Таблица 2.
Прогноз развития отдельных видов страхования до 2011 г.
Вид страхования | Объем рынка, млрд руб. | Темп прироста | ||||
Имущество населения | 26% | 24% | 23% | |||
Каско автотранспорта населения | 25% | 23% | 23% | |||
Имущество предприятий | 6% | 6% | 7% | |||
ДМС | 13% | 14% | 15% | |||
Огневое страхование предприятий | 3% | 3% | 4% | |||
Каско автотранспорта предприятий | 18% | 27% | 22% | |||
НС | 15% | 16% | 16% | |||
Огневое страхование населения | 20% | 20% | 20% |