Бюджетная классификация. Это группировка расходов и доходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ

Это группировка расходов и доходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемых для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Экономическая классификация – классификация по статьям расходов.

Бюджетная классификация является механизмом, обеспечивающим единство бюджетных систем. Бюджетная классификация вводится в действие законом РФ «О бюджетной классификации РФ».

Бюджетная классификация:

1) классификация доходов

2) классификация расходов

- классификация функционирования

- классификация ведомственная

- классификация экономическая

3) классификация источников финансирования бюджетного дефицита

- источники внутреннего покрытия дефицита (источник займа внутри страны)

- источники внешнего покрытия

4) классификация долгов

- внутренние долги

- внешние долги и внешние активы

Законодательство бюджетной классификации предусматривает, что органы власти МСУ и субъектов РФ могут производить самостоятельно детализацию бюджетной классификации при условии ненарушения общих принципов построения и единства бюджетной классификации.

Классификация доходов:

1) группы: налоговые, неналоговые доходы,

2) статьи: налоги на товары и услуги, имущество, доходы,

3) виды: налоги на прибыль, на доходы физических лиц, на наследование физических и юридических лиц.

Классификация расходов:

1) разделы: расходы на здравоохранение, образование, оборону, правоохранительная деятельность,

2) подразделы: высшее, школьное, среднее образование; ЖКХ, социальная помощь, социальная политика,

3) целевые статьи: благоустройство города, содержание и ремонт городских дорог, вывоз и уборка мусора,

4) конкретные виды расхода: содержание и ремонт дорог.

Бюджетное законодательство

- служит целью финансового регулирования,

- устанавливает общие принципы и правовые основы функционирования бюджетной системы РФ,

- устанавливает правовое положение субъектов бюджетных правоотношений,

- устанавливает порядок регулирования бюджетных отношений,

- определяет основы бюджетного процесса в РФ и её регионах,

- устанавливает основание и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Законодательство: бюджетный и налоговый кодекс, ежегодные законы о бюджете, ежегодное бюджетное послание президента Федеральному Собранию, программы развития.

В случае противоречия между бюджетным кодексом и нормативно-правовыми актами, регулируемыми бюджетными правоотношениями, применяется бюджетный кодекс. Если междугородным договором в России установлены другие правила, чем те, которые предписаны бюджетным законом, то применяются международные договоры. Акты бюджетного законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Закон о бюджете на очередной год вступает в силу со дня его подписания главой администрации или президентом и публикуется немедленно.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства:

Нарушением признаётся неисполнение или ненадлежащее исполнение, установленное порядком составления, утверждения, исполнения и контроля.

Основания применения мер воздействия:

1) неисполнение закона о бюджете,

2) нецелевое использование бюджетных средств,

3) неперечисление этих средств получателю,

4) непредставление отчётов об использовании средств бюджета,

5) финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись,

6) финансирование расходов в размерах, не соответствующих нормативам финансовых затрат,

7) несоблюдение предельных размеров бюджетного дефицита и бюджетных долгов, др. основания.

Меры воздействия: предупреждение, блокирование счетов, наложение штрафов, применение налогового законодательства.

Органы, имеющие право, проводят проверки и налагают санкции (местные финансовые органы, органы федерального казначейства, контрольно-ревизионное управление, органы территориального управления).

Компетенция органов государственной власти и органов МСУ в области бюджетных правоотношений

Федеральный уровень регулирует:

- общие принципы построения и функционирования бюджетной системы,

- разграничение налогов по уровням бюджетной и налоговой системы,

- разграничение расходов по уровням системы

- устанавливает минимальный социальный стандарт,

- утверждение бюджетной классификации и бюджетной отчётности,

- вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства и мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В зависимости от уровня:

- порядок составления и исполнения бюджета, контроля,

- определения направлений расходования средств,

- вопросы выделения помощи из других бюджетов, в частности,

- проведения политики займов и покрытия долгов;

- установление налоговых ставок по внутренним налогам.

Наши рекомендации