Бюджетная классификация. Это группировка расходов и доходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ
Это группировка расходов и доходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемых для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Экономическая классификация – классификация по статьям расходов.
Бюджетная классификация является механизмом, обеспечивающим единство бюджетных систем. Бюджетная классификация вводится в действие законом РФ «О бюджетной классификации РФ».
Бюджетная классификация:
1) классификация доходов
2) классификация расходов
- классификация функционирования
- классификация ведомственная
- классификация экономическая
3) классификация источников финансирования бюджетного дефицита
- источники внутреннего покрытия дефицита (источник займа внутри страны)
- источники внешнего покрытия
4) классификация долгов
- внутренние долги
- внешние долги и внешние активы
Законодательство бюджетной классификации предусматривает, что органы власти МСУ и субъектов РФ могут производить самостоятельно детализацию бюджетной классификации при условии ненарушения общих принципов построения и единства бюджетной классификации.
Классификация доходов:
1) группы: налоговые, неналоговые доходы,
2) статьи: налоги на товары и услуги, имущество, доходы,
3) виды: налоги на прибыль, на доходы физических лиц, на наследование физических и юридических лиц.
Классификация расходов:
1) разделы: расходы на здравоохранение, образование, оборону, правоохранительная деятельность,
2) подразделы: высшее, школьное, среднее образование; ЖКХ, социальная помощь, социальная политика,
3) целевые статьи: благоустройство города, содержание и ремонт городских дорог, вывоз и уборка мусора,
4) конкретные виды расхода: содержание и ремонт дорог.
Бюджетное законодательство
- служит целью финансового регулирования,
- устанавливает общие принципы и правовые основы функционирования бюджетной системы РФ,
- устанавливает правовое положение субъектов бюджетных правоотношений,
- устанавливает порядок регулирования бюджетных отношений,
- определяет основы бюджетного процесса в РФ и её регионах,
- устанавливает основание и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Законодательство: бюджетный и налоговый кодекс, ежегодные законы о бюджете, ежегодное бюджетное послание президента Федеральному Собранию, программы развития.
В случае противоречия между бюджетным кодексом и нормативно-правовыми актами, регулируемыми бюджетными правоотношениями, применяется бюджетный кодекс. Если междугородным договором в России установлены другие правила, чем те, которые предписаны бюджетным законом, то применяются международные договоры. Акты бюджетного законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Закон о бюджете на очередной год вступает в силу со дня его подписания главой администрации или президентом и публикуется немедленно.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства:
Нарушением признаётся неисполнение или ненадлежащее исполнение, установленное порядком составления, утверждения, исполнения и контроля.
Основания применения мер воздействия:
1) неисполнение закона о бюджете,
2) нецелевое использование бюджетных средств,
3) неперечисление этих средств получателю,
4) непредставление отчётов об использовании средств бюджета,
5) финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись,
6) финансирование расходов в размерах, не соответствующих нормативам финансовых затрат,
7) несоблюдение предельных размеров бюджетного дефицита и бюджетных долгов, др. основания.
Меры воздействия: предупреждение, блокирование счетов, наложение штрафов, применение налогового законодательства.
Органы, имеющие право, проводят проверки и налагают санкции (местные финансовые органы, органы федерального казначейства, контрольно-ревизионное управление, органы территориального управления).
Компетенция органов государственной власти и органов МСУ в области бюджетных правоотношений
Федеральный уровень регулирует:
- общие принципы построения и функционирования бюджетной системы,
- разграничение налогов по уровням бюджетной и налоговой системы,
- разграничение расходов по уровням системы
- устанавливает минимальный социальный стандарт,
- утверждение бюджетной классификации и бюджетной отчётности,
- вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства и мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В зависимости от уровня:
- порядок составления и исполнения бюджета, контроля,
- определения направлений расходования средств,
- вопросы выделения помощи из других бюджетов, в частности,
- проведения политики займов и покрытия долгов;
- установление налоговых ставок по внутренним налогам.