Придачук М.П. Проблемы и перспективы развития российской пенсионной системы // Финансы и кредит.
Таблица 1 - Возможности и ограничения взаимодействия на рынке банков и страховых компаний
ВОЗМОЖНОСТИ | ОГРАНИЧЕНИЯ | |
Страховые компании | 1.Конкурентция способствует завоеванию новых рынков. 2. Капитализация рынка, расширение инвестиций 3.Создание новых рабочих мест, повышение квалификации кадров 4. Рост клиентов, потребителей услуг 5. Расширение ассортимента и увеличение объема продаж страховых услуг 6.Снижение издержек | 1. Несовершенство надзора и законодательства, отсутствие регулирующего органа на рынке банкострахования. 2. Зависимость от состояния банковского сектора 3. Совместные риски деятельности 4. Ограниченная конкуренция для страховых компаний с небольшим уставным капиталом 5. Низкий уровень платежеспособного спроса. |
Банки | 1.Привлечение дополнительного источника долгосрочных ресурсов 2. Увеличение капитализации банковского сектора 3. Передача рисков страховым организациям целью обеспечения устойчивости и надежности банка 4.Страхование рисков банка от неплатежей по обязательствам заемщиков и наличие застрахованного залога гарантирует банку избежание убытков. 5.Освоение новой ниши на рынке страхования | 1.Нестабильность инвестирования резервов в экономику 2. Отсутствие благоприятного инвестиционного климата, стимулирующих мероприятий со стороны государства 3. Риск появления инструментов для быстрого извлечения прибыли и ухода с рынка, недолговечность отношений 4. Пробелы в законодательстве, регулирующем совместную деятельность. |
Население | 1.Простота оформления сделок. 2.Получение максимально удобного, полного и недорогого комплекта банковских продуктов и страховых услуг 3.Удовлетворение спроса на предъявляемые страховые продукты. | 1.Ограниченность средств населения 2. Невостребованность страховых продуктов из-за высокой цены на услуги, компенсирующая риски. 3.Информационная неграмотность населения. 4. Фальсификация документов с целью получения страховой премии. |
На рынке также довольно частым явлением представляется взаимодействие НПФ с банками. На практике существует несколько способов контролирования и управления пенсионными фондами для коммерческих банков:
1) трастовая деятельность, то есть банк является поверенным в делах пенсионного фонда. Например, это может быть маклерская деятельность при купле-продаже финансовых инструментов на бирже ценных бумаг. Поверенный банк покупает от лица фонда, уполномочившего его на эту сделку.
2) инвестиционное управление, то есть коммерческий банк может управлять инвестиционным портфелем, принадлежащим пенсионному фонду, причем фонд вправе сам назначить портфельного управляющего или за него это сделает банк.
3) продажа персональных пенсий или как их еще можно назвать персональных программ.
Коммерческий банк может выдавать от своего имени обязательства на выплату пенсии на определенных условиях, которые, однако, не должны котироваться на вторичном рынке, то есть их нельзя перепродавать. Человек покупает облигацию, по которой банк начинает выплачивать проценты после выхода этого человека на пенсию, а также может погасить на оговоренных ранее условиях.
4) пенсионные советы. Банк может оказывать консультации по помещению средств в различные пенсионные фонды и финансовые инструменты на длительные сроки, составлять приблизительные графики выплат, оказывать юридические консультации.
В настоящее время, взаимодействие НПФ с российскими банками пока ограничивается трастом, а также инвестиционным консультированием и брокерским обслуживанием [12, С.17].
Взаимодействие банков и пенсионных фондов представляет для многих много возможностей и взаимовыгодных перспектив для осуществления инвестиционных проектов через размещение временно свободных средств фонда. Возможности и ограничения взаимодействия на рынке банков и НПФ можно выделить следующие:
Таблица 2 – Возможности и ограничения взаимодействия банков и НПФ
Возможности | Ограничения | |
НПФ | 1.Развитие пенсионной системы 2. Использование клиентуры банков 3. Стабильность и низкая степень риска пенсионных вложений 4. Высокая доходность пенсионных вложений | 1.Не высокий доход инвестирования средств в безрисковые вложения. 2.Низкая конкуренция на рынке 3. Непопулярность добровольного негосударственного пенсионного обеспечения 4. Высокие затраты на внедрение технологий продаж |
Банки | 1. Рост пенсионных накоплений на счетах в банке. 2. Увеличение долгосрочных инвестиций 3. Доход от управления пенсионными вложениями 4. Расширение клиентской базы | 1.Отсутствие законодательной базы, регулирующей совместную деятельность 2. Налогообложение дохода, полученного от инвестирования пенсионных средств. |
Население | 1. Обеспечение дополнительного пенсионного дохода 2. Обеспечение гарантий социальной защищенности | 1.Ограниченность средств населения, низкая сберегательная активность населения 2. Недоверие к негосударственным пенсионным фондам 3.Инфляционные ожидания |
Выявленные ограничения снижают уровень доверия к НПФ. Возможно, именно поэтому участие россиян в системе негосударственного пенсионного обеспечения (2%) значительно ниже, чем в зарубежных странах (США-18%, Швеция-21%, Ирландия- 23%). Во многих странах роль НПФ, аккумулирующих более 50% ВВП, по своей важности соответствует уровню банковской системы. Соотношение пенсионных резервов НПФ к ВВП в России колеблется до 1,5%, но динамика показывает устойчивый прирост пенсий на основании требований проведения пенсионной реформы [17, С.150].
В качестве итога хочется отметить, что взаимодействие финансовых посредников позволяет предлагать разнообразные продукты, расширить технические и технологические возможности, обеспечить высококачественное обслуживание клиентов, сконцентрировать ресурсы, минимизировать издержки и диверсифицировать риски и, следовательно, повысить доходность каждого участника группы и расширить клиентскую базу. На мировом рынке для создания более конкурентоспособных и клиентоориентированных финансовых продуктов и услуг финансовые посредники интегрируются, образуя финансовые супермаркеты. В России тоже намечается подобная тенденция, однако пока не создано комплексных, полностью сформированных финансовых супермаркетов. Но взаимодействие финансовых посредников на финансовых рынках растет с каждым годом. Экономисты говорят о том, что в ближайшее время институт финансового супермаркета появится и у нас, но для этого стоит решить проблему отсутствия в России единства требований и стандартов применительно ко всем формам взаимодействия финансовых посредников. И тогда взаимодействие финансовых посредников, появившиеся в России, все больше будет способствовать завоеванию новых ниш рынка, расширению клиентской базы и повышению эффективности их деятельности.
1.4 Регулирование деятельности финансовых посредников
Действующий в России Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 г. № 454-ст определяет финансовое посредничество как деятельность, связанную с получением и перераспределением денежных средств. При этом выделяется деятельность, являющаяся вспомогательной по отношению к финансовому посредничеству. Она включает предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству или тесно связанных с ним, кроме самих услуг по финансовому посредничеству. В финансовом посредничестве различают денежное посредничество и прочее финансовое посредничество, включая финансовый лизинг, предоставление кредита, капиталовложения в ценные бумаги и в собственность, деятельность дилеров, заключение свопов, опционов и других биржевых сделок. В отдельно выделенную вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования включаются управление финансовыми рынками, биржевые операции с фондовыми ценностями, прочая вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.
Деятельность коммерческих банков Российской Федерации строится в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» основанном на Законе РСФСР от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в РСФСР» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.) и Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Для них также установлен «Порядок лицензирования деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию», утвержденный приказом ФСФР России от 07.02.2008 № 08-4/пз-н; Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717.
Деятельность паевых инвестиционных фондов регулируется Федеральной Службой по Финансовым Рынкам (ФСФР России). Данная структура контролирует деятельность управляющих компаний и следит, чтобы они действовали в интересах пайщиков. ФСФР создает нормы и стандарты, обязательные для соблюдения всеми управляющими ПИФами компаниями. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит основы деятельности ПИФов на территории РФ.
Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ", затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности "О медицинском страховании граждан в РФ", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (первый рыночный закон о массовом виде страхования), "Об обязательном страховании военнослужащих". Органом регулирования деятельности страховых компаний в России занимается ФСФР (с 2011 г.)
Деятельность кредитных союзов в России регулируется Федеральным законом от 18 июля 2009 года №180-ФЗ «О кредитной кооперации». До этого - Федеральным законом № 117-ФЗ от 7 июля 2001 года «О кредитных потребительских кооперативах граждан.
Итак, в данной главе мы попыталась показать различные определения понятия финансового посредничества, рассмотреть виды финансовых посредников, выявить их классификации, описать формы и перспективы развития их взаимодействия и показать государственное регулирование деятельности финансовых посредников.
Мы выяснили, что финансовое посредничество – это совокупность институтов, инструментов и рынков, удовлетворяющих потребности различных экономических субъектов в организации движения стоимости, трансформации сбережений в инвестиции.
Важнейшими функциями финансовых посредников являются: снижение трансакционных издержек, т.е. любых необходимых затрат ресурсов, которые не связаны непосредственно с производством товаров и услуг, но обеспечивают успешную реализацию данного продукта, они приводят активы и долговые обязательства (пассивы) в соответствие с запросами потребителей. Классификаций финансового посредничества множество, нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенной в России является классификация на банковских и небанковских посредников. Различие между ними главным образом состоит в том, что небанковские финансово-кредитные организации, в отличие от банков, не эмитируют собственных долговых обязательств, а лишь собственные акции.
Рассмотрим каждый из элементов данной классификации более подробно.
2 Виды финансовых посредников и особенности их функционирования
2.1 Банковское финансовое посредничество
Подобно большинству других стран с формирующейся рыночной экономикой, Россия имеет финансовую систему, базирующуюся на деятельности банков. Однако банковское дело представляет собой относительно новую для России отрасль. Большая часть банков была учреждена только в 1990-е годы. До 1999 г. участие банковского сектора в финансовом посредничестве для нужд реального сектора экономики находилось на очень скромном уровне. Банки не направляли финансовые ресурсы на прибыльные инвестиции и во многих случаях предпочитали спекулировать на финансовых рынках или просто выполнять функции «хранения сокровищ» для тех, кто являлся их собственниками. Отношение объемов банковского кредитования к суммарным банковским активам постепенно сокращалось до 1999 г. Причины – мягкие правовые ограничения, асимметрия информации между кредиторами и заемщиками, недостаток квалификации в области мониторинга, а также нехватка информации о кредитных историях.
После подъема, последовавшего за кризисом 1998 г., российская банковская система начала быстро развиваться и стала осуществлять и другие стандартные виды банковской деятельности.
Согласно банковскому законодательству, банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.
Деятельность коммерческих банков Российской Федерации строится в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» основанном на Законе РСФСР от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в РСФСР» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.) и Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Роль банков в современной рыночной экономике трудно переоценить. Прежде всего, банк – это «институт, который переливает средства из ячеек с избытком средств в ячейки с дефицитом». Джозеф Ф. Синки младший считает, что важнейшей экономической функцией банков является перемещение излишних средств в производительные инвестиционные проекты, и относит их к «депозитным финансовым институтам» [10, С. 542]. К «недепозитным» относятся такие финансовые посредники, как: страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, лизинговые компании и другие.
В период активного функционирования финансовых посредников сторонники трансформационной концепции Дж. Г. Герли и Э.С. Шоу, исследуя взаимодействие реального и финансового секторов, создали теоретический каркас классической теории финансового посредничества. Они сформулировали единый принцип финансового посредничества – выпуск собственных обязательств для заимствования кредитных фондов у сберегателей (вкладчиков) и передача полученных средств инвесторам (заемщикам) в обмен на их прямые обязательства.
Кроме этого, банки выполняют ещё одну функцию – осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Именно эти операции определяют специфику деятельности банка как финансового посредника. Все остальные организации, включая страховые компании, инвестиционные фонды и т. д., осуществляют свои расчеты через счета, открытые в банках.
Коммерческие банки являются классическими финансовыми посредниками. Основными функциями коммерческих банков, согласно традиционной теории финансового посредничества являются: снижение транзакционных издержек, сглаживание асимметрии информации, трансформация капитала, сроков и риска. В условиях неопределенности факторов бизнес-среды, асимметрии информации, оппортунистического поведения контрагентов особенно важна способность банков управлять рисками, диверсифицировать их и держать под контролем, причем растущая сложность инструментов управления рисками повышает значение именно этой функции банков в качестве финансовых посредников на финансовых рынках [31, С.7].
Однако в странах с переходной экономикой приоритетные функции банковской системы несколько иные. Важнейшей функцией банков является обеспечение возможностей эффективного перелива сбережений в инвестиции, а также межотраслевого и межрегионального перелива капиталов. Аккумулируя временно высвобождающиеся финансовые ресурсы, банки направляют их по каналам кредитной системы, прежде всего, в ключевые, наиболее динамично развивающиеся секторы и отрасли, способствуя тем самым осуществлению структурной перестройки экономики. Банковская система является важным источником удовлетворения инвестиционного спроса.
Также хочется отметить, что помимо своей основной деятельности, банки могут выступать в качестве торговых посредников, например, на рынке ценных бумаг. Банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими. Двойной обмен обязательствами отличает банки от брокеров (дилеров), осуществляющих посредничество на финансовом рынке, не прибегая к выпуску собственных долговых обязательств. Банки имеют определенные преимущества, поскольку их деятельность как полноценных финансовых посредников позволяет им извлекать из оказания посреднических брокерских услуг выгоды, недоступные обычным брокерам. Эти преимущества выражаются в следующем:
1) при оказании банком брокерских услуг имеет место положительный эффект масштаба, поскольку часть постоянных затрат, которые неизбежно несут организации при осуществлении брокерской деятельности, распределяется между всеми видами деятельности банка, что делает собственно брокерскую деятельность более доходной;
2) финансовые ресурсы, которыми располагают коммерческие банки по сравнению с небанковскими профессиональными посредниками, дают банку преимущество в рекрутинге опытных специалистов, составляющих основу брокерского направления деятельности банка;
3) как более полноценный участник финансового сектора экономики, банк имеет эксклюзивные каналы информации (например, в лице банков-контрагентов, представителей эмитентов - клиентов банка);
4) коммерческие банки обладают возможностью осуществления инвестиций, обеспечивающих максимальную технологичность процессов предоставления услуг;
5) относительно дешевые кредитные ресурсы, привлекаемые в рамках осуществления основной деятельности, дают коммерческим банкам преимущества в определении ставок маржинального кредитования;
6) коммерческие банки располагают дополнительной клиентской базой в лице клиентов банка по другим операциям: лица, предъявляющие спрос на брокерские услуги при прочих равных условиях охотнее заключат договор со «своим банком», чем с какой-либо другой компанией.
Итак, банковское посредничество – это открытая система. Она трансформирует внешние ресурсы (ссудный капитал) в банковские продукты, удовлетворяющие разнообразные потребности внешней среды (сберегателей и инвесторов). Развитие банковской отрасли определяется влиянием:
- объема и структуры ссудного капитала. Динамика его элементов, уровень конкуренции, обуславливающий преобладание одних посредников над другими, может определить состояние банковского дела на данный момент;
- мотивация деятельности. Мотивация банковского посредничества определяется как общим состоянием экономики, так и внутренними интересами экономического субъекта. Поэтому политика банка может быть консервативной или агрессивной; осторожной, умеренной или рискованной. Банковская деятельность может быть направлена или на удовлетворение потребностей реального сектора экономики, или может сочетать инвестирование в реальный сектор со спекуляцией. Приоритетом деятельности бынка может быть как удовлетворение клиентских потребностей, так и получение прибыли любыми способами;
- предложения и спроса на банковские продукты, обусловленные полезностью, доходностью и доступностью. Полезность банковского продукта должна быть больше полезности потребляемых банков капиталов. Если банковский продукт полезен, но не доходен, то спрос на него снижается. Дорогостоящие, отягощенные банковские продукты делают банковский бизнес недоступным для многих клиентов. Специфика банковского бизнеса состоит в обоюдном удовлетворении потребностей и обеспечении доходности. Под влиянием воспроизводственного процесса потребности клиентов становятся более конкретизированными, разнообразными и динамичными. Потребность банка состоит в расширении района деятельности, закреплении связей с надежной клиентурой с целью максимизации дохода. При сочетании банковской маржи с народнохозяйственной эффективностью появляется результативность банковской сферы и полезность ее продуктов;
- уровня доверия, который обеспечивается, с одной стороны, состоянием экономики и клиентской базы, а с другой – организацией системы гарантий, надзора за банковским бизнесом, прозрачностью деятельности всех участников банковского рынка и эффективным банковским менеджментом;
- уровня и формы государственного влияния;
- динамики взаимосвязей как внутри банковской отрасли, так и с внешней средой [30, С. 45].
Изменение внутренних и внешних взаимосвязей приводит к трансформации банковских продуктов и меняет состояние банковского дела.
Говоря о посреднических функциях банков более подробно, нужно отметить, что в литературе в основном приводится следующая их классификация:
1) Посредничество в кредите
Функция посредничества в кредите является старейшей функцией, выполняемой банками. Банки являются финансовыми посредниками между кредиторами (вкладчиками) и заемщиками (потребителями кредита). Те и другие имеют разное отношение к срочности предоставления денежных средств. Кредиторы, как правило, хотят выдавать кредиты на короткие сроки, чтобы быстрее вернуть свои деньги. Заемщики, наоборот, заинтересованы в более длительных периодах работы с заемными средствами.
Непосредственное предоставление свободных денежных средств их владельцами в ссуду промышленным и торговым предпринимателям связано с определенными трудностями. Во-первых, размер денежного капитала, предлагаемого в ссуду, может не соответствовать размеру спроса на него. Во-вторых, сроки высвобождения денежных капиталов у их собственников могут не совпадать со сроками, на которые они требуются заемщиком. В-третьих, собственники денег могут быть не осведомлены о кредитоспособности предпринимателей, желающих получить ссуду. Риск неплатежеспособности последних является препятствием к прямому предоставлению денежных средств в ссуду. Посредничество банков устраняет все эти препятствия, возникающие при прямых связях кредиторов и заемщиков. Мобилизуя вклады различных размеров и различной срочности, банки могут предоставлять кредиты нужной суммы и на те сроки, которые необходимы заемщикам. Специализируясь на ведении кредитных операций, банки имеют возможность определять кредитоспособность своих заемщиков. Все это свидетельствует о целесообразности банковского посредничества и его эффективности в перераспределении свободных денежных средств [29, С.26].
При выполнении посреднической функции банки осуществляют трансформацию сроков, т. е. преобразование «коротких» денег в «длинные». Для того чтобы не нарушить свою ликвидность, банк в принципе может предоставлять долгосрочные кредиты только за счет долгосрочных депозитов и других источников, привлеченных на длительный срок, краткосрочные же депозиты («короткие» деньги) могут служить источником только краткосрочных ссуд. Трансформация сроков становится возможной потому, что, во-первых, многие кредиторы оставляют свои деньги в банках дольше, чем это согласовано юридически, во-вторых, уходящие денежные средства часто заменяются вновь приходящими, поэтому общая сумма привлеченных средств остается неизменной. Вместе с тем трансформация сроков связана с риском, в связи с этим наряду с внутренним контролем ликвидности всегда существует система внешнего регулирования банковской ликвидности и контроля со стороны государства. Несовпадение кредитов и вкладов происходит не только по срокам, но и по величине. Часто кредиты предоставляются в больших объемах, чем внесенные вклады, поэтому банк осуществляет трансформацию размеров денежных сумм, т. е. именно он трансформирует множество мелких вкладов в незначительное число больших по суммам кредитов. Если бы банки не делали этого, то лицам, нуждающимся в кредите, пришлось бы вести переговоры со множеством вкладчиков, что было бы и дорого, и неэффективно.
Выдача кредита всегда является рискованным делом. Несмотря на все проверки платежеспособности заемщика, нельзя избежать случаев непогашения кредита. Банк, выступая посредником между кредитором и заемщиком, трансформирует риск заимодателя, снижает его. Это возможно потому, что банки, осуществляя свои операции, способны рассредоточить денежные средства по отраслям, величинам, целям использования, регионам.
Кроме того, снижение риска отдельных операций достигается за счет тщательного отбора банком заемщиков с использованием всей накопленной им информации, а также постоянного контроля за целевым использованием кредитов и их эффективностью. В отношении банковских рисков также действует система внешнего регулирования и контроля. Банки несут повышенную ответственность перед клиентами и вкладчиками и берут на себя риски, связанные с уменьшением стоимости или потерей некоторой части активов. В отличие от других финансовых посредников банки формируют свои ресурсы на основе фиксированных по суммам долговых обязательств (депозитов), поэтому они своим собственным капиталом должны покрывать убытки до того, как те повлияют на положение вкладчиков.
2) Аккумуляция сбережений и превращение их в инвестиции
В настоящее время эта функция играет важнейшую роль в экономической политике государства. Ведь сами по себе денежные сбережения не являются капиталом. Являясь сбережениями для будущих расходов и оставаясь в руках своих владельцев, в течение короткого или длинного периода они превращаются в мертвые сокровища, не приносят дохода их владельцам. Банки собирают, аккумулируют эти денежные сбережения в виде вкладов, в результате чего последние превращаются в ссудный капитал. Сосредоточенные в банке денежные средства, с одной стороны, становятся источником для проведения ссудных операций, т. е. банки предоставляют их промышленным и торговым предприятиям, которые используют полученные средства для развития. С другой стороны, аккумулированные банком средства приносят их владельцу доход в виде процента, т. е. становятся для него капиталом. В свое время «японское экономическое чудо» во многом стало возможно потому, что банковская система страны сумела мобилизовать сбережения населения для инвестирования экономики страны. Напротив, в России при явном попустительстве государства в результате серии афер типа «МММ» и других финансовых пирамид население утратило веру в надежность отечественной финансовой системы, что стало мощным тормозом экономического развития страны. Потеряв доверие населения, банки утратили основной источник мобилизации сбережений.
3) Эмиссионно-учредительская функция
Банки организовывают выпуск и размещение ценных бумаг. В данном случае банки осуществляют посредничество между инвесторами и фирмами, нуждающимися в их привлечении (эмитентами). Особенность посредничества в данном случае заключается в том, что его инструментом выступает не денежная ссуда, а ценные бумаги, которые банки могут приобретать как за свой счет, так и за счет и по поручению клиентов. Организуя выпуск и размещение ценных бумаг фирм, банки способствуют трансформации сбережений в инвестиции, чем расширяют возможности экономического роста.
4) Консультационное обслуживание
Основой посреднической функции банков является накапливаемая ими информация о состоянии различных сегментов рынков, финансовом положении клиентов, динамике движения курсовой стоимости ценных бумаг, курсов валют, цен, ставок процента и т. д. В то время как большинство товаров и услуг исчезают в процессе потребления, информация, собранная банком (например, при выдаче кредита конкретному заемщику), сохраняется и может быть использована в последующих операциях. Накопление информации неотделимо от посреднической функции, ее накопление происходит постоянно и параллельно с выполнением последней. Однажды полученная информация может быть неоднократно использована банком в будущем, в других сделках, что и позволяет ему снижать риски, связанные с осуществлением посредничества. Очевидно, что владелец свободных денежных средств не имеет полной информации, которой владеет заемщик. Последний всегда знает больше о своих намерениях, чем заимодатель. Информация всегда асимметрична, что и служит источником рисков в банковском деле. Полная и достоверная информация - это благо, владея которым можно принимать правильные решения.
Нужные сведения трудно получить, дорого купить, сложно хранить. Вот почему банк как финансовый посредник занимается сбором и систематизацией информации. Банки хорошо знают экономическое положение своих клиентов, состояние бухгалтерского учета, проводят анализ финансовых итогов их деятельности, изучают стратегию развития, выявляют направления увеличения доходов. Поскольку банки занимаются операциями с ценными бумагами, они определяют перспективность выпуска новых акций клиентов, реальность их размещения, предлагают клиентов, готовых взять на себя размещение новых ценных бумаг.
Используя накопленную информацию, банки проводят широкое консультационное обслуживание своих клиентов и других заинтересованных лиц по вопросам открытия счетов, кредитно-расчетным и кассовым операциям, дают им рекомендации по деятельности на денежном и товарном рынках. В области кредитования и расчетов банки предлагают своим клиентам информацию о конъюнктуре денежного рынка, движении ставок процента, формах и видах кредитования, могут давать рекомендации по кредитно-расчетному обслуживанию конкретных сделок, организации безналичных расчетов, разрабатывать различные схемы проведения сложных финансовых операций. В области выпуска ценных бумаг и операций с ними банки предоставляют информацию о конъюнктуре рынка ценных бумаг, их эмитентах, движении курсов ценных бумаг, сообщают о порядке выпуска и обращения последних. В сфере капитальных вложений банк дает клиентам сведения о состоянии рынка строительных услуг, ценах на строительные материалы и тарифах на различные виды строительно-монтажных работ, расчетах экономической эффективности капитальных вложений.
5) Создание и уничтожение денег
Это, по сути, создание платежных средств, оно тесно связано с депозитной и кредитной деятельностью банка. Если клиент принес определенную сумму денег и поручил банку зачислить ее на свой расчетный счет, то общее количество денег будет постоянным.
Изменения произойдут в части увеличения объема кассовых остатков в активе баланса, в пассиве на данную сумму увеличится депозит. Будет иметь место переход денег из наличной формы в безналичную. Если заемщик получил ссуду и банк зачислил ее на депозитный счет клиента, то в данном случае общее количество денег увеличилось на величину ссуды. Это произошло потому, что банк в процессе кредитования создал новые платежные средства, т. е деньги. Однако он может их и уничтожить. Например, если погашение кредита заемщиками осуществляется путем списания денег с их депозитных счетов, то в данном случае общая масса денег сокращается.
При росте спроса на кредит современный эмиссионный механизм, основанный на безналичной депозитно-ссудной эмиссии банков, расширяет объемы денежной массы, что позволяет беспрепятственно проводить возрастающее в связи с ростом объемов производства количество хозяйственных сделок. Клиенты банка имеют полное право распоряжаться денежными средствами, созданными в процессе кредитования банками: пересылать их, оплачивать покупки или сделки и т. д. При этом общая сумма денег в экономической системе возрастает на сумму выданного кредита. Центральный банк не может монополизировать эмиссию безналичных платежных средств, он только регулирует ее масштабы посредством установления норм обязательных резервов [24, С. 5-6].
Таким образом, банки выполняют целый ряд важнейших функций, приоритетность которых зависит от конкретных социально-экономических условий их реализации, а эффективность выполнения определяет функциональную адекватность банковской системы задачам развития национальной экономики.
Не стоит полагать, что абсолютно все операции коммерческих банков являются посредническими. К посредническим операциям относятся лишь операции по привлечению средств на депозиты и выдача кредитов. Особыми формами кредита признаются лизинг и факторинг (это посреднические операции).
Лизинг – вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов. Это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [3].
Интерес коммерческих банков к лизинговым операциям объясняется следующими обстоятельствами: конкуренция на рынке традиционных услуг толкает банки к поиску новых выгодных вложений средств; лизинг имеет реальное материальное обеспечение в виде движимого имущества, находящегося в собственности лизингодателя, поэтому реализация имущественных прав существенно упрощается по сравнению с залогом; лизинговые операции имеют более высокий уровень рентабельности по сравнению с долгосрочным кредитованием; развивая лизинг, банки имеют возможность расширить круг надежных клиентов и повысить качество их обслуживания; учитывая долгосрочный характер лизинговых операций, банк получает стабильный доход в течение длительного времени.
Однако важно учитывать, что лизинг является банковской операцией с достаточно высоким уровнем риска. Кроме того, лизинг является капиталоемким видом бизнеса, и лизинговые компании заинтересованы в широком привлечении заемных средств. Поэтому коммерческим банкам целесообразно участвовать в лизинговых операциях не только непосредственно (организация лизингового отдела в банке), но и опосредовано, кредитуя лизинговые компании, формируя дочерние компании и воздействуя на масштабы, направления и конкретные виды лизинга [30, С.48].
Лизинг широко используется как на международном уровне, так и внутри страны.
Порядок осуществления лизинговой операции:
- подписание договора лизинга;
- приобретение предмета лизинга (оборудования, машин, недвижимости);
- кредитование банком приобретения товара лизинговой компанией (по необходимости), оплату поставки, поставку и прием товара;
- выплата лизингополучателем (арендатором) лизинговых платежей;
- возврат кредита банку с уплатой процентов по нему.