Понятие морского страхования
Международные инвестиционно – коммерческие и торговые контракты сопряжены со значительными объемами грузоперевозок. Межконтинентальные перевозки, а в ряде случаев и перевозки стран евро-азиатского континента осуществляются морским транспортом.
Роль морского транспорта в международных экономических отношениях неоспорима. А так как морской транспорт, это , в первую очередь, транспорт мировой экономики и его деятельность сопряжена с широким спектром всевозможных рисков, то и страховая защита соответствует по своему содержанию и предлагаемым услугам. По целому ряду страхуемых рисков, сопровождению договоров и урегулированию убытков страховщики мирового страхового рынка придерживаются мировых норм и правил, выработанных соответствующими мировыми соглашениями, в то же время не исключается использование правил и норм, действующих в стране страховщика.
Морское страхование - это крупнейшая отрасль, которая составляет основу транспортного страхования и охватывает сферы деятельности, выходящие за пределы морских перевозок, и в целом ряде случаев, обеспечивает покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов как по морю, так и но воздуху и суше.
Морское страхование включает в себя страхование судов, грузов и фрахта, а также ответственности судовладельцев перед третьими лицами.
Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков. Вопрос о том, какая из сторон согласно условиям соответствующих торговых сделок обязывается провести страхование, рассматривается и решается во время заключения этих сделок.
Страхование судов - страхование «каско» - относится только к самим транспортным средствам.
Сложилось так, что из всех видов перевозок грузов самой распространенной является перевозка морем, поэтому практически все торговые контракты содержат пункт о перевозке товаров морем. В этом случае страхуется не только груз, но и транспортное средство (карго), перевозящее груз. Предназначение морского страхования состоит в обеспечении защиты от морских рисков.
Участниками морского предприятия являются: грузовладелец, судовладелец, перевозчик. Все они подвержены риску понести убытки. Убытки могут достигать миллиардов долларов. Так как все участники осознают опасность крупных потерь, они передают риск страховщикам. Страхование позволяет сократить число аварий, так как страховщики стимулируют проведение превентивных мер. Несмотря на добровольный характер договоров морского страхования, они несут в себе элемент обязательности. Торговые контракты, включающие пункты транспортировки товара, как правило, предусматривают наличие страхового покрытия. Финансовую поддержку морского предприятия могут осуществлять акционеры, которые заинтересованы в благоприятном исходе.
Морское плавание всегда считалось одним из самых опасных занятий, потому что риски такого предприятия связаны с непредсказуемостью моря. Выделяют риски, подлежащие страховой защите, и нестрахуемые риски. Критерием при этом делении является неопределенность события. Например, груз, размещенный на палубе корабля, не страхуется, поскольку он находится в зоне воздействия воды.
Случайный характер опасности дополняется характеристикой других воздействий. Ущерб не должен быть вызван естественными свойствами товара, в противном случае он расценивается страховщиком как «неустранимый дефект» и не обеспечивается страховым покрытием. С учетом этого морские риски можно условно разделить на обычные и военные риски.
К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки. Военные риски - это риски, лежащие вне условия перевозки.
Страхование судов
Страховые компании принимают на страхование любой общественный интерес, который связан с эксплуатацией судна от любых опасностей и случайностей, как во время плавания, так и в период постройки судна.
Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением средствами водного транспорта (судна).
Объектом страхования может быть судно, его составные части и снаряжение, основное и вспомогательное оборудование. На особых условиях могут страховаться судовые баржи и лихтеры, установленное на судне оборудование, принадлежащее третьим лицам.
Страхование каско судов - вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов в случае нанесения ущерба, гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов, либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов.
Страхование судов по согласованию сторон обычно заключается на основании одного из нижеследующих условий:
- «страхование с ответственностью за гибель и повреждения». При страховании на этих условиях возмещаются убытки, произошедшие вследствие полной гибели судна и расходы по устранению повреждений корпуса судна, его машин и механизмов;
- «с ответственностью за гибель судна»;
- «с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению»;
- « ответственностью за повреждение судна».
Не подлежат возмещению убытки, произошедшие вследствие умысла либо грубой неосторожности.
Страхование рисков на случай забастовок, «военных рисков», гражданских волнений осуществляется путем включения в полисы специальных разделов.
Договор заключается на срок (например, один год) либо на один рейс.
Заключение договора страхования судов происходит на основании письменного заявления страхователя, где сообщаются подробные сведения о судне, его типе, наименовании, годе постройки; страховая сумма не должна быть выше суммы стоимости самого судна; указывается срок или рейс, на который страхуется судно.
На страхование принимаются: корпус (англ. hull, нем. Kasko) судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.
Страховая сумма страхуемого судна должна соответствовать действительной стоимости.
При недостраховании, когда страховая сумма ниже действительной, выплата по возможному ущербу пропорциональная принятой ответственности страховщиком. При превышении страховой суммы против действительной стоимости судна договор считается недействительным на величину превышения страховой суммы над действительной стоимостью. Страховая сумма может устанавливаться отдельно по каждому объекту или по их совокупности, указанных в договоре.
Как правило, в полисах по страхованию судов обязательно вносится оговорка, обязывающая страхователя немедленно сообщать страховщик) о всех авариях судна, относящихся к страховым событиям. Запросы на ремонт судна направляются фирмам, способным произвести ремонтно-восстановительные работы, но окончательное решение о месте ремонта согласовывается со страховщиком.
Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает на страхование. Сумма страховой премии получается умножением ставки премии на страховую сумму. Ставки по страхованию судов могут различаться в связи с разнообразием видов, типов и классов судов и географическим расположением их эксплуатации. К старым судам применяются более высокие ставки. Твердые же тарифы ставок выбрать практически невозможно, поэтому в страховании судов используются индивидуальные ставки для каждого судна в зависимости от его типа, состояния, района плавания, времени года и других факторов.
При страховании судов используется франшиза.
Для судов старше 15 лет устанавливается дополнительная франшиза по повреждениям машины и оборудования судна на уровне основной франшизы.
Суда старше 25 лет, как правило, на страхование не принимаются за исключением случаев, когда они страхуются в составе флота.
Для судов старше 10 лет базисные ставки увеличиваются путём применения специальных коэффициентов. (37)
В зависимости от стоимости судов ставки корректируются по принципу – чем дороже судно, тем ниже ставка.
Обычный срок страхования в международной практике составляет 12 месяцев.
Страховщик несет ответственность за ущерб, причиненный застрахованному судну в течение всего периода страхования и в районе плавания, которые согласованы в договоре страхования независимо от того, выполняет ли оно обычные рейсы, находится ли на ходовых испытаниях, оказывает ли помощь, буксирует судно и плавучие средства или осуществляет спасательные работы.
В стандартном договоре страхования судна (каско) включаются убытки судовладельцев, происходящие в результате:
- опасности, связанной с морским, речным, озерным и другим судоходством (штормы, затопление и переворачивание судна, столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектов и т.д.);
- пожара, взрыва;
- кражи со стороны лиц, не относящихся к категории «страхователь»;
- выбрасывании имущества за борт;
- пиратства;
- поломки или аварии на ядерном реакторе или установке;
- столкновения с самолетом, аналогичными летательными аппаратами или предметами, выпавшими из них, а также столкновения с наземным транспортным средством, доком или портовым оборудованием или установкой;
- землетрясения, извержения вулкана или удара молнии.
Кроме того, возмещаются убытки, если не будет доказано «отсутствие должной заботливости» (want of due diligence) со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна в следующих случаях:
- происшествие при погрузке, выгрузке или перемещении груза или бункера (топлива);
- взрыв котлов, поломка валов или скрытый дефект в машинном оборудовании или корпусе судна;
- небрежность со стороны капитана, офицеров, команды или лоцманов;
- небрежность со стороны ремонтных служб или фрахтователей, если они не являются страхователями по данному полису;
- баратрия (преднамеренное правонарушение в отношении судна) со стороны капитана, офицеров или членов команды;
- опасность загрязнения, которая обусловливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды или прибрежных вод) и при существовании угрозы загрязнения.
При страховании на срок, если судно находится в плавании в момент окончания договора и терпит бедствие, то договор продляется до прибытия его в порт назначения, указываемый в договоре.
Если судно страхуется на рейс, то ответственность страховщика начинается с момента отдачи швартовых в порту отправления и оканчивается в момент пришвартования в порту назначения.
При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении от обусловленного в договоре пути следования страхование прекращается. Оно не прекращается, если отклонение от пути или выход из района плавания был осуществлен с целью спасения человеческих жизней, судов и грузов.
О всех ставших известными страхователю случаях отклонения в пути следования, изменениях в страховом риске страхователь обязан уведомить страховщика.
При наступлении страхового случая страхователь или его представитель обязаны принять все зависящие от них меры к спасению и сохранению поврежденного судна, при необходимости обеспечить права регресса страховщика к виновной стороне. Факт аварии и причины ее возникновения должны быть зафиксированы в бортовом журнале, о прибытии в порт сделать заявление об аварии.
Если причиной аварии явились непреодолимые стихийные силы, капитан для снятия с судовладельца (с судна) ответственности за убытки должен сделать заявление о морском протесте.
Морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу в порту прибытия и должен содержать описание обстоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
Факт страхового события и требование на возмещение ущерба должны документально доказываться страхователем.
Выплата страхового возмещения осуществляется страховщиком в размере всей страховой суммы в случае полной или конструктивной гибели судна и его пропажи без вести, на основании письменного заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата), составленного по данным проведенной экспертизы с учетом стоимости пострадавшего судна на момент наступления страхового случая. При выплате возмещения за пропавшее без вести судно (отсутствие известий о нем в течение 3-х месяцев, последнее известие в период действия договора) страхователь оформляет договор абандон (передача прав на пропавшее судно страховщику).
Если страховщик принял на себя абандон и выплатил страховую сумму, а объект страхования оказался не погибшим, то страхователь обязан возвратить полученную сумму и вступить в права владения этим имуществом.
Убытки от повреждений возмещаются с применением франшизы. Страхователь или выгодоприобретатель при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права регресса к виновной стороне.
При страховании целого флота обычно устанавливается средняя ставка для всего флота или для более точного расчета все суда этого флота группируются по общим однородным показателям, и в связи с этим ставка устанавливается для каждой такой группы отдельно.