Страхование экспортных кредитов и инвестиций
Экзаменационный билет № 1
1. Сущность и функции финансов.Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме. Финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей. Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа.
В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная. Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства – в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования. Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется валовой (совокупный) общественный продукт, и его важнейшая часть – национальный доход, а также часть национального богатства (например, при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества). Через распределительную функцию финансы удовлетворяют определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, экономических агентов, путем формирования денежных доходов и расходования средств. Таким образом, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения, выявляются экономические отношения, связанные с движением совокупного общественного продукта, его составных элементов в денежной форме и создаются условия для реализации общественного продукта в натурально-вещественном выражении посредством купли-продажи. В итоге должны быть удовлетворены экономические интересы всех участников общественного производства с учетом конкретного трудового вклада и степени участия в общественном производстве.
В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов. Контрольная функция финансов признается представителями почтивсех научных концепций. Все ранее перечисленные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку финансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством количественно отображать, воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, накоплений, фондов. Благодаря этому свойству финансы могут как бы «оповещать» о том, как складываются количественные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем самым финансы сообщают об отклонениях и диспропорциях в воспроизводственном процессе и позволяют направить его в нужное русло. Количественное выражение процессов образования и использования доходов, накоплений, фондов отображается в системе финансовых показателей, которые выступают как разновидности стоимостных показателей. Финансовые показатели имеют обобщающий результирующий характер, т.е. комплексно выражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой. Изучение, анализ финансовых показателей позволяет судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования определенных органов, систем и т.д.
Страхование экспортных кредитов и инвестиций
Одним из важных направлений экономической политики государства на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке.
Перед предприятиями стоит задача выхода на новые уровни работы по качеству и конкурентоспособности своей продукции.
Практически в каждой стране функционирует механизм государственной финансовой поддержки экспортной деятельности, который является важнейшей составляющей национальной системы стимулирования экспорта (включает также организационные, административные, информационно-консультационные и иные меры господдержки [1].
В условиях сворачивания экспортных кредитов, особое значение приобретают страхование и гарантирование экспортных кредитов и зарубежных инвестиций как механизма государственной финансовой поддержки экспорта. В условиях усиления международной конкуренции именно страхование и гарантирование экспорта, как показывает зарубежная практика, служат эффективным средством стимулирования вывоза продукции широкого круга отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, а также услуг.
Одним из ключевых элементов финансовой поддержки экспорта является страхование экспортных кредитов. По определению Юлдашева Р.Т. это вид страхования финансовых рисков на случай убытков экспортёра, которые могут произойти вследствие невозврата кредита, предоставленного коммерческим потребителям в других странах [2].
Страхование экспортных кредитов используется как один из инструментов внешнеторговой политики, которая дает возможность регулировать объемы и географию экспортного кредитования. Например, страхование экспортного кредитования в странах-членах ОЕСР, обеспечивает в среднем до 3% объема ежегодного экспорта, из которых государственная поддержка составляет около 30%. Такая поддержка дает возможность экспортерам из указанных стран осуществлять и увеличивать снабжение товаров и услуг на новые рынки, даже с имеющимся политическим риском.
Страхование экспортных кредитов включает страхование коммерческих кредитов, предоставляемых поставщиком покупателю, банковских ссуд поставщику или покупателю, обязательств и поручительств по кредиту, долгосрочных инвестиций, а также ряд специфических видов страхования: валютных рисков, от инфляции, расходов по вступлению экспортера на новый рынок и т.п. Всего при страховании экспортных кредитов насчитывается до 50 отдельных рисков, группирующихся как по экономическому (банкротство частного покупателя, отказ от платежа или принятия товара, неоплата долга в обусловленный срок и т д.), так и по политическому признаку (война, революция, запрет на платежи за границу, консолидация долгов, национализация, конфискация, введение эмбарго, неплатежи покупателя, являющегося государственной организацией, отмена импортной лицензии и т.д.).
До подписания внешнеторгового контракта, по запросу экспортера, страховая компания тщательно проверяет платежеспособность будущего покупателя и устанавливает кредитный лимит — максимальную сумму допустимой текущей задолженности иностранного покупателя и максимальный период допустимой рассрочки платежа, при превышении которых вступает в силу страховая защита [3].
Страхование экспортных кредитов в современном понимании является одним из наиболее молодых направлений страховой деятельности. Как отдельное направление страхового бизнеса оно начало формироваться только с середины ХХ столетия. Но предпосылкой страхования политических рисков считается страхование военного риска, которое было известно более чем за столетия. В конце 30-х годов ХХ столетия во многих странах Европы было тем или иным образом организованно перестрахование государством военных рисков [4].
На сегодня страхование экспортных кредитов развивается главным образом по двум направлениям:
1) увеличение размера страхового покрытия, которое составляет, как правило, 80-90% возможных убытков страхователя, но в ряде случаев может достигать и 100%;
2) расширение перечня страховых рисков и внедрение новых видов страхования.
Большинство операций по страхованию иностранных кредитов обеспечивается на основе программ, реализуемых при поддержке государства, но некоторые схемы страхования предполагают проведение операций страхования на основе совместного участия в них государства и частных страховщиков [5].
В мировой практике страхования экспортных кредитов и инвестиций является одним из средств экспортного производства и расширения экспорта, который отвечает нормам ВТО и используется всеми странами ОЕСР.
На сегодня соответствующие учреждения по развитию экспорта функционируют в более чем 70 странах мира, в том числе почти во всех странах Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Словакия, Румынии, Словения, Хорватия), а также Прибалтики (Литва, Эстония).
В некоторых европейских странах функции страхования возложены на частные страховые компании, осуществляющие эти операции за счет предоставляемых государством средств.
Так, в ФРГ страхованием экспортных кредитов занимается страховая компания Гермес (Hermes Kreditversicherung AG), основанная в 1917 г.; во Франции — КОФАСЕ (Compaynie Francaise D’assurance pour le Commerce Exterieur) — акционерное общество, основанное в 1945г. и контролируемое государством; в Великобритании — Департамент гарантии экспортных кредитов (Export Credits Guarantee Department), который по закону является специальным правительственным органом, подчиняющимся министерству торговли; в Италии — подразделение по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) государственного страхового концерна ИНА [2].
В Японии — специальный отдел в министерстве внешней торговли и промышленности.
В США основным государственным учреждением, ответственным за страхование экспортных кредитов является Экспортно-импортный банк (Export-Import Bank), т.н. Эксимбанк, в сотрудничестве c ассоциацией страхования экспортных кредитов, созданной крупнейшими страховыми компаниями США. Эксимбанк предлагает широкий выбор полисов, соответствующих различным нуждам кратко- и среднесрочного страхования экспортных кредитов. Cуществует несколько требований, которым американские предприятия должны соответствовать, чтобы их проекты были рассмотрены. Эксимбанк оказывает содействие только экспорту товаров и услуг, которые содержат как минимум 50% американского участия. При краткосрочном страховании покрытие относится к стоимости всей поставки. При осуществлении средне- и долгосрочных программ, в том случае, если экспортная американская продукция содержит компоненты иностранного производства, Эксимбанк покрывает до 100% американской доли при условии, что оказываемая им помощь не превышает 85% экспортной цены.
Другим правительственным агентством США, занимающимся страхованием, является Корпорация по частному инвестированию за рубежом (Overseas Private Investment Corporation — OPIC) при Министерстве финансов США. OPIC проводит страхование американских инвестиций в развивающихся странах и возникающих новых экономических системах от трёх видов политического риска: политическое насилие (война, революция, мятеж и гражданское неповиновение), оказывающее воздействие на активы иили доходы предприятия; экспроприация; неконвертируемость валюты. В дополнение к страхованию активов и инвестиций материнской компании OPIC также обеспечивает покрытие институциональных ссуд, аренды, застрахованной собственности и договоров об оказании технической помощи по менеджменту, а также риск подрядчиков, связанный с обязательствами по ценам и исполнению работ, таможенными закладными, оборудованием, спорами по контрактам и другим видам риска.
В странах Восточной Европы аналогичные институты были созданы лишь в 90-х годах. Например, в Республике Польша успешно функционирует Корпорация страхования экспортных кредитов „KUKE”, которая создана в 1991 году как национальное агентство со страхования экспортных кредитов [6].
Идея создания международной системы страхования экспортных кредитов и инвестиций возникла еще в 50-и года ХХ-го столетия. Тем не менее, лишь в 1985 году ведущие страны Запада подписали в Сеуле Конвенцию ”Об учреждении Многостороннего агентства гарантирования инвестиций” (далее – Агентство) [7].
Основными принципами Агентства, как независимого юридического лица с уставным фондом больше, чем 2 млрд. долл. США, является:
· финансовая независимость от Международного банка реконструкции и развития и других финансовых институтов;
· участие развитых государств и государств, которые развиваются, в финансировании Агентства и контроле за его деятельностью;
· содействие в решении проблем государств-импортеров и государств-экспортеров капитала.
В частности, Агентство осуществляет страхование и перестрахование некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществимых из других стран-членов в любую страну-члена указанной Конвенции.
Среди рисков, которые страхуются Агентством, наиболее распространенные:
- экспроприация инвестиций или другие ограничения прав частной собственности инвестора со стороны государства-реципиента;
- нарушение договорных обязательств принимающей стороной, что вызвало материальный ущерб иностранным инвесторам;
- убытки в случае войны и социальных неурядиц;
- невозможность свободного перевода валюты (перевод прибыли (дивидендов) и репатриация капиталов).
Например, риск задержки трансферта из-за недостатка конвертируемой валюты в стране местонахождения контрагента предприятия, объявление моратория на обслуживание внешнего долга, ограничивающие платежи между страной предприятия и страной местонахождения его контрагента может быть застрахован страховщиком - членом Бернского (стран Запада) или Пражского клуба.
Пражский Клуб - ассоциация организаций страхования экспортных кредитов Центральной, Восточной Европы, Африки и Азии, предоставляет возможность обмена информацией и опытом между национальными учреждениями по страхованию экспортных кредитов. На сегодня в этот Клуб входят 25 экспортных кредитных агентств и международных организаций со всего мира.
Украина в отличие от всех главных торговых конкурентов (Россия, страны ЕС, Центральной и Восточной Европы) не имеет собственной системы страхования и гарантирование экспортных кредитов и, таким образом, не может стимулировать экспорт высокотехнологической продукции и услуг на условиях отсрочки платежей. Это делает продукцию отечественного машиностроительного комплекса неконкурентоспособной на мировых рынках и в международных тендерах и не дает возможности банкам и предприятиям экспортировать украинскую продукцию с отсрочкой оплаты путем товарного кредитования.
Создание целостной системы страхования экспорта в Украине может способствовать:
· обеспечению стабильности экспорта в форме товарного кредитования, прежде всего высокотехнологических товаров, украинских производителей на основе их защиты от риска неплатежей, а также улучшение доступа к оборотному капиталу и удешевлению кредитных ресурсов;
· освоению новых рынков и продвижение на эти рынки украинских товаров и услуг;
· обеспечению стабильности банковской системы Украины путем защиты украинских банков и их вкладчиков от риска финансовых потерь;
· повышению конкурентоспособности украинских товаров на мировых рынках и, в частности, в международных тендерах;
· интеграции Украины в мировую систему кредитно-информационного обмена и мировое разделение труда и рынков продукции с высокой добавленной стоимостью;
· использованию механизма, который обеспечивает государственную поддержку экспорта при одновременной защите гарантийных средств госбюджета.
Создание системы страхования экспортных кредитов позволит уменьшить риски отечественных кредитных учреждений и соответственно значительно удешевить долгосрочные кредиты. По информации Национального банка Украины украинские банки уже сегодня имеют избыточные кредитные ресурсы (свыше 3 млрд. евро), которые не предоставляются отечественным предприятиям из-за отсутствия государственной системы страхования политических и долгосрочных коммерческих рисков.
Внедрение в Украине системы страхования экспортных кредитов и инвестиций позволит ежегодно получать страховых платежей 3-5% от объем экспорта. Так, в 2008 году Украина экспортировала продукции на сумму около $67 млрд., в 2009 году экспорт снизился до $39,7 млрд., а в 2010 году – увеличился до $51,4 млрд. Таким образом, потенциальный ежегодный объем страхования экспортных кредитов может составлять 1-3 млрд. грн.
3. Причины и последствия финансовой несостоятельностии предприятия.Финансовая несостоятельность или банкротство является следствием разбалансированности хозяйственного механизма воспроизводства капитала корпорации (хозяйствующего субъекта), результатов неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики.
При оценке подверженности юридического лица банкротству необходимо проанализировать следующие отношения: Оборотный капитал ко всем активам; Задолженность к акционерному капиталу; Все пассивы ко всем активам; Основной капитал к акционерному капиталу; Чистая прибыль ко всем активам; Поступления денежной наличности от операций ко веем пассивам; Чистая прибыль плюс % по кредиту к % по кредиту.
В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие признаки: Падение рыночной цены ценных бумаг предприятия; Снижение потока денежной наличности от операций и снижение доходов; Предприятие работает в отрасли, в которой высока вероятность банкротства %; Сокращение дивидендов и др.
Финансовые и производственные аспекты, которые указывают на финансовые трудности: Невозможность в дальнейшем получить дополнительные финансовые средства; Неспособность погасить просроченные обязательства; Плохая система финансовой отчетности; Перемещение сферы деятельности в области, не связанные с основным бизнесом предприятия; Неспособность предприятия идти в ногу со временем; Неспособность предприятия контролировать издержки; Высокий уровень конкуренции.
В дальнейшем предпринимаются следующие мероприятия, чтобы предотвратить банкротство: Открыть кредитные линии в банках; Избавиться от убыточной продукции и подразделений; Улучшить правление активами; Начать осуществлять программу сокращения затрат;
Оценку вероятности банкротства предприятия проводят с помощью финансового анализа, так как он позволяет выявить его финансовое состояние, прогнозировать его выход из кризисной ситуации.
Таким образом первый признак банкротства – это наличие отрицательного показателя сальдо с нарастающим итогом. Другой признак – это попадание процветающего предприятия в так называемую «кредитную ловушку». В таком случае объем взятия заемных средств примерно равен или меньше возврата этих средств, это означает, что их не используют по назначению, а плата за них, снижает эффективность финансовых показателей и в конце концов приводит к банкротству.
Для предотвращения банкротства и восстановления платежеспособности предприятия вынуждены предпринять: Продажа части недвижимого имущества; Избавление от избыточных материально-материальных запасов; Увеличение уставного капитала; Получение долгосрочных ссуд или займа на пополнение оборотных средств; Разработка и осуществление программы сокращения затрат; Улучшение управления активами; Получение государственной финансовой поддержки на безвозмездной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.
Другим направлением работы, направленной на предотвращение банкротства является проведение правильной маркетинговой политики.
Одной из причин, почему предприятие получает невысокий доход, является то, что слишком значительная сумма средств у них не работает. Так, не используются имеющееся оборудование, слишком большой запас сырья, материалов и других, слишком много зданий, сооружений и т.п. Все это означает бездействующий капитал – мертвый капитал. На практике бывают придержки товаров, что очень невыгодно. Ценность оборудования или здания зависит от их использования, а не от того, сколько они стоят. Сущностью бизнеса является обмен. Норма прибыли больше зависит от скорости продаж, чем от высоты цены. Поэтому завышение цены – прямой путь к банкротству, а более высокая скорость оборачиваемости капитала помогает избежать банкротства.
Для выхода из кризисного финансового состояния и обеспечения устойчивости темпов роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности необходимо разработать программу по оздоровлению финансового положения предприятия.