Государственные предприятия и их финансовая деятельность
Важную роль в системе государственных финансов играют государственные предприятия , которые создаются с целью обеспечения развития отраслей , важных для удовлетворения общественных потребностей . Государственное предпринимательство имеет определенные отличия от частной предпринимательской деятельности . Они сводятся как к формированию капитала субъектов хозяйствования , так и структуры управления его финансами , а также использование результатов финансовой деятельности . Деятельность государственных предприятий осуществляется прежде всего в сферах , развитие которых невозможно или нецелесообразно с использованием частного капитала. Как правило , это предприятия , которые функционируют в отраслях изготовления оружия , наркотических веществ , радиоактивных материалов , предоставления социальных услуг с использованием государственных средств , проведение фундаментальных научных исследований , культурных программ и др. . Преимущественно государственная форма собственности применяется и в сфере естественных монополий .
Государственное предпринимательство в СССР было фактически единственной формой развития экономики . К государственной собственности принадлежали даже те предприятия , деятельность которых обеспечивает потребности рыночной экономики : торговля , оказание услуг населению , переработка сельскохозяйственной продукции , страхование , банковские услуги , строительство , производство товаров потребления и др. . Учитывая это в период перехода к рыночной экономике возникла задача проведения широкомасштабной приватизации имущества государственных предприятий с целью формирования рыночной структуры хозяйственного комплекса .
Уже в начале 2003 г. в Украине примерно 80 % от общего объема промышленной продукции производилось на негосударственных предприятиях, в частности , в строительстве - 77,6 % , транспорте и связи - 39,7 %. Торговля фактически полностью развивается на частных началах. За период с 1992 по 2002 pp . было приватизировано 83953 объекта, из них - 22 660 государственной формы собственности и 61 296 - коммунальной . И государственный сектор экономики в Украине оставался весьма значительным. Так , в промышленности доля государства по объемам производства составила 23,4 %. Более значительной она оставалась в топливной промышленности ( 53,7 %) , электроэнергетике (46,5 %) , химической и нефтехимической промышленности (30,9 %). Субъектами хозяйствования в государственном секторе экономики являются предприятия , где доля государства составляет от 50 до 100 % уставного капитала . Государственными предприятиями осуществляется как некоммерческая , так и коммерческая хозяйственная деятельность . Некоммерческое хозяйствование направлено на достижение экономических , социальных и других результатов без преследования цели получать прибыль . Предпринимательство - это хозяйственная деятельность , осуществляемая субъектами на свой риск с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли . Некоммерческая деятельность , как правило , осуществляется субъектами хозяйствования государственной и коммунальной собственности .
Органы государственной власти могут быть учредителями , соучредителями и владельцами пакетов корпоративных прав предприятий . По формам организации государственные предприятия делятся на унитарные , корпоративные и корпоратизированные . Унитарное предприятие - это субъект хозяйственной деятельности , создан исключительно за счет взносов капитала со стороны государства , 100 % корпоративных прав которого находится в собственности государственных органов власти. Унитарное государственное предприятие может быть казенным и коммерческим. Корпоративное предприятие с участием государства предполагает наличие нескольких владельцев , тогда как корпоратизированное предприятие - это государственное предприятие , которое преобразовано в акционерное общество , где 100 % акций принадлежит государству. Организационные формы государственных предприятий по структуре капитала и принципами деятельности отражено на рис. 5.4 5.5 .
В Украине насчитывается около 1000 государственных предприятий. Государство является собственником пакетов акций почти 2000 субъектов хозяйствования . В государственной собственности находится более 1900 пакетов акций , объемы которых составляют от 10 до 100 % капитала эмитентов. Такие корпоративные права распределены между органами приватизации , местной властью и Кабинетом Министров
(Организационные формы государственного предпринимательства в Украине)
Украины . Значительную их долю передано в управление уполномоченным лицам (юридическим и физическим) . Важным является и то , что государственные предприятия работают менее эффективно , чем частные . Практически 80 % их находится на грани банкротства.
В соответствии с формой участия государства , его органы осуществляют прямое управление предприятиями и учреждениями и управления государственными корпоративными правами. В свою очередь , управление государственными корпоративными правами может осуществляться путем :
- Реализации соответствующими органами государственной власти прав акционера или участника хозяйственного общества ;
- Назначение представителя , осуществляющего управление государственными корпоративными правами.
Согласно Закону Украины " О собственности " имущество , закрепленное за государственным предприятием , принадлежит ему на праве хозяйственного ведения . К такого права отнесены владения , пользования и распоряжения имуществом со стороны предприятия как субъекта хозяйственной деятельности . Имущество закрепляется за государственным учреждением (организацией ) , которое финансируется из государственного бюджета , на праве оперативного управления. На таких же условиях закрепляется имущество государства и за казенным предприятием .
Казенное предприятие - это государственное предприятие , которое не подлежит приватизации. Государственное предприятие может быть преобразовано в казенное при наличии следующих условий :
1) предприятие осуществляет деятельность , которая может осуществляться только государственным предприятием ;
2 ) главным потребителем продукции предприятия ( более 50 % ) является государство ;
3 ) предприятие является субъектом естественных монополий .
К источникам формирования имущества государственных предприятий относятся:
- Денежные и материальные взносы учредителя;
- Доходы , полученные от хозяйственной деятельности ;
- Средства, поступающие от продажи ценных бумаг;
- Займы банков и других кредиторов ;
- Капитальные вложения и дотации из бюджетов ;
- Безвозмездные и благотворительные взносы , пожертвования.
Имущество государственных предприятий является государственной собственностью и используется по решению органов государственного управления . Вместе с тем , в использовании государственного имущества предприятий для членов их трудовых коллективов предусмотрены льготы . Трудовой коллектив государственного предприятия имеет право на получение части чистой прибыли , приобретение акций предприятия , получение дивидендов и др. . В условиях ликвидации и реорганизации государственного предприятия права трудового коллектива дополняются дополнительными положениями. К льготам трудового коллектива государственного предприятия относят :
- Право требовать передачи имущества в аренду или преобразования предприятия на коллективную собственность в случае принятия решения государством о реорганизации или ликвидации предприятия ;
- Возможность получать часть чистой прибыли после уплаты налогов предприятия и других платежей в бюджет;
- Право на получение акций предприятия на сумму прибыли , которая определена члену трудового коллектива;
- Возможность направления вклада члена трудового коллектива на строительство или приобретение объектов социально - культурного назначения.
Деятельность некоммерческих государственных организаций (учреждений ) направлена , прежде всего , на удовлетворение социально - культурных потребностей граждан. их услуги , как правило , имеют нематериальный характер. Они предоставляются при условии их полной или частичной бесплатности . Такие учреждения не преследуют цели получения прибыли . А потому они содержатся ( полностью или частично) за счет средств государственного (или местного ) бюджетов . В частности , к таким учреждениям относятся учреждения таможенной и налоговой служб , судов , прокуратуры , исполнительной и законодательной власти , отдельные учреждения образования, здравоохранения , культуры , обороны , научные учреждения и др. . За счет средств , полученных из бюджета , и собственных доходов , бюджетные учреждения формируют необходимые для обеспечения деятельности материальные ценности , осуществляют оплату наемного персонала и проводят иные хозяйственные операции .
Особенностью финансовой деятельности государственных предприятий является обязательство пересчета части прибыли ( дохода) в специальный фонд Государственного бюджета Украины . Такие платежи в обязательном порядке должны осуществлять корпоратизированные , казенные предприятия и их объединения .[6,137 ст]
Выводы
Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы. В отечественной теории и практике вопросы стратегического управления деятельностью предприятия до сих пор недостаточно разработаны. Отчасти это объясняется тем , что функция стратегического управления длительное время принадлежала государству . Кроме того , сказывается несовершенство правового , законодательного , экономического регулирования в государстве , а также нестабильность законодательной базы , отсутствие практического опыта у специалистов.
Учитывая , что рынок предполагает работу предприятия в условиях конкуренции , сегодня деловая стратегия предприятий нацелена на достижение стратегических конкурентных преимуществ . Итак , стратегию можно определить как обобщающий план управления , ориентированного на достижение основных целей предприятия путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на определенном рынке .
Таким образом, управление финансами предприятий (финансовый менеджмент ) обеспечивает его хозяйственную деятельность финансовыми ресурсами , решает существующие финансовые противоречия в финансовых отношениях , осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины и нацелено на дальнейшее развитие предприятия , достижение его стратегических целей.
Итак, роль финансового управления заключается в научной обоснованности процесса управления финансовой деятельностью предприятия. Эта научная основа финансового управления позволяет обработки источников финансовой информации, на основе чего можно разрабатывать пути принятия оптимальных управленческих решений в сфере финансов.[3,87 ст]
Литература
1. Чумаченкo М.Г. Экономический анализ– К.: КНЕУ, 2008.– 540 с
2. Башнянин Г.І. Фінансові системи в економіці держави // Фінанси України, 1999, № 10, С. 51—55.
3. Сергеев Л.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 253 с
4. Кашенко О.Л. Роль фінансової системи в ринкової економіці // Економіка АПК, 1999, № 3, С. 34—37.
5. Волкова О.И. Экономика предприятия: Учебник –М.: Инфра – М., 2008. – 321 с.
6. Стоян В.І. Фінансовий ринок України: проблеми і перспективи розвитку // Фінанси України, 2000, № 12, с. 135—141.
7. Артеменко В. Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ДИС, НГАЭ и У, 2000. – 456 с.