Рекомендации для применения образовательных технологий
Финансы
Методические указания к проведению практических занятий
и задания для самостоятельной работы студентов
Направление подготовки (специальность)
080100 Экономика,
профиль подготовки «Финансы и кредит»,
080200 Менеджмент,
профиль «Финансовый менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Уфа 2013
УДК
ББК
Утверждено методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 от 29.08.2013 г.)
Составитель: к.э.н., доцент И.И. Фазрахманов
Рецензент: к.э.н., доцент Л.Р.Сибагатуллина
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой финансов и кредита,
доцент И.И. Фазрахманов.
г. Уфа ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, кафедра финансов и кредита
Оглавление
Введение | |
Рекомендации для применения образовательных технологий | |
Модуль 1. Понятия о финансах и управление ими | |
1.1 Общая характеристика финансов | |
1.2 Финансовая политика | |
1.3 Основы управления финансами | |
1.4 Финансовое планирование и прогнозирование | |
1.5 Финансовое регулирование социально-экономических процессов | |
1.6 Финансовый контроль | |
Модуль 2. Корпоративные финансы | |
2.1 Финансы коммерческих предприятий | |
2.2 Финансы профессиональных участников финансового рынка | |
2.3 Финансы индивидуальных предпринимателей | |
2.4 Финансы некоммерческих организаций | |
Модуль 3. Государственные (муниципальные) финансы | |
3.1 Место и роль государственных (муниципальных) финансов | |
3.2 Государственный бюджет и его устройство | |
3.3 Бюджетный процесс | |
3.4 Государственные внебюджетные фонды | |
3.5 Государственный кредит и государственный долг | |
3.6 Государственные финансовые резервы | |
Примерная тематика письменной работы | |
Вопросы для итогового контроля | |
Тесты | |
Библиографический список |
Введение
Настоящие методические указания к изучению учебной дисциплины «Финансы» подготовлены в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент».
Целью изучения дисциплины «Финансы» является предоставление студентам теоретических знаний в области финансов, сфер и звеньев финансовой системы, организации финансовых отношений государства и субъектов хозяйственной деятельности как основы для последующего изучения дисциплин профиля.
Задачи дисциплины:
- изучение экономической сущности финансов;
- изучение особенностей организации управления финансами;
- формирование представления о сферах и звеньях финансовой системы и роли финансов в развитии общества;
- изучение особенностей финансов экономических субъектов;
- изучение государственных финансов.
Рекомендации для применения образовательных технологий
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Рисунок 1. Интерактивная форма проведения занятия
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности студента.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
- Круглый стол (дискуссия, дебаты)
- Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)
- Деловые и ролевые игры
- Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
- Мастер класс и др.