Анализ применения образовательных технологий в сфере дополнительного образования

5.1.На основе информации, полученной из беседы с педагогом-наставником и по итогам посещения занятий педагога-наставника выясните, какие образовательные технологии применяются в сфере дополнительного образования в образовательном учреждении.

5.2. Произведите сравнительный анализ педагогических технологий, применяемых в области дополнительного образования. Выберите определенную педагогическую технологию, проанализируйте ее содержание, структуру и реализацию в сфере дополнительного образования.

Название технологии Содержание педагогической технологии Применяется или нет
1. Педагогика сотрудничества Главная цель в сотрудничестве - это пробуждение внутренних сил и способностей учеников, использование всех имеющихся возможностей детей в целях всестороннего развития их личности. Такой подход формирует у ребенка положительную Я - концепцию, способствующую дальнейшему развитию и самоактуализации, положительному представлению о своей личности.  
2. Личностно-ориентированное развивающее обучение по И.С.Якиманской антропоцентричностью; гуманистической сущностью; психотерапевтической направленностью; ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования -- развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.  
3. Игровые технологии • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ; • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие. • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. да
4. Технология развивающих игр Б.П. Никитина В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до потолка своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: • развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; • их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; • поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно; • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.  
5. Деловые игры   Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем. Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.  
6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову) Целью применения технологии Шаталова является формирование ЗУН и важнейших общеучебных способов умственных действий (СУД),обучение всех детей, с любыми умственными данными, ликвидация неуспеваемости., воспитание трудолюбия, самостоятельности. Метод основан на активизации внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок.  
7. Технология вальдорфской педагогики цель вальдорфской методики — воспитание свободных, творчески мыслящих людей — полностью соответствует человеческой природе. сновными принципами вальдорфской педагогики являются: антропоцентризм; образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества; гармоничность развития всех составляющих человека ; обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации; историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой; цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических , ритмов; эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим; художественность всего обучения  
8. Технологии свободного воспитания В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований: Красота помещения и его оборудования. Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет). В среде должен быть порядок. Наличие зон в расположении материала Наличие подготовленного педагога (воспитателя). Разновозрастный подход к комплектованию группы детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим. Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с помощью дидактических материалов.  
9. Технология коллективнойтворческой ктд деятельный, творческий и организационный. Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются: Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей. да
10. Технологии вероятностного образования Педагогическое пространство школы Александра Михайловича — это пространство действия в неповторимых обстоятельствах, когда необходимо принимать решения «здесь и сейчас». В этом вероятностном «здесь и сейчас» учитель вынужден действовать, исходя по преимуществу из своих человеческих и общекультурных, а не дидактических возможностей. И в осмыслении этой части профессиональной работы речь действительно может идти скорее о «тактиках», нежели о методиках или технологиях.  
11. Здоровьесберегающие технологии психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. да
12. Технология педагогической поддержки Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман: - ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; - самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка; - всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; - все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; - не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; - дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур; - не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; - доверяй - не проверяй! - признавай право на ошибку и не суди за нее; - умей признать свою ошибку; - защищай ребенка, учи его защищаться.  
13. Технология музейного образования Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М.Ю. Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра  
14. Арттерапия и артпедагогика Основы артпедагогики и арттерапии» рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Цель данного учебника — показать студентам, будущим педагогам, дефектологам, психологам, которые будут работать с детьми с проблемами в развитии, а также специалистам в этой области, что искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.  
15. Технология мастерских задача его заключается в создании таких условий, где каждый в процессе работы сумел бы раскрыться, показать и реализовать то, что заложено природой. Мастер должен верить в ученика. Правила и методические приёмы 1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока. 2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью. 3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы. 4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы 5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.  
16. Коммуникативные технологии Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.  
17. Шоу-технологии Технология «Шоу –технологии» Мероприятия «Звездный час», «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу – технологий. Общим в их проведении являются три особенности: - деление участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал), - соревновательность на сцене, - заготовленный организаторами сценарий. Структура. Есть 3 блока : подготовка – реализация – анализ итогов. три основных особенности: - деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); - соревновательность на сцене; - заготовленный организаторами сценарий шоу-программы. Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.  


Вывод: Пронаблюдав за организацией занятий педагога-хореографа «Авангарда», мной были сделаны следующие выводы:

  1. В работе с детьми педагог чаще всего использует такие технологии как: здоровьесберегающие технология, игровая технология.
  2. В сравнение этих двух технологий, наиболее эффективной являлась игровая технология, т.к детям было намного интереснее воспринимать информацию.

Задание № 6

Наши рекомендации