Тема 4. Финансовая политика
Управление государственными финансами, направленное на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.
Практически финансовая политика реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и внебюджетные государственные фонды и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые, а также другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков в целях их эффективного распределения и перераспределения в национальной экономике и выполнения государственных функций. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, благосостояния населения и социального мира.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Важную роль в выработке финансовой политики государства играет степень развития демократических институтов в обществе, степень бюрократизации принятия государственных решений, возможности ее широкого обсуждения различными общественными объединениями и группами. Например, преобладание во власти в России бюрократическо-олигархических групп, огромное влияние их частных, а не национальных интересов крайне отрицательно повлияли на финансовую политику начала 1990-х гг., что и привело в 1998 г. к финансовому кризису в России.
Содержание финансовой политики определяется:
- соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области национальной экономики и финансов;
- разработкой основных направлений и приоритетных целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
- осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.
- Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории.
Классическая теория отводила государству практически «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, — это достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок — главный регулятор, обусловливающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теория в качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.). Многие постулаты этой теории использовались при усилении регулирующей роли государства в период мирового кризиса
2008—2009 гг.
Неоклассические теории финансов в основном ориентированы на минимизацию регулирующей роли государства и выдвигают на первый план денежно-кредитные инструменты регулирования.
Финансовая либерализация. Конечная цель финансовой либерализации — процентные ставки, устанавливаемые рынком. Однако, как показывает опыт, при хронически низком уровне доверия рыночные ставки могут быть столь высоки, что это создаст угрозу для платежеспособности производственных предприятий и правительства. При этих обстоятельствах разумной промежуточной целью является отмена пониженных процентных ставок для привилегированных заемщиков и достижение не слишком высокой реальной ставки процента.
Обменный курс. Необходим единый (хотя бы для внешнеторговых сделок) обменный курс, поддерживаемый на уровне, достаточном, чтобы стимулировать быстрый рост нетрадиционного экспорта, и управляемый так, чтобы убедить экспортеров в том, что высокая конкурентоспособность экспорта сохранится и в будущем.
Либерализация внешней торговли. Количественные торговые ограничения следует быстро заменить тарифами, а тарифы должны постепенно снижаться, до тех пор, пока не будет установлен единый тариф порядка 10% (или, самое большое, около 20%). Имеются, однако, разногласия относительно скорости снижения тарифов (рекомендуют от 3 до 10 лет) и относительно того, не следует ли замедлить процесс либерализации при неблагоприятных макроэкономических условиях (в случаях рецессии и дефицита платежного баланса).
Прямые иностранные инвестиции. Барьеры, препятствующие входу на рынок страны иностранных фирм, следует отменить; иностранные и отечественные фирмы должны конкурировать на одинаковых условиях.
Приватизация. Государственные предприятия следует приватизировать.
Дерегулирование. Правительство должно отменить нормы, препятствующие созданию новых фирм или ограничивающие конкуренцию. Сохранение или введение норм может быть оправдано лишь соображениями безопасности, сохранения окружающей среды или пруденциального надзора над финансовыми институтами.
Права собственности. Судебная система должна обеспечивать сохранность прав собственности без чрезмерных затрат и сделать услуги по обеспечению прав собственности доступными для неформального сектора.