Определение сферы и миссии бизнеса
Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. Миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, — оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. При этом фокусируется внимание на потребителе, а не на товаре, предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?» Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях, декларируются принципы его работы, дается характеристика самых важных целей организации.
2. Определение целей фирмы.
Миссия образует фундамент для установления целей всей организации, а также ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.
Цели— это конкретизация миссии организации, это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Требования к целям:
- четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели;
- конкретность содержания и реальная достижимость целей;
- непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
- адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.
Анализ окружающей среды фирмы
В общем виде анализ окружающей среды фирмы — это процесс отслеживания организационного окружения и сопоставления с настоящими и будущими угрозами и благоприятными возможностями, которые могут влиять на способность фирмы к достижению поставленных целей.
Организационное окружение представляет собой набор факторов внешней и внутренней ситуации, которые могут способствовать продвижению организации вперед для достижения ее целей. Необходимо при этом отметить, что, несмотря на различие процедур, цель анализа окружающей среды фирмы (организационного окружения) — выявить, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы управление могло своевременно реагировать на внешние и внутренние импульсы для увеличения своего успеха.
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации, если отсутствует эффективный механизм ее функционирования.
Изучение внутренней среды так же, как и изучение макро- и непосредственного окружения, должно быть направлено на раскрытие тех возможностей и угроз, которые скрываются внутри организации. Это изучение сильных и слабых сторон организации. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна расширять и укреплять. Слабые стороны должны быть предметом пристального внимания со стороны руководства. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции, производство, человеческие ресурсы, культура и образ организации.
Изучение стратегических альтернатив
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности организации и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. Рассмотрим наиболее распространенные, проверенные на практике и достаточно широко освещенные виды стратегий фирм, которые иногда называют базисными или эталонными.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные этапы:
1. уяснение текущей стратегии;
2. формирование стратегических альтернатив;
3. выбор стратегии предприятия и ее оценка.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации.
Конечный результат функционирования фирмы во многом зависит от эффективной реализации ее стратегии. Успешные руководители всегда неразрывно связывают вопросы формулирования и реализации стратегии.
Организационно процесс реализации стратегии можно представить в виде поэтапной модели:
1. Определение уровня перемен, на которые должно пойти предприятие для реализации принятой стратегии;
2. анализ формальных и неформальных структур организации;
3. анализ организационной культуры предприятия;
4. выбор нужного подхода для реализации стратегии;
5. собственно реализация стратегии и оценка полученных результатов.
8. Оценка стратегического плана
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
2. Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
3. Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
5. Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов организации?
6.4 Методы анализа среды фирмы (SWOT-анализ, матрица БКГ, модель Мак-Кинзи и др.)
SWOT-анализ
Анализ среды фирмы предполагает наличие соответствующих методов и инструментария, позволяющих выявить угрозы и возможности, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильные и слабые стороны фирмы. Наиболее распространенным методом анализа среды является метод SWOT. Аббревиатура составлена из первых английских слов: Strengths — силы, Weakness — слабости, Opportunities — возможности, Threats — угрозы. Формально этот анализ начинается с заполнения четырех таблиц.
Сильные стороны— это внутренние факторы, которые могут способствовать эффективной работе организации. Например, хорошо подготовленный персонал по сбыту, отлаженное производство, высококачественная продукция, ценные организационные ресурсы или конкретные возможности, достижения , которые дают фирме преимущества на рынке.
С точки зрения формирования стратегии, сильные стороны компании важны, поскольку они могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества.
Слабые стороны— это отсутствие чего-то важного для функционирования компании, или то, что ей не удается (в сравнении с другим или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Например, высокие фиксированные издержки, устаревший дизайн продукции и растянутые графики поставок.
Успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности.
Возможности— это внешние факторы, которые благоприятствуют организации, например, эффективные каналы сбыта, соответствие с законодательством, наличие роста сегментов рынка, надежность поставок ключевых компонентов, процесс реорганизации у конкурентов, высокое производственное мастерство, обеспечивающее выпуск продукции высокого качества; ноу-хау, в том числе в создании функционировании систем быстрого и четкого выполнения заказов, возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание
Важность главного достоинства для разработки стратегии определяется тем, что оно: усиливает способность компании находить определенные рыночные возможности, может обеспечить компании конкурентное преимущество на рынке, может стать основой стратегии.
Угрозы— это внешние факторы, которые, вероятнее всего будут причинами неблагоприятных условий для работы организации. Например, укрепление внутренней валюты сделает импорт конкурента более дешевым, а экспорт более дорогим; ввод на рынок новой конкурентной продукции; старение кадров и нехватка необходимых квалификаций, появление более дешевых технологий, внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта, выход на рынок вашей фирмы иностранных конкурентов с низкими издержками, новые правила, наносящие компании больший ущерб, чем другим, уязвимость при повышении процентных ставок, возможность поглощения более крупной фирмой, неблагоприятные демографические изменения, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют и т.д.
После составления конкретного перечня сильных и слабых сторон фирмы, а также угроз и возможностей, необходимо установить связи между ними.
Для установления подобного рода связей составляется матрица SWOT.
На пересечении разделов образуются соответственно четыре поля: поле «СИВ» — сила и возможности; поле «СИУ» — сила и угрозы; поле «СЛВ» — слабость и возможности; поле «СЛУ» — слабость и угрозы.
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | поле «СИВ»(сила и возможности) | поле «СИУ»(сила и угрозы) |
Слабые стороны | поле «СЛВ» (слабость и возможности) | поле «СЛУ»(слабость и угрозы) |
В отношении пар с поля «СИВ» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Для поля «СЛУ» организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей избавиться от слабости и предотвратить нависшую над ней угрозу.
Для успешного применения метода SWOT-анализа важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и оценить, насколько важным для организации является учет в стратегии поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.