В-5. Анализ ассортимента и структуры продукции
Ассортимент – перечень наименований выпускаемых предприятием изделий с указанием объема выпуска по каждому из них.
Номенклатура –систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общероссийскому классификатору промышленной продукции (ОКПП).
Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями. Выпуская товары, близкие по своим потребительским качествам товарам предприятий-конкурентов, предприятие получает конкурентное преимущество. Это конкурентное преимущество обусловлено тем, что товары, близкие по своим потребительским свойствам товарам, выпускаемым конкурентами, дифференцируют вкусы потребителей одного типа товара.
Следовательно, расширение ассортимента выпускаемой продукции является для производителя надежным средством завоевания конкурентных преимуществ.
Система формирования ассортимента включает в себя:
– определение текущих и перспективных потребностей покупателей c целью удовлетворения их спроса на продукцию;
– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
– изучение жизненного цикла изделий на рынках, расширение ассортимента продукции, внедрение, новых, более совершенных видов продукции;
– соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
– принятие в соответствии с рыночными реалиями современных управленческих решений об изменениях в ассортименте продукции и оценку риска невостребованности.
Для комплексной оценки выполнения плана по ассортименту используют коэффициент ассортиментности :
,
где – объем выпуска продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с применяемой на предприятии товарной стратегией (определяется как наименьшее число из планового и фактического значения показателя объема).
–плановый объем выпуска продукции в соответствии с производственной программой предприятия.
Недовыполнение плана по ассортименту приводит к структурным сдвигам в составе продукции, влечет за собой изменение стоимости товарной и реализованной продукции и в конечном счете приводит к недополучению предприятием прибыли.