Процесс освобождения от потребности в одобрении
Устройтесь поудобнее и сосредоточьтесь. Воскресите в памяти любой момент, когда Вы жаждали одобрения.
Смогли бы Вы принять потребность в одобрении?
Смогли бы Вы отпустить ее?
Вспомните ситуацию из прошлого, когда Вам казалось, что кто-нибудь не одобряет вас, относится к Вам неприязненно или не выказывает того уважения, которое, по вашему мнению, Вы заслуживаете.
Смогли бы Вы принять эту потребность в одобрении?
Смогли бы Вы ее отпустить?
А теперь вспомните человека, с которым Вас связывают деловые или личные отношения, чьего одобрения Вы постоянно пытаетесь добиться.
Позволите ли Вы себе хотя бы на мгновение желать его одобрения?
Можете ли отпустить это желание?
Повторите последние вопросы, вспомнив столько, сколько захотите.
Теперь вспомните эпизоды, когда Вы хотели получить одобрение от себя. Возможно, Вы критически восприняли нечто, что сделали или не сделали. Может быть, Вы не добились тех результатов, о которых мечтали, и приняли это близко к сердцу.
Смогли бы Вы прямо сейчас принять жажду собственного одобрения?
А смогли бы Вы теперь ее отпустить?
Повторите для такого числа эпизодов, какое сочтете достаточным.
Но исследование потребности в одобрении на этом не закончилось. Она, как правило, представляет собой прочно сформировавшуюся модель. Итак, какие связанные с потребностью в одобрении чувства, мысли и схемы поведения повторяются в вашей жизни наиболее часто? Может быть, «Это не моя вина» или «Им все равно». Вы можете чувствовать себя уязвимыми, обиженными, беззащитными или пристыженными. Вы можете совершать определенные поступки ради привлечения внимания, делать неискренние комплименты, оказывать услуги, говорить «да», когда на самом деле хотите сказать «нет».
Не прячьте от себя ни один из этих видов потребности в одобрении.
Позволите ли Вы этой потребности в одобрении быть здесь?
Смогли бы Вы сейчас отпустить ее?
Повторите эти шаги несколько раз, освобождаясь от возникающих образов.
Примите потребность в одобрении в самой глубине своего сознания.
Позволите ли Вы себе погрузиться в самую глубину этой потребности?
Еще глубже?
А еще глубже?
Опуститесь на самую глубину, туда, где возникает эта потребность, и позвольте ей исчезнуть.
А сейчас представьте, какой станет ваша жизнь, когда Вы отпустите потребность в одобрении. Вы будете уверены в себе, сильны и не будете сомневаться в том, что не безразличны окружающим. Одобряют они Вас или нет, у Вас все хорошо.
Кстати, это более чем реальная возможность. Когда освободитесь от потребности в одобрении, окружающие чудесным образом начнут относиться к Вам гораздо одобрительнее, чем сейчас.
Потребность в безопасности/выживании
Когда мы хотим безопасности, нам кажется, что мы ее лишены. Мы относимся к жизни так, будто ведем непрерывную борьбу за выживание. Любой человек для нас, по крайней мере, на подсознательном уровне, враг. На любые, даже мелкие, решения или проблемы мы реагируем так, будто от них зависит наша жизнь. Мы стараемся избежать риска, даже если это означает отказ от успеха. Мы стараемся избежать конфронтации, даже если она необходима. Мы живем в постоянном ожидании следующей катастрофы.
Распознать потребность в безопасности Вы можете благодаря ощущению нависшей угрозы, надвигающейся катастрофы, тревожности и состоянию боевой готовности. В крайних случаях это парализующий страх — нам кажется, будто нам грозит смерть. Мы готовы пойти на что угодно, чтобы вернуть ощущение безопасности и надежности. К синонимам потребности в безопасности относятся желание надежности, стабильности, желание выжить, взять свое, защитить себя и других, нападать, убивать, защищаться, и это далеко не все. Освобождаясь от потребности в безопасности, мы ощущаем себя спокойно, уверенно и комфортно, где бы ни находились, не чувствуя, что должны добиваться безопасности за счет других.
Желание смерти
Неотъемлемая сила, противоположная потребности в безопасности, — желание смерти. Когда мы хотим умереть, нам кажется, что жизнь — слишком тяжелое для нас бремя. Мы боимся жить, и поэтому нам хочется поскорее покончить с жизнью. Жизнь для нас подобна минному полю. Наши злейшие враги — мы сами. Как и в случае с потребностью в безопасности, мы реагируем даже на незначительные сложности и проблемы так, будто от них зависит наша жизнь. Однако в отличие от потребности в безопасности, мы ищем конфронтации и риска, втайне надеясь на худшее. Находимся в постоянном ожидании катастрофы, в душе надеясь, что случится худшее.
Желание смерти нередко сложно отличить от желания безопасности. Оно тоже включает ощущение угрозы, надвигающейся катастрофы или беды, беспокойства, тревожности, состояние постоянной боевой готовности. Распознать его можно и по ощущению безнадежности и упадническому настроению, как будто конец уже близок. В крайнем случае, это либо парализующий страх, либо парализующая апатия — кажется, что мы скоро умрем, но нам это безразлично. Когда мы хотим умереть, мы считаем, что не нуждаемся в безопасности, и можем совершать поступки, призванные доказать, что мы не защищены от опасности.
Синонимы желания смерти — стремление к опасности, стремление покончить со всем этим, подвергать опасности себя и других, подвергнуться атаке, быть беззащитным, быть убитым, погибнуть и многие другие. Отпуская желание смерти, мы ощущаем себя комфортно, спокойно и спокойно. Мы хотим жить и наслаждаться жизнью, не беспокоясь о последствиях.