Финансовая деятельность по проекту
Номер строки | Показатель | Значения показателей по шагам расчета | |||
Шаг О | Шаг 1 | … | Шаг Т | ||
Собственный капитал (акции, субсидии и др.) Краткосрочные кредиты Долгосрочные кредиты Выплата процентов по кредитам Выплата задолженности по основным суммам кредита Помещение средств на депозитные вклады Снятие средств с депозитных вкладов Получение процентов по депозитным вкладам Выплата дивидендов Сальдо финансовой деятельности Ф(t)= (1)+(2)+(3)- (4)- (5)- (6)+ (7)+(8)-(9) |
Чистую ликвидационную стоимость объекта (чистый поток реальных денег на стадии ликвидации объекта) определяет на основании данных, приведенных в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
Расчет чистой ликвидационной стоимости объектов
Номер строки | Показатель | Земля | Здания и т.д. | Машины и оборудование | Всего |
Рыночная стоимость на момент ликвидации Балансовая стоимость по данным табл. 21.2 Начислено амортизации Остаточная стоимость на Т-ом шаге Затраты по ликвидации Доход от прироста стоимости капитала Операционный доход (убытки) Налоги Чистая ликвидационная стоимость | нет | нет | нет |
Ликвидационной стоимость при ликвидации объекта на Т-м шаге (первом шаге за пределом установленного для объекта срока службы) рассчитывают следующим образом.
Рыночную стоимость элементов (объектов), входящих в проект, определяют независимо, исходя из тех изменений, которые ожидаются в районе их расположения.
Балансовую стоимость объекта для шага Т вычисляют как разность между первоначальными затратами (строка 2) и начисленной амортизацией (строка 3). При этом амортизацию определяют из данных табл. 3.3.
Доход от прироста стоимости капитала (строка 6) относится к земле и определяется как разность между рыночной (строка 1) и балансовой (строка 4) стоимостью имущества.
Операционный доход (убытки), показываемый по строке 7, относится к остальным элементам капитала, которые реализуются отдельно, т. е. строка 7 = строке 1 – (строка 4 + строка 5).
Чистая ликвидационная стоимость каждого элемента (табл.3.4) представляет собой разность между рыночной ценой и налогами, которые начисляются на прирост остаточной стоимости капитала и доходы от реализации имущества, т. е. строка 9 = строка 1 – строка 8. Ликвидационная стоимость должна дисконтироваться.
Объем чистой ликвидационной стоимости показывают по строке 9 в графе «Всего».
Чтобы определить поток и сальдо реальных денег, которые включают значения, содержащиеся в формах 3.1– 3.4, используют сальдо накопленных реальных денег В(t), которое рассчитывается по формуле
Вt = 3.46)
Текущее сальдо реальных денег b(t) определяют через В(t) по формуле
b(t) = В(t) – В(t-1). (3.47)
Поток реальных денег вычисляют по формуле
Ф(t) = b(t) – Ф3(t). (3.48)
Положительное В(t) составляет свободные денежные средства на t-м шаге. Если В(t) принимает отрицательное значение, это свидетельствует о том, что участнику проекта необходимо привлечь дополнительные средства (собственные или заемные).
Решение о реализации инвестиционного проекта принимается при положительном сальдо накопленных реальных денег.
Обоснование размеров и форм участия в проектах инвесторов, сравнение вариантов проектов осуществляют с использованием показателей ЧДД, ИД, ВНД, срока окупаемости и других, и в основе которых лежит поток реальных денег в прогнозных ценах.
Чтобы определить поток реальных денег, рекомендуется использовать программные продукты (см.п.9.4).
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей коммерческой эффективности проекта приведена в приложении табл. П6.9
Пример. На конфетной фабрике решено рассмотреть проект выпуска новой продукции, для чего необходимо приобрести за счет кредита банка новую технологическую линию за 50 млн руб. под 25 % годовых сроком на 5 лет. Увеличение оборотного капитала потребует 100 млн руб. В 1-й год эксплуатационные затраты на оплату труда рабочих увеличатся на 200 млн руб., а в последующие годы — на 10 млн руб. ежегодно. На приобретение исходного сырья (какао, сахара, орехов и др.) для производства новой продукции в 1-й год будет израсходовано 250 млн руб. Расходы будут увеличиваться на 25 млн руб. ежегодно. Другие ежегодные затраты составят 10 млн руб.
Цена реализации (продаж) в 1-й год составит 100 тыс. руб. за единицу изделия и будет увеличиваться на 10 тыс. руб. ежегодно. Объемы реализации новой продукции в 1-й год достигнут 7500 тыс. ед., во 2-й — 8000, в 3-й — 8500, в 4-й — 9000 и в 5-й — 7500 тыс. ед.
Возврат основной суммы кредита предусматривается равными долями начиная со 2-го года. Норма дохода на капитал принимается равной 15 % годовых; налоги и другие отчисления от прибыли — 35 %.
Необходимо рассчитать эффект от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности; поток реальных денег и их сальдо чистую ликвидационную стоимость и сальдо накопленных реальных денег; чистый дисконтированный доход, внутреннюю норму прибыли (доходности) и уровень дисконтированной рентабельности.
Чистый дисконтированный доход составит:
при ставке 15 % ЧДД = (150,6+186,6+178,6+148,0) – 399,9 = +263,9;
при ставке 40 % ЧДД = (107,6+103,2+87,2+55,4) – 328,2 = +25,2;
при ставке 50 % ЧДД = (82,4+83,9+61,8+39,3) – 306,6 = –33,2.
Внутренняя норма доходности
ВНД = 0,40+(25,2(0,50–0,40))/(25,2+33,2) = 0,443 или 44,3.
Индекс доходности составит
при ставке 15 % ИД = 263,9/399,9 = 0,66 или 66 %;
при ставке 40 % ИД = 25,2/328,2 = 0,076, или 7,6 %;
при ставке 50 % ИД =33,2/306,6 = – 0,108 или 10,8 %.
Все необходимые расчеты выполняются в форме таблицы (цифры условные).
Сальдо реальных денег в последнем, 5-м году рассчитывают следующим образом: 297,7 – 125,0 = 172,7 + 32 = 204,7, где 32 — чистая ликвидационная стоимость. Она определена из условия, что рыночная стоимость оборудования через 5 лет эксплуатации составит (10%) 50(500·0,1) млн руб. Затраты на оборудование — 500; млн руб. амортизация — 500 млн руб. Тогда балансовая стоимость 500 – 500 = 0. Затраты на ликвидацию (5% от рыночной стоимости) — 50·0,05 = 2,5 млн руб. Операционный доход составит 50,0 – 2,5 = 47,5 млн руб; налоги — 47,5·0,35 = 18 млн руб.; чистая ликвидационная стоимость 50 – 18 = 32 млн руб. Тогда эффект от инвестиционной деятельности в 5-м году равен 50 – 18 = 32 млн руб.
Полученные в результате выполненных расчетов показатели эффективности инвестиционного проекта свидетельствуют о том, что при норме дохода на капитал, принятой в размере 15%, проект может быть реализован, так как ЧДД > 0, ВНД > 15% (44,3 %) и ИД > 0.
3.5. Бюджетная эффективность
Бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного отражают влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).
Основным ее показателем, используемым для обоснования, в частности, финансовой поддержки предусмотренных в проекте мероприятий, является бюджетный эффект Бt , определяемый как превышение доходов соответствующего бюджета Дtнад расходами Рtв t-м году:
Бt= Дt– Рt (3.49)
В состав доходов (притоков) рекомендуется включать поступления в бюджет, относящиеся к осуществлению проекта: плату за пользование природными ресурсами (землей, водой и др.), доходы от лицензирования, тендеров на разведку, проектирование, строительство и эксплуатацию проекта; дивиденды по ценным бумагам, принадлежащим государству и выпущенным для финансирования проекта; налоговые поступления (включая подоходный налог с заработной платы) и рентные платежи в бюджет, таможенные пошлины и акцизы по производимым (затрачиваемым) продуктам (ресурсам); отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования и др.).
В составе расходов (оттоков) бюджета учитывают бюджетные средства, выделяемые на прямое финансирование проекта, включая безвозмездное инвестиционное кредитование, бюджетные надбавки к рыночным ценам (на топливо, энергию и т. п.), кредиты, подлежащие компенсации за счет бюджета, различные выплаты (по государственным ценным бумагам, лицам, оставшимся без работы, и т. п.) и др.
При реализации ИП за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, получаемый сторонними организациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплаты пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации ИП, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.
Значения притоков и оттоков бюджетных средств можно рассчитывать так же, как и суммы их дисконтированных годовых значений за период Т осуществления проекта. На их основе вычисляют ЧДД бюджета (ЧДДб).При наличии бюджетных оттоков определютсяВНДиИД, срок окупаемости и рентабельность бюджетных средств, степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта (отношение общих бюджетных расходов к сумме затрат по проекту).
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей бюджетной эффективности проекта приведена в приложении табл. П6.15
На основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие ее показатели. При этом для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.
Пример. Предположим, что существующая бюджетная система обеспечения административного района, скажем, теплом или электроэнергией требует реконструкции в связи с увеличением потребления. Она будет выполнена в течение двух лет. Инвестиционные затраты (стоимость земли, зданий и сооружений, оборудования, прирост оборотного капитала и др.) в 1-м году составят 7 и во 2-м — 13 млн руб. В дополнение к ним проект включает текущие издержки производства (эксплуатационные расходы на топливо, материалы, оплату труда, обслуживание и ремонт, накладные и др.) начиная с 3-го года в сумме 2 млн руб.
Доходы бюджета будут получены в виде дополнительной платы за пользование системой коммунального обеспечения (водой, теплом и т. п.), увеличения поступлений от налогов и т. д. Их сумма в 3-м году (начало эксплуатации системы) может составить 8 млрд руб.; в 4-м — 15; в 5-м и 6-м — 22; в 7-м — 10 млрд руб., после чего потребуется новая реконструкция. Для данного примера процентную ставку принимают в размере 0,20. Расчет бюджетного эффекта (млн руб) выполнен в таблице, приведенной ниже.
Таким образом, интегральный бюджетный эффект (ЧДД) составит: (3,77 + 6,27 + 8,04 + 6,7 + 2,23) – (5,83 + 9,02) = 12,16 млн руб. и, следовательно, инвестиционный проект может быть рекомендован к реализации.
3. 6.Общественная эффективность
Общественная эффективность определяется на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия и учитывает затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционных проектов, показатели которых выходят за пределы прямых финансовых интересов их участников.
Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производят по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного эффекта.
Показатели общественной эффективности включают в себя:
конечные производственные результаты (выручку от реализации на внутреннем и внешнем рынках производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями — участниками. Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензии на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т. п.), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта;
социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
прямые финансовые результаты;
кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.
Учитывают также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта и связанным с ним изменением доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимостью земельных участков, зданий и иного имущества и др.
Социальные, экологические, политические и иные результаты и затраты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, рассматривают как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитывают в процессе принятия решения о реализации проекта и (или) о его государственной поддержке.
Социальные результаты отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете – повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:
· уровня жизни - доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты); обеспеченность населения товарами и услугами потребительского назначения; цены и тарифы на товары и услуги; потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; обеспечение жильем, объектами хозяйственно- бытового назначения и коммунальными услугами;
· образа жизни – это занятость населения (количество новых рабочих мест). Это подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию). Это, наконец, обеспечение населения объектами образования, культуры и искусства, здравоохранения, спорта, транспортного обслуживания, включая социальную безопасность (снижение правонарушений и преступности);
· здоровья и продолжительности жизни – улучшение условий труда (сокращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда , профессиональных заболеваний и производственного травматизма); развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения, уровень обслуживания.
Отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта. К таковым, согласно Методическим рекомендациям следует относить:
· изменение рабочих мест в регионе;
· улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
· изменение структуры производственного персонала;
· изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными товарами;
· изменения уровня здоровья работников и населения;
· экономия свободного времени населения.
Однако следует признать , что оценка социальной эффективности весьма сложна. Поэтому для ее оценки чаще всего используют экспертный метод.
Экологические результаты инвестиционного проекта могут состоять из оценок:
· выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассейны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производится в сравнении с предельно допустимыми нормами с помощью определенных показателей, характеризующих влияние объекта на экологическое состояние территории, уровень которой не должен снижаться после осуществления проекта. Кроме того, должен учитываться экологический риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф.
· безотходности производства за счет замкнутого технологического за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки могут фиксировать полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства, организации оборотного водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;
· приближения к биосферосовместимому типу технологии – оценки технологии с позиции степени переработки с природо перерабатывающего типа производства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно-энергетическим циклом, или сокращения объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изменений.
В затраты включают текущие и единовременные расходы без повторного счета, т.е затраты предприятий — потребителей некоторой продукции, приобретаемой ее у изготовителей - других участников проекта; амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым другими; все виды платежей предприятий-участников в доход государственного бюджета (налоговые платежи, экспортные и импортные пошлины); проценты по кредитам банков, включенных в число участников реализации проекта. Штрафы и другие санкции за невыполнение, например, экологических, санитарных норм и правил учитывают только, если они не выделены особо в составе природоохранных и других затрат или не включены в состав результатов.
При организации совместных предприятий (проектов) с участием иностранных инвесторов затраты на все виды продукции, товаров и услуг рекомендуется определять по мировым ценам.
В состав результатов включают (в денежном выражении) конечные производственные результаты (выручку от реализации). Определяют также и социальные и экологические результаты, рассчитанные с учетом совместного воздействия всех участников производства: на здоровье населения; социальную и экологическую обстановку. Не менее важны косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов в связи с реализацией проекта и затраты на консервацию производственных мощностей или их ликвидацию и др.
При расчетах эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включают: региональные (отраслевые) производственные результаты — выручку от реализации продукции, произведенной участниками проекта — предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта; социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли); косвенные финансовые результаты.
Показатели и расчет общественной эффективности практически не отличаются от принципов оценки коммерческой эффективности (п. 3.3)
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей общественной эффективности проекта приведена в приложении табл. П 6.9