Бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетный процесс является составной частью бюд- жетного планирования, его главной формой. Бюджетное плани- рование как органическая часть финансового планирования под- чинено требованиям финансовой политики государства. В ходе бюджетного планирования обеспечиваются централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы, достигается воздействие финансов на основные эконо- мические и качественные показатели государственных программ развития страны, выявление резервов эффективного использо- вания материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование осуществляется уполномочен- ными законом органами государственной власти и включает бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и орга- низационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования, ба- лансовый метод и др.
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного плани- рования представляет собой регламентированную законодатель- ством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и контролю за испол- нением федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также бюджетов государственных вне- бюджетных фондов. Его содержание определяется государствен- ным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
· составление проектов бюджетов;
· рассмотрение и утверждение бюджетов;
· исполнение бюджетов;
· составление отчета об исполнении бюджетов и их утвер- ждение.
Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только эко- номической жизни общества, но и политической культуры.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов бюджетной системы в России, а также контроль за их исполнением регулируются Конституцией Российской Феде- рации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.
Участниками бюджетного процесса являются:
– Президент Российской Федерации;
· высшее должностное лицо субъекта Российской Федера- ции, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государст-
венной власти и представительные органы местного самоуправ- ления (далее — законодательные (представительные) органы);
· исполнительные органы государственной власти (испол-
нительно-распорядительные органы муниципальных образо- ваний);
– Центральный банк Российской Федерации;
· органы государственного (муниципального) финансового контроля;
· органы управления государственными внебюджетными
фондами;
· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
· главные администраторы (администраторы) доходов
бюджета;
· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
· получатели бюджетных средств.
Основные задачи бюджетного процесса:
· выявление материальных и финансовых резервов госу- дарства;
· максимально приближенный к реальности расчет расходов
бюджетов;
· обеспечение максимальной сбалансированности бюдже-
тов;
· согласование бюджетов с реализуемой экономической
программой;
· осуществление бюджетного регулирования в целях пе- рераспределения источников доходов между бюджетами раз- ного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Деятельность государства от начала составления государ- ственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл подразделяется на указанные выше стадии бюджетного процесса.
Стадия составления, рассмотрения и утверждения бюд- жета охватывает период от начала составления (за 10 месяцев до начала очередного финансового года) до его утверждения. Стадия исполнения бюджета длится в течение финансового года. Отчетная стадия об исполнении годового бюджета охватывает период составления Правительством отчета и рассмотрения его в законодательном органе. Правительство представляет отчет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная палата проводит провер- ку отчета и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев (до 15 сентября текущего года). Государственная Дума рассмат- ривает отчет в срок 1,5 месяца после представления Счетной палатой заключения по нему.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд- жетных фондов утверждаются на три года — очередной финан-
совый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом)1.
Бюджеты субъектов РФ и территориальных государствен- ных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты разра- батываются и утверждаются сроком на один год или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в со- ответствии с законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последова- тельно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с бюджетом начинается снова, так как еже- годно изменяется объем национального дохода государства, перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период. Ежегодно изменяются потребности каждой республики в составе РФ, национально-государственных образований, административно- территориальных единиц, органов местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будут развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет с максимальной пользой для развития об- щества. Рассмотрим их подробнее.
Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюд- жета состоят в том, что бюджетная система РФ должна объе- динить все бюджетные доходы и расходы государства в феде- ральном бюджете РФ, бюджетах национально-государственных образований, административно-территориальных единиц и в
1 До 2008 г. бюджет действовал в течение одного года — с 1 янва- ря по 31 декабря. Финансовый год на территории РФ длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляет- ся еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.
бюджетах органов местного самоуправления. Нормами процес- суального бюджетного права подробно регламентируется, когда и в какую именно часть бюджетной системы должен поступить соответствующий доход и произведен соответствующий бюд- жетный расход.
Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности в течение времени, отведенного на составление бюджетов, в полном объеме устанавливать на пла- нируемый период все источники и размеры бюджетных доходов, выявлять внутрихозяйственные резервы и источники накопле- ния, что дает возможность определять оптимальные размеры средств, направляемых на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.
Гласность и публичность в бюджетном процессе выража- ются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса происходит широкое и всестороннее обсуждение содержания бюджета на предстоящий год и итогов бюджета прошедшего года.
Федеральный бюджет в целом и во всех его составных час- тях обсуждается комитетами и комиссиями представительных органов власти и на заседаниях представительных органов. Закон о федеральном бюджете и бюджетах республик в составе РФ, решения о бюджетах субъектов Федерации и о местных бюджетах принимаются только представительными органами власти и публикуются для всеобщего сведения. Решения пред- ставительных органов власти об утверждении бюджета, отчета об исполнении бюджета, а также решения по иным вопросам, касающимся бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможности соответствую- щего представительного органа власти.
В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в сред- ствах массовой информации должны быть опубликованы не- обходимые сведения о причинах принятия такого решения.
Кроме того, решения представительных органов по бюджету публикуются в специальных статистических сборниках в тече- ние года со дня принятия решения об их утверждении.
Органы представительной и исполнительной власти по- стоянно отчитываются перед широкой общественностью о ходе исполнения бюджета.
Принцип ежегодности бюджета имеет большое экономи- ческое и политическое значение. Ежегодность дает возможность выявить ближайшие тенденции рыночного развития, обеспе- чить повседневный контроль за рациональным использованием государственных финансовых ресурсов в условиях развития рынка.
Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюд- жетах представляется возможным более полно учесть и конкре- тизировать происходящие под влиянием научно-технического прогресса изменения в темпах роста производительности труда, промышленного производства, национального дохода и т. д.
Принципспециализациипоказателейбюджетаосуществля- ется на всех стадиях бюджетного процесса. Он проявляется в кон- кретизации сумм доходов бюджета по источникам, а расходов — по целевому назначению. Этим целям служит бюджетная клас- сификация — специальный юридический акт, лежащий в основе бюджетной деятельности финансовых органов.
Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается на- личием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.
Балансовый метод — установление правильного соотно- шения между доходами и расходами бюджетов, а также меж- ду натуральными и стоимостными показателями, что должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами экономической дея- тельности, экономическими регионами. Важное его условие — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финан- совых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой политики.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означа- ет, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с опреде- ленными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществ- ления всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по использованию федерального бюджета, осущест- вляемых за пределами РФ в соответствии с законодательст- вом РФ.
Участие в бюджетном процессе органов государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собра- ние (парламент) РФ, представительные органы государственной власти субъектов Федерации, местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполне- нии. Составление проекта бюджета и его исполнение являются функцией исполнительных органов: Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местных испол- нительных органов.
Правительство РФ организует разработку прогнозов эко- номического и социального развития страны, важнейших фе- деральных программ. Под его руководством осуществляются составление проекта федерального бюджета РФ, рассмотрение перед представлением в ГД, контроль и анализ отчета о его исполнении. Исполнительные органы субъектов Федерации и местные исполнительные органы составляют, рассматривают перед представлением в законодательные органы и контроли- руют исполнение соответствующих бюджетов.
Министерство финансов РФ и его финансовые органы про- водят организационную, методическую и практическую работу
по составлению и исполнению федерального бюджета, регио- нальных и местных бюджетов, а также консолидированного бюджета РФ.
Федеральная налоговая служба, налоговые инспекции осуществляют контроль за соблюдением налогового законода- тельства, правильностью исчисления, полнотой и своевремен- ностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных налоговым законода- тельством, а также представляют в Министерство финансов РФ необходимую информацию о налоговых поступлениях в бюдже- ты. Федеральная таможенная служба выполняет те же функции, что и налоговые структуры, в отношении таможенных пошлин.
Рассмотрим подробнее стадии бюджетного процесса.
Составление проектов бюджетов осуществляется, как отмечалось, исполнительными органами власти. Ему пред- шествуют разработка и согласование показателей прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, целевых про- грамм, показателей сводного финансового баланса и бюджетных проектировок. Работу эту осуществляет комиссия, создаваемая в порядке, установленном Правительством РФ.
Сводный финансовый баланс Российской Федерации — до- кумент, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального рас- полагаемого дохода) и секторов экономики.
Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического разви- тия Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Порядок разработки сводного финансового баланса Рос- сийской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
За основу составления бюджетов берется бюджетное пос- лание Президента РФ, в котором определяются бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (направляется в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего финансовому); прогнозы социально-экономического развития РФ и соответствующих территорий; прогноз свободного финансового баланса.
Проекты бюджетов составляются с учетом нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нор- мативами, установленными законодательствами Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
При составлении бюджетов используются разные методы: нормативный, экстраполяции, экономического анализа, эконо- мико-математического моделирования.
В случае, если бюджет субъектов РФ (бюджеты муници- пального района, городского округа, поселения) разрабатывается и утверждается на очередной финансовый год, высший испол- нительной орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план (СФП) субъекта РФ (муниципального района, городского окру- га). Представительным органом поселения может быть принят правовой акт о разработке и утверждении среднесрочного фи- нансового плана поселения.
СФП субъекта РФ (муниципального образования) содержит основные параметры бюджета субъекта РФ (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается по форме и в порядке, установленными высшим исполнительным органом государственной власти РФ (местной администрацией муниципального образования) с соблюдением положений Бюджетного кодекса РФ (ст. 174).
Порядок и сроки разработки проектов бюджетов, как отме- чалось, взаимосвязаны. Организует эту работу Правительство РФ поэтапно, начиная не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
На первом этапеформирования федерального бюджета осуществляется выбор Правительством РФ варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в котором должны содержаться макроэкономические показатели развития экономики и социальной сферы.
На основе выбранного Правительством РФ варианта про- гноза функционирования экономики Министерство финансов РФ организует и разрабатывает проектировки основных пока- зателей федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
После принятия Правительством РФ основных характе- ристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределения его расходов в соответствии с бюджетной клас- сификацией расходов бюджетов Министерство финансов РФ в двухнедельный срок направляет бюджетные проектировки фе- деральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета; уведомляет органы исполнительной власти субъектов Федерации о методике формирования межбюджетных отношений РФ и ее субъектов на очередной финансовый год и плановый период.
Второй этапформирования федерального бюджета включает
распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с бюджетной классификацией расходов по получателям бюджетных средств, а также разработку указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в экономике и социальной сфере, приостановлении или отмене нор- мативных актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в оче- редном финансовом году и плановом периоде.
Одновременно Министерство экономического развития РФ формирует перечень федеральных программ, подлежа- щих финансированию, согласовывает их объемы на очередной финансовый год и плановый период. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комис- сией, возглавляемой министром финансов.
Вся указанная работа второго этапа должна быть завершена не позднее 15 дней до дня внесения проекта бюджета в Государс- твенную Думу. До 26 августа Правительство РФ рассматривает: прогноз социально-экономического развития Российской Феде- рации на очередной финансовый год и плановый период; проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и другие документы и материалы, характеризующие бюд- жетную финансовую политику, представленные Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, другими федеральными органами исполнительной власти; ут- верждает проект федерального закона о федеральном бюджете. Составленный и согласованный проект федерального бюд- жета РФ Правительство РФ не позднее 26 августа текущего года вносит на рассмотрение в Государственную Думу1. Одновремен- но с проектом бюджета представляются следующие документы
и материалы:
· основные направления бюджетной и налоговой политики;
· предварительные итоги социально-экономического раз- вития за истекший период текущего финансового года и ожи- даемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;
· прогноз социально-экономического развития;
· прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год и плановый период;
· пояснительная записка к проекту бюджета;
· расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
· расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых
доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и
1 Проект Федерального закона на 2010 г. и на плановый период 2011– 2012 гг. и проект основных направлений единой государственной денеж- но-кредитной политики на указанный период вносятся в Государствен- ную Думу соответственно Правительством РФ и ЦБ России до 1 октября 2009 г. (Федеральный закон от 19.07.2009 г. № 192-ФЗ).
Фонда национального благосостояния на начало и конец очеред- ного финансового года и каждого года планового периода;
· реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению
за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет суб- венций бюджетам субъектов РФ;
· основные показатели государственного оборонного заказа;
· отчеты о реализации долгосрочных целевых программ;
· методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
· верхний предел государственного долга на конец очеред-
ного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
· проект программы государственных внутренних заимство-
ваний на очередной финансовый год и плановый период;
· проект программы государственных внешних заимствова- ний на очередной финансовый год и плановый период;
· проекты программ государственных гарантий на очеред-
ной финансовый год и плановый период;
· проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;
· оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий фи-
нансовый год;
· проекты законов о бюджетах государственных внебюд- жетных фондов;
· предложенные законодательными (представительными)
органами, органами судебной системы, органами государствен- ного финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;
· иные документы и материалы.
Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополне- ний в законодательные акты о налогах и сборах, законопроекты
об увеличении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, а так- же проекты законодательных актов об отмене правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченные реальными источниками финансирования.
Рассмотрение и утверждение бюджетов в законода- тельных органах — Федеральном Собрании (парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местного самоуправления.
Проект федерального бюджета и указанные выше докумен- ты, полученные Советом Государственной Думы, направляются в его Комитет по бюджету для заключения о соответствии пред- ставленных документов и материалов требованиям бюджетного законодательства. На основании заключения Комитета Совет Думы решает вопрос о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете к рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.
Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы, ответственны за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения целесообразности, актуальности, финансо- вой и материальной возможностей. Результаты анализа и заключе- ния по каждому комитету направляются в Комитет по бюджету.
Получив заключение от каждого комитета, Комитет по бюд- жету составляет сводное заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в трех чтениях1.
1 В соответствии с указанным выше Федеральным законом от 26 ап- реля 2007 г. № 63-ФЗ проект Федерального закона о федеральном бюд- жете на очередной финансовый год и плановый период рассматривается в трех чтениях с тем, чтобы в декабре текущего года он уже был рассмот- рен Советом Федерации Федерального Собрания РФ и направлен на под- пись Президенту РФ.
При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении1Государственная Дума обсуждает его концепцию и прогноз со- циально-экономического развития РФ, основные направления бюджета и налоговой политики, проект программы государс- твенных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также ос- новные характеристики федерального бюджета на предстоящий год и плановый период, к которым относятся:
· общий объем доходов с выделением объема нефтегазовых
доходов;
· нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ (приложение к Федеральному закону о бюджете), если они не утверждены БК РФ;
· дефицит (профицит) федерального бюджета в сумме и в
процентах к расходам;
· общий объем расходов федерального бюджета;
· объем нефтегазового трансферта;
· условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% об- щего объема расходов федерального бюджета на первый год пла- нового периода и не менее 5% на второй год планового периода;
· верхний предел государственного внутреннего и внешнего
долга РФ на конец финансового года и каждого года планового периода;
· нормативная величина Резервного фонда в очередном
финансовом году и плановом периоде.
По результатам рассмотрения принимается проект феде- рального бюджета в первом чтении и утверждаются основные характеристики федерального бюджета, после чего Государс- твенная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.
1 В первом чтении проект закона о бюджете Госдума рассматривает в течение 30 дней со дня внесения в Госдуму Правительством РФ.
Проект бюджета на 2010 г. и плановый период 2011–2012 гг. рассмат- ривается в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ.
В случае отклонения проекта федерального бюджета в пер- вом чтении Государственная Дума может:
· передать законопроект в Согласительную комиссию по
уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта;
· вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
· поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
При отклонении федерального бюджета и передаче его в Согласительную комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального бюджета вновь вно- сится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу.
По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на предстоящий год и плановый период в первом чтении и об основных характеристиках этого бюджета.
При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении1 Государственная Дума утверждает перечень главных администраторов доходов бюджета и главных адми- нистраторов источников финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общих объемов расходов, утвержденных в первом чтении; распределе- ние между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; про- граммы государственных внутренних и внешних заимствований РФ (приложения к федеральному закону о федеральном бюдже- те на очередной финансовый год и плановый период); программы государственных гарантий РФ в валюте РФ и в иностранной
1 Государственная Дума рассматривает проект федерального за- кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении (проект бюджета на 2010 г. и плановый период на 2011–2012 гг. — в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении).
валюте (приложения к федеральному закону); программу пре- доставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период); приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период; текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При рассмотрении в третьем чтении1 в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, под- разделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной фи- нансовый год и ведомственная структура расходов федераль- ного бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Конституцией РФ в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.
Закон о бюджете считается одобренным Советом Федера- ции, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рас- смотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации этого закона обе палаты парламента могут создать
1 В третьем чтении проект закона о бюджете Государственная Дума рассматривает в течение 15 дней со дня принятия его Государственной Думой во втором чтении (проект бюджета на 2010 г. и плановый период на 2011–2012 гг., соответственно в течение 5 дней).
Согласительную комиссию для преодоления возникших разно- гласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой в одном чтении.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Думы (ст. 105 Конституции РФ).
Принятый федеральный закон о бюджете в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание закона Президентом РФ отводится 14 дней. Если Президент РФ в этот срок не подписал закон и отклонил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установлен- ном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотре- нии закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством — не менее 2/3 голосов общего числа членов парламента, — он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение 7 дней (ст. 107 Конституции РФ).
В случае непринятия федерального бюджета на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюд- жете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 ян- варя очередного года финансовый орган правомочен доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассиг- нования и лимиты бюджетных обязательств, не превышающие 1/12 части их в отчетном году; иные показатели применяются в размерах и порядке, установленных в законе о бюджете на отчетный финансовый год.
Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов соответствующему представительному органу власти, рассмотрения проекта бюджета, утверждения его аналогичны федеральному бюджету и устанавливаются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом изменений от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (ст. 184, 1841,
1842, 187, 190).
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюд- жета законодательными органами и подписания федерального
бюджета Президентом РФ. Правительство РФ по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации организует исполнение бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В процес- се исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации.
Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других пла- тежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также фи- нансирование мероприятий в пределах утвержденных ассигно- ваний и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности и интенсификации народ- ного хозяйства, соблюдении режима экономии в расходовании средств, более полном привлечении налоговых доходов.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, направляется исполнительным орга- нам на уменьшение размера дефицита и выплаты, сокращаю- щие долговые обязательства бюджета без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Изменения в закон вносятся в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений (национального благосостояния) более чем на 10%1.
Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Федеральной налоговой службой и Феде- ральной таможенной службой и их органами на местах.
При исполнении бюджета большое значение имеет правиль- ное и экономически обоснованное распределение всех видов пла-