Методические указания к проведению практических занятий
Студенты очной формы обучения решают задачи каждого практического занятия (кроме задач, предназначенных для самостоятельного решения и обведенных в рамку) под руководством преподавателя непосредственно на занятии. Результаты проверяются и обсуждаются в порядке общей дискуссии, учитывается активность отдельных студентов. После каждого занятия выдается задача для самостоятельного выполнения. Её следует решить до следующего практического занятия и предъявить решение преподавателю, на основе чего оценивается самостоятельная работа каждого студента по тематике прошедшего занятия.
Студенты очно-заочной формы обучения решают задачи каждого практического занятия (кроме задач, предназначенных для самостоятельного решения и обведенных в рамку) под руководством преподавателя в объеме, устанавливаемом преподавателем. Часть задач при этом переходит в категорию задач для самостоятельного решения, в связи с меньшим количеством часов на их совместное решение и обсуждение. Все задачи для самостоятельного решения (как обведенные в рамку, так и отмеченные преподавателем из числа остальных) предъявляются на проверку после соответствующего занятия, на основе чего оценивается самостоятельная работа каждого студента.
Студенты заочной формы обучения работают над задачами аналогично студентам очно-заочной формы обучения. Различие состоит в сокращении числа задач, которые рассматриваются в учебной аудитории с преподавателем в соответствии с установленным количеством часов. Все задачи, отмеченные и выданные преподавателем для самостоятельного решения, должны быть предъявлены для проверки после разбора соответствующей темы.
Задачи могут быть представлены для проверки в письменном или печатном виде (отдельная тетрадь, в формате А4 и в папке), с указанием фамилии, имени, отчества студента, курса, группы и шифра, обозначением условий, этапов решения каждой задачи и окончательного ответа по ней. Оформление осуществляется произвольным образом, однако должно быть соблюдено условие читаемости решения. В конце каждой задачи приводятся выводы, которые оцениваются дополнительно (их отсутствие отмечается как существенный недочет, а в отдельных случаях и при наличии дополнительных недочетов может служить основанием для незачета всего решения). Оценка в баллах дается на основе рейтинговой оценки знаний, представленной в данном учебно-методическом комплексе.
Перечень практических заданий
Практическое занятие 1.
Тема 4. Оценка эффективности инвестиционных проектов по системе международных показателей.
Задача 1.
Рассчитайте накопленное денежное сальдо за первый и второй годы и в целом по проектам А и В. Выберите оптимальный инвестиционный проект по критерию ЧДД при ставке дисконтирования в 10%.
Год | Денежный поток проекта А | Денежный поток проекта В |
-10000 | -10000 | |
Как влияет на величину ЧДД распределение поступлений и выплат по годам?
Задача 2.
Определите чистый дисконтированный доход за весь срок жизни проекта, обозначенного следующим потоком платежей. Сделайте выводы о принятии этого проекта. Ставка дисконтирования – 15%.
Год | Результат, тыс. руб. | Затраты, тыс. руб. |
- | ||
- | ||
- | ||
- |
Задача 3.
Чему равен индекс доходности проекта при внутренней норме доходности 15% , капитальных вложениях 10000 тыс. руб. Сделайте вывод об окупаемости проекта.
Год | Текущие затраты, тыс. руб. | Чистые поступления, тыс. руб. |
- | ||
- | ||
- | ||
- |
Задача 1 для самостоятельной работы Коммерческая организация планирует приобрести торговые павильоны и получить разрешение на осуществление торговой деятельности, при этом первоначальные затраты оцениваются в 432 тыс. у.е. В течение первого года предполагается дополнительно инвестировать 216 тыс. у.е. (в прирост оборотного капитала и реконструкцию). Денежный поток составляет 103 тыс. у.е. за год. Ликвидационная стоимость павильонов (с учетом торгового места) через 10 лет оценивается в 320 тыс. у.е. Определить экономический эффект по критерию ЧДД, если проектная дисконтная ставка составляет 10%. При решении данные сведите в таблицу:
|
Практическое занятие 2.
Тема 4. Оценка эффективности инвестиционных проектов по системе международных показателей.
Задача 1.
Определите срок окупаемости проекта со следующим денежным потоком:
Год | Инвестиции, тыс. руб. | Чистые поступления, тыс. руб. |
- | ||
- | ||
- | ||
- | ||
- | ||
- |
1) принимая допущение неизменности доходов и расходов во времени;
2) учитывать при расчете ставку дисконтирования – 12 %.
Почему срок окупаемости увеличивается при объективном отражении доходов и расходов (с учетом их дисконтирования)?
Задача 2.
Определите внутреннюю норму доходности для проектов А и В:
Проект / Объем вложений, тыс. у.е. | Поступления в 1-й год, тыс. у.е. | Поступления во 2-й год, тыс. у.е. | Поступления в 3-й год, тыс. у.е. | Поступления в 4-й год, тыс. у.е. |
А -20 | ||||
В -40 |
Средневзвешенная стоимость капитала – 10 % (взять d+ =10%)
d- = 16%
Выберите оптимальный проект по критерию ВНД.
Всегда ли предполагается максимум затрат для максимальной нормы доходности?
Задача 3.
Составить возможные комбинации проектов и выбрать из них оптимальную, учитывая, что проекты А и В, а также Б и Г взаимоисключающие (по два проекта в комбинации). Выбор произвести по критериям
1)ЧДД;
2) ВНД.
Проект | Объем вложений, тыс. у.е. | ЧДД, тыс. у.е. | ВНД, % |
А | -600 | ||
Б | -800 | ||
В | -400 | ||
Г | -280 |
Комбинации проектов | Объем вложений, тыс. у.е. | ЧДД, тыс. у.е. | ВНД, % |
АБ | |||
БВ | |||
ВГ | |||
АГ |