Методические указания к проведению практических занятий

Студенты очной формы обучения решают задачи каждого практического занятия (кроме задач, предназначенных для самостоятельного решения и обведенных в рамку) под руководством преподавателя непосредственно на занятии. Результаты проверяются и обсуждаются в порядке общей дискуссии, учитывается активность отдельных студентов. После каждого занятия выдается задача для самостоятельного выполнения. Её следует решить до следующего практического занятия и предъявить решение преподавателю, на основе чего оценивается самостоятельная работа каждого студента по тематике прошедшего занятия.

Студенты очно-заочной формы обучения решают задачи каждого практического занятия (кроме задач, предназначенных для самостоятельного решения и обведенных в рамку) под руководством преподавателя в объеме, устанавливаемом преподавателем. Часть задач при этом переходит в категорию задач для самостоятельного решения, в связи с меньшим количеством часов на их совместное решение и обсуждение. Все задачи для самостоятельного решения (как обведенные в рамку, так и отмеченные преподавателем из числа остальных) предъявляются на проверку после соответствующего занятия, на основе чего оценивается самостоятельная работа каждого студента.

Студенты заочной формы обучения работают над задачами аналогично студентам очно-заочной формы обучения. Различие состоит в сокращении числа задач, которые рассматриваются в учебной аудитории с преподавателем в соответствии с установленным количеством часов. Все задачи, отмеченные и выданные преподавателем для самостоятельного решения, должны быть предъявлены для проверки после разбора соответствующей темы.

Задачи могут быть представлены для проверки в письменном или печатном виде (отдельная тетрадь, в формате А4 и в папке), с указанием фамилии, имени, отчества студента, курса, группы и шифра, обозначением условий, этапов решения каждой задачи и окончательного ответа по ней. Оформление осуществляется произвольным образом, однако должно быть соблюдено условие читаемости решения. В конце каждой задачи приводятся выводы, которые оцениваются дополнительно (их отсутствие отмечается как существенный недочет, а в отдельных случаях и при наличии дополнительных недочетов может служить основанием для незачета всего решения). Оценка в баллах дается на основе рейтинговой оценки знаний, представленной в данном учебно-методическом комплексе.

Перечень практических заданий

Практическое занятие 1.

Тема 4. Оценка эффективности инвестиционных проектов по системе международных показателей.

Задача 1.

Рассчитайте накопленное денежное сальдо за первый и второй годы и в целом по проектам А и В. Выберите оптимальный инвестиционный проект по критерию ЧДД при ставке дисконтирования в 10%.

Год Денежный поток проекта А Денежный поток проекта В
-10000 -10000

Как влияет на величину ЧДД распределение поступлений и выплат по годам?

Задача 2.

Определите чистый дисконтированный доход за весь срок жизни проекта, обозначенного следующим потоком платежей. Сделайте выводы о принятии этого проекта. Ставка дисконтирования – 15%.

Год Результат, тыс. руб. Затраты, тыс. руб.
-
-
-
-

Задача 3.

Чему равен индекс доходности проекта при внутренней норме доходности 15% , капитальных вложениях 10000 тыс. руб. Сделайте вывод об окупаемости проекта.

Год Текущие затраты, тыс. руб. Чистые поступления, тыс. руб.
-
-
-
-
Задача 1 для самостоятельной работы Коммерческая организация планирует приобрести торговые павильоны и получить разрешение на осуществление торговой деятельности, при этом первоначальные затраты оцениваются в 432 тыс. у.е. В течение первого года предполагается дополнительно инвестировать 216 тыс. у.е. (в прирост оборотного капитала и реконструкцию). Денежный поток составляет 103 тыс. у.е. за год. Ликвидационная стоимость павильонов (с учетом торгового места) через 10 лет оценивается в 320 тыс. у.е. Определить экономический эффект по критерию ЧДД, если проектная дисконтная ставка составляет 10%.   При решении данные сведите в таблицу:
Период времени, лет Денежный поток Фактор текущей стоимости Текущая стоимость
     
     
2-10      
     
ЧДД      

Практическое занятие 2.

Тема 4. Оценка эффективности инвестиционных проектов по системе международных показателей.

Задача 1.

Определите срок окупаемости проекта со следующим денежным потоком:

Год Инвестиции, тыс. руб. Чистые поступления, тыс. руб.
-
-
-
-
-
-

1) принимая допущение неизменности доходов и расходов во времени;

2) учитывать при расчете ставку дисконтирования – 12 %.

Почему срок окупаемости увеличивается при объективном отражении доходов и расходов (с учетом их дисконтирования)?

Задача 2.

Определите внутреннюю норму доходности для проектов А и В:

Проект / Объем вложений, тыс. у.е. Поступления в 1-й год, тыс. у.е. Поступления во 2-й год, тыс. у.е. Поступления в 3-й год, тыс. у.е. Поступления в 4-й год, тыс. у.е.
А -20
В -40

Средневзвешенная стоимость капитала – 10 % (взять d+ =10%)

d- = 16%

Выберите оптимальный проект по критерию ВНД.

Всегда ли предполагается максимум затрат для максимальной нормы доходности?

Задача 3.

Составить возможные комбинации проектов и выбрать из них оптимальную, учитывая, что проекты А и В, а также Б и Г взаимоисключающие (по два проекта в комбинации). Выбор произвести по критериям

1)ЧДД;

2) ВНД.

Проект Объем вложений, тыс. у.е. ЧДД, тыс. у.е. ВНД, %
А -600
Б -800
В -400
Г -280
Комбинации проектов Объем вложений, тыс. у.е. ЧДД, тыс. у.е. ВНД, %
АБ      
БВ      
ВГ      
АГ      

Наши рекомендации