В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов
Бюджетная система РФ
Ковалева Т.М.
Глухова Алла Геннадьевна семинары
06.09.2012
ТЕМА №1
Экономическая сущность бюджета государства
СУЩНОСТЬ
Причины существования бюджета:
1. Наличие государства (власти)
2. Наличие товарно-денежных отношений
В докапиталистических формациях не было единого финансового документа (бюджет), объединяющего государственные расходы и доходы, и для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.
Финансы государства не были отделены от финансов главы государства.
Простейшим видом бюджета является государственная казна.
С конца 18 века государственная казна отделилась от средств главы государства – появился бюджет государства.
Бюджет – это план предстоящих доходов и расходов государства.
В России бюджет появился в 1802 году. Появляется министерство финансов. Васильев – министр финансов.
Постепенно в странах установились правила, на основе которых разрабатывались и формировались бюджеты.
Общие характеристики:
· Бюджет - баланс доходов и расходов
· Доходная часть содержит перечень поступающих средств – 80% - налоговые поступления
· Расходная часть объединяет все виды производимых властью затрат (как правило на управление, экономику, соц.сферу, оборону)
· Бюджет утверждается высшим законодательным органом страны
· Бюджет объединяет многие финансовые категории – налоги, расходы, займы, субсидии, дотации
Функции государства, направления его деятельности определяют содержание, структуру бюджета государства, порядок его формирования и использования.
Современные функции государства - экономическая, социальная, оборонная, внешнеполитическая. Этим функциям служит бюджет, способствует их реализации. Без бюджета они не будут реализованы.
Теоретические основы бюджета и его практическое функционирование рассматриваются, исходя из теории финансов. Общественные (публичные).
Проблемы функционирования бюджета необходимо рассматривать с двух точек зрения:
1. Категориальная
2. Практическая
Бюджет как категория представляет собой систему экономических отношений по поводу формирования и использования дохода власти.
Существуют следующие практические характеристики бюджета - фонд денежных средств; форма образования и расходования денежных средств; баланс доходов и расходов; доход власти.
ФУНКЦИИ
Являясь частью финансов, бюджет выполняет те же основополагающие функции – распределительную и контрольную.
Но, являясь специфической категорией, бюджет выполняет еще и свои специфические функции, в которых реализуются 2 указанные ф-ции:
1. Обеспечение доходными источниками органов государственной власти и местного самоуправления
2. Финансирование функциональных обязательств гос. и мест. власти
3. Контрольно-регулирующая
ТЕМА №2
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1. БС РФ, направления развития
2. Состав бюджетной системы РФ
БС РФ, направления развития.
Определение БС дано в БК. БС РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основы БС были заложены в 1992г. (3 уровня). В 1998 появился БК + государственные внебюджетные фонды (ПФ, соц.страх., мед.страх., фонд занятости). Государственные внебюджетные фонды существую на федеральном уровне и региональном.
Принципы БС РФ:
1. Единство БС
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями БС (т.е. каждому бюджету принадлежать определенные расходы/доходы)
3. Самостоятельность бюджета (каждый бюджет принадлежит определенной власти и утверждается соответствующей властью) – был принцип матрешки
4. Принцип полноты отражения доходов/расходов
5. Сбалансировать
6. Результативность
7. Эффективность
8. Адресность и целевой характер
9. Подведомственность
10. Прозрачность и открытость
Состав БС.
БС РФ определяется государственным устройством. В отдельных государствах (Англии, Италии, Франции) – БС состоит из 2 звеньев – гос.бюджет и местный бюджет. В гос.бюджетах аккумулируется основная часть средств, местные бюджеты не входят в государственный бюджет, они составляются, утверждаются, исполняются местными органами. В федеративных (США, Германия) государствах БС состоит из 3 уровней – Федеральный бюджет, бюджеты членов федераций и местные бюджеты.
Государственный бюджет СССР основывался на принципе подведомственности как для плательщиков, так и для получателей платежных средств. Предприятия-плательщики были закреплены за отдельными бюджетами, и получатели были закреплены за бюджетами. Рыночные отношения этот принцип разрушили. Появился налогоплательщик и получатель бюджетных средств, и налогоплательщик может платить не в конкретный бюджет, а во все три уровня БС.
3 уровня БС:
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций федеральных органов власти. Серьезные изменения в БС произошли в соответствии с законом №131 об общих принципах организации местного самоуправления по РФ от 06.10.2006.
Изменения БС коснулись местного уровня. В соответствии с этим законом местные бюджеты - это бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородские, бюджеты городских и сельских поселений. Т.е местный уровень стал децентрализованным, и бюджеты стали формироваться даже на уровне городских и сельских поселений.
На территории Самарской области существует 1 областной бюджет Самарской области, 10 бюджетов городских округов, 27 бюджетов муниципальных районов, 12 бюджетов городских поселений, 292 бюджетов сельских поселений.
Существует понятие бюджет области и областной бюджет. бюджет области – консолидированный, не утверждается законодательно. Утверждается только областной бюджет. Бюджет области – документ для расчета и анализа.
В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов.
ТЕМА №3
Доходы бюджета
1. Содержание и структура доходов бюджета
2. Виды доходов бюджета
Содержание и структура ДБ
Доходы - это поступающие в соответствующий бюджет денежные средства, за исключением тех, что являются источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджета – система денежных средств, поступающих государству в результате распределения ВВП между государством, организацией и гражданами.
Источниками, обеспечивающими формирование денежных потоков государства, являются различные виды налоговых и неналоговых платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.
С одной стороны бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками воспроизводства, а с другой стороны – выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированные в руках государства, вновь созданные стоимости.
Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных средств, предназначенных для финансирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании закона органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период, а также на основе налогового, таможенного иди иного законодательства.
Экономические принципы формирования налоговой системы страны предопределяют возможности создания материальных условий, государственного регулирования экономики не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования движения финансовых потоков в отдельных сферах и областях.
Т.о. экономический аспект налогообложения предполагает создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет государственных интересов в сферах инновационных технологий , инвестиционной активности, ресурсосбережения и увеличения эффективности производства.
Цель гос.регулирования доходов бюджета состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, которая гарантировала бы нормативную часть расходов, закрепленную за каждым из этих звеньев, и тем самым свело бы к минимуму необходимость дополнительного перераспределения между ними в форме трансфертов.
Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Органы гос.власти субъектов РФ не вправе выходить за пределы компетенции, установленных для них РФ. Также полномочиями в области налогообложения располагают органы власти местного самоуправления, они вправе принимать решения в области налогообложения в пределах полномочий, установленных ФЗ-ми.
Компетенция федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в НК РФ, ФЗ об основах налоговой системы РФ, ФЗ о финансовых основах местного самоуправления, ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, ФЗ о бюджете на очередной финансовый года ФЗ о конкретных налогах.
Виды доходов бюджета
В соответствии с БК выделяют след.виды доходов бюджета: налоговые и неналоговые, также безвозмездные перечисления. В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут пополняться за счет: не/налоговых доходов, безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета РФ, Федерального бюджета.
По источникам поступления налоги можно разделить на не/налоговые и безвозмездные поступления, по сферам использования - на федеральные, региональные, местные, доходы целевых бюджетных фондов, по доли перечисления бюджету соответствующего уровня - закрепленные налоги и регулирующие налоги, по сферам принадлежности - собственные и трансферты.
К налоговым доходам относят: предусмотренные НК РФ, федеральные, региональные, местные налоги и сборы, пени и штрафы.
Налоги - приоритетный инструмент регулирования экономик, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение НД, ВВП.
Статус налога не означает, что этот вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюджетной системы. Большая часть налоговых поступлений является регулирующими, т.е. перераспределяется по уровням БС.
Кроме того ФЗ распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней.
Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и ФЛ в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства и ее муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика, государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юр.действий.
Неналоговые, как и налоговые, платежи устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ и на основании БК к ним относятся: доходы от использования имущества, находящего в гос. и муницип. Собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от платных услуг, предоставляемых гос. и муницип. органами, а также бюджетными организациями и доходами в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.
Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы, от государственных или муниципальных организаций, от негосударственных организаций, международных организаций, правительств иностранных государств, ФЛ/ЮЛ.
Собственные доходы бюджета – это доходы, закрепленные за бюджетом определенного уровня и исключающие финансовую помощь бюджетов другого уровня.
Собственными доходами признаются виды налогов и неналоговые доходы, отнесенные к таковым НК РФ.
Регулирующими налогами признаются те фед./рег./местные налоги, по которым в соответствии с действующим законом о Фед.бюджете, устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.
Администратор дохода – (плательщики налогов)- орган гос. власти, орган местного самоуправления, ЦБ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания платежей, пени, штрафов, являющихся доходами бюджетов, бюджетной системы РФ.
27.04.07
Главный администратор доходов + администратор источников финансирования дефицита бюджета.
В приложениях к законам о бюджетах за тот или иной год устанавливается перечень главных администраторов доходов (Федерального бюджета).
Код бюджетной классификации РФ | Наименование главного администратора доходов | |
Код главного администратора доходов | Код доходов Федерального бюджета | |
Министерство промышленности и торговли РФ | ||
Министерство природных ресурсов и экологии | ||
Федеральная налоговая служба | ||
Как правило, по каждому администратору доходов подготовлен порядок осуществления полномочий, доходов бюджетов, Бюджетной системы РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении .
Этот порядок разрабатывается в соответствии со статьями 46, 51, 160.1 БК РФ.
ТЕМА №4