Вопрос 81. финансовый контроль
- регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйственных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты доходов в фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
ü проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
ü проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
ü проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
ü выявлении внутренних резервов производства;
ü устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Виды финансового контроля:
o Государственный - Государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Основные задачи данного контроля:
ü выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
ü разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
ü принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
o Банковский - Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.
o Аудиторский независимый - аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
o Общественный - Под общественным контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов, например, в сфере образования, социального страхования и пенсионного обеспечения;
o Внутрихозяйственный - представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.
Органы:
· Минфин РФ,
· Счетная палата РФ –
организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.,
· Центральный банк РФ - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
· Федеральная налоговая служба - осуществляет контроль и надзор за:
ü соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
ü проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
ü полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
ü проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей и др.
· Федеральная таможенная служба РФ - находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ и осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями,
· Федеральная служба по финансовому мониторингу,
· ФАС.
Вопрос 82. Фонд медицинского страхования(УСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ)
1. реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
3. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
4. Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
6. Местонахождение Федерального фонда: 101481, Москва, ГСП-4, ул. Новослободская, 37.
7. Основными задачами Федерального фонда являются:
2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
3) аккумулирование финансовых средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
8. В целях выполнения основных задач Федеральный фонд:
1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
3) осуществляет аккумулирование финансовых средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
4) выделяет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
6) осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
7) осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) вносит предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
11) организует в установленном порядке подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
15) ежегодно представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и о его исполнении за отчетный финансовый год;
17) осуществляет защиту информации ограниченного доступа.
14. Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
17. Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - председателем Федерального фонда.
18. К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих вопросов:
1) утверждение перспективных планов работы Федерального фонда;
2) рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
6) рассмотрение разрабатываемых Федеральным фондом проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
7) принятие решений о внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств на содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;
8) формирование ревизионной комиссии.
19. Состав правления Федерального фонда в количестве 13 человек утверждается Правительством Российской Федерации. Срок полномочий правления 3 года.
Правление возглавляет председатель правления. Председатель - Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В состав правления входит по должности председатель Федерального фонда.
Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей членов правления.
Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления.
Заседания правления проводятся не реже одного раза в 3 месяца.
20. Председатель Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по предложению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заместители председателя Федерального фонда назначаются на должность и освобождаются от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению председателя Федерального фонда.
21. Председатель Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.
Председатель Федерального фонда:
1) действует от имени Федерального фонда без доверенности;
2) распоряжается имуществом Федерального фонда в установленном порядке;
3) заключает договоры;
4.1) представляет в Министерство здравоохранения и социального развития РФ проект устава Федерального фонда;
5) утверждает по согласованию с правлением структуру, штатное расписание и смету расходов Федерального фонда;
6) издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Федерального фонда;
7) по согласованию с правлением представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования и о его исполнении;
9) использует для выполнения задач, стоящих перед Федеральным фондом, финансовые средства в пределах утвержденных бюджета и сметы расходов;
10) принимает на работу и увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
11) организует учет и отчетность Федерального фонда.
В случае временного отсутствия председателя Федерального фонда исполнение его обязанностей приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации возлагается на одного из заместителей председателя Федерального фонда.
23. Контроль за финансовой деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.