Сделки, повлекшие большую предпочтительность в отношении отдельного кредитора. 10 страница

Поручитель отвечает по обязательствам должника в том же объеме, как и должник (п. 2 ст. 363 ГК РФ). В п. 1 ст. 173 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что поручитель отвечает не только за гражданско-правовые денежные обязательства должника, но также за обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Предоставление поручительства публичным образованием регулируется не только Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ.

Поручительство оформляется в письменной форме; в нем должны быть указаны сумма долга градообразующей организации по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также график погашения задолженности перед кредиторами. Обязательства публичного образования по поручительству должны быть включены в бюджет на дату предоставления поручительства.

Требование к поручителю градообразующей организации может быть предъявлено, если не исполнены требования кредиторов и уполномоченных органов в порядке и сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности. В этом случае кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить поручителю требование о взыскании суммы долга в исковом производстве.

Требование к поручителю может быть предъявлено и в случае, если должник основного обязательства признан банкротом (п. 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2012 г. N 42 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством") <1>.

--------------------------------

<1> Экономика и жизнь. 2012. N 34 (бухгалтерское приложение).

Нарушение поручителем обязательств перед кредиторами, обладающими 1/3 требований всех кредиторов к должнику, включенных в реестр требований кредиторов, может быть основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организации и введения процедуры конкурсного производства (п. 5 ст. 173).

Продление финансового оздоровления или внешнего управления

в отношении градообразующей организации

Процедура финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлена не более чем на год по ходатайству органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Продление срока процедур санации допускается при предоставлении публичными образованиями поручительства по денежным обязательствам и публичным обязанностям градообразующей организации. Правила предоставления поручительства, установленные бюджетным законодательством, должны быть соблюдены и в этом случае.

Погашение требований кредиторов в ходе

финансового оздоровления или внешнего управления

Публичное образование вправе произвести расчеты с кредиторами в любое время в процедуре финансового оздоровления или внешнего управления или прекратить обязательства способами, предусмотренными ГК РФ, и погасить требования об уплате обязательных платежей. Расчеты производятся в порядке очередности, установленной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". После удовлетворения требований производство по делу подлежит прекращению.

Продажа имущества градообразующей организации.

Продажа имущества градообразующей организации,

признанной банкротом

Продажа предприятия градообразующей организации производится в процедуре внешнего управления или конкурсного производства.

По ходатайству органа местного самоуправления, а также привлеченного к участию в деле федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия может стать сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников градообразующего предприятия на срок, не превышающий трех лет. Указанные органы вправе предложить иные условия договора купли-продажи предприятия градообразующей организации.

Продажа предприятия может производиться при наличии ходатайства органов власти на торгах в форме конкурса.

Неисполнение покупателем предприятия условий конкурса влечет расторжение договора купли-продажи по заявлению органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. После расторжения договора покупателю возмещаются цена предприятия и затраченные им инвестиции из средств соответствующего бюджета, а само предприятие подлежит передаче в собственность муниципального образования (п. 3 ст. 175).

При отсутствии ходатайства или невозможности продажи предприятия по конкурсу оно подлежит продаже на торгах по правилам ст. ст. 110, 111, 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Продажа имущества градообразующей организации по частям допускается, если предварительно был соблюден порядок продажи предприятия, однако его продажа не была произведена.

Литература

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

2.12.2. Банкротство сельскохозяйственных организаций.

Общие положения. Процедуры наблюдения,

финансового оздоровления, внешнего управления, реализуемые

в отношении сельскохозяйственной организации.

Особенности продажи имущества и имущественных прав

сельскохозяйственной организации

В п. 1 ст. 177 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дано легальное определение сельскохозяйственной организации для цели применения к ней норм этого Закона.

Под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо, основными видами деятельности которого являются: а) производство или б) производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% от общей суммы выручки. Правила несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам) при условии, что выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет у них не менее 70% от общей суммы выручки. Среди сельскохозяйственных организаций следует назвать и крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица (ст. 86.1 ГК РФ).

Для сельскохозяйственных организаций установлены иные признаки неплатежеспособности. Так, п. 5 ст. 177 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что возбуждение дела о несостоятельности сельскохозяйственной организации допускается, если ее задолженность составляет не менее чем 500 тыс. руб.

Поскольку сельскохозяйственное производство носит сезонный характер, зависит от природно-климатических условий, постольку при введении процедур несостоятельности указанные обстоятельства учитываются при анализе финансового состояния должника, при определении срока санации в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления.

Продажа имущества сельскохозяйственной организации имеет некоторые особенности, связанные с публичным интересом в сохранении предприятия сельскохозяйственного производителя.

Во-первых, сельскохозяйственное предприятие должно быть выставлено на торги.

Во-вторых, если предприятие не было продано на торгах, то конкурсный управляющий должен выставить на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника, под которым понимается имущество, используемое для производства, хранения, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции.

В-третьих, при невозможности продажи единым лотом производственно-технологического комплекса должника конкурсный управляющий вправе продать имущество сельскохозяйственной организации по частям посредством публичного предложения. Преимущественным правом покупки имущества обладают владельцы земельных участков, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, участки которых непосредственно прилегают к земельным участкам должника, а при их отсутствии - местные сельскохозяйственные организации, КФХ, а также субъект РФ или муниципальное образование. Конкурсный управляющий обязан уведомить соседние сельскохозяйственные организации о продаже предприятия, а также опубликовать информацию о продаже предприятия, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи.

При отчуждении земельных участков необходимо соблюдение норм земельного законодательства (ст. 27 ЗК РФ, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <1>).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2013. N 52 (ч. I). Ст. 7011.

Литература

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Круглова О.Г. Продажа предприятия должника - особенность реализации имущества сельскохозяйственной организации // Адвокат. 2008. N 6.

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

2.12.3. Регулирование банкротства финансовых организаций

Параграф 4 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" регулирует несостоятельность (банкротство) такой категории должников, как финансовые организации. К финансовым организациям п. 2 ст. 180 отнесены:

- кредитные организации;

- страховые организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- негосударственные пенсионные фонды;

- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;

- клиринговые организации;

- организаторы торговли;

- кредитные потребительские кооперативы;

- микрофинансовые организации.

Деятельность кредитных организаций регулируется Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <1>. Законом предусмотрено создание кредитных организаций как юридических лиц в организационно-правовой форме хозяйственных обществ (ст. 1).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. 2014. 26 дек. N 296.

Кредитные организации, согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности", могут функционировать в качестве: а) банков и б) небанковских кредитных организаций.

В литературе наряду с кредитными организациями, которые находятся под надзором Центрального банка РФ, называют иные кредитные организации как элементы банковской инфраструктуры, признавая их "неформальными" кредитными организациями <1> или организациями, осуществляющими квазибанковскую деятельность, а именно: а) потребительские кооперативы <2>; б) ломбарды; в) микрофинансовые организации; г) факторинговые организации <3>. Л.Г Ефимова среди неформальных кредитных организаций выделяет организации двух видов: а) организации, занимающиеся предоставлением кредитов (займов); б) организации, осуществляющие главным образом безналичные расчеты <4>.

--------------------------------

<1> См.: Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статут, 2010. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 22 - 25, 291, 293 - 298.

<2> См.: Тарасенко О.А. К вопросу о квазибанковских кредитных организациях // Банковское право. 2013. N 5. С. 20, 23.

<3> См.: Ефимова Л.Г. Указ. соч. С. 23. См. подробнее обзор представленных в литературе позиций по вопросу организаций, включаемых в круг кредитных организаций: Тарасенко О.А. Указ. соч. С. 20 - 23.

<4> Ефимова Л.Г. Указ. соч. С. 291.

Однако в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" под кредитными организациями понимаются только те, которые формально включены в банковскую систему, поскольку кредитные кооперативы и микрофинансовые организации не включены в перечень кредитных организаций в широком смысле, а указаны в ст. 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве самостоятельных финансовых организаций.

Поэтому следует признать, что нормы § 4.1 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" распространяют свое действие на банки и небанковские кредитные организации.

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций регулируются нормами § 4 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Поскольку в нем содержится перечень финансовых организаций, несостоятельность которых регулируется специальной гл. IX, то следует признать, что к несостоятельности таких организаций, как ломбарды, факторинговые организации, применяются не особые нормы § 4 этой главы, а общие нормы Закона.

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также особенности оснований, процедур признания несостоятельными кредитных организаций и их ликвидации в порядке конкурсного производства определяются § 4.1 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" установлены основания признания кредитной организации несостоятельной (банкротом), указаны процедуры, применяемые к несостоятельной кредитной организации.

Деятельность страховых организаций регулируется ГК РФ, Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1>, а обществ взаимного страхования - также Федеральным законом "О взаимном страховании" <2>.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС. 1993. N 2. Ст. 56; 2014. N 45. Ст. 6154.

<2> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6047; 2014. N 45. Ст. 6154.

К страховым организациям, осуществляющим деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, отнесены исключительно юридические лица.

Страховщики вправе осуществлять страховую деятельность как коммерческие юридические лица или как некоммерческие юридические лица в организационно-правовой форме потребительского кооператива, к которым согласно подп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ отнесены общества взаимного страхования. Сведения о субъектах страхового дела включаются в Единый государственный реестр субъектов страхового дела.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг определены ст. ст. 3 - 5, 7, 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" <1>: а) брокеры; б) дилеры, в том числе форекс-дилеры; в) управляющие, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами; г) депозитарии; д) регистраторы. Профессиональные участники создаются как юридические лица.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 21 июля 2014 г., с изм. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4219; Российская газета. 2014. 31 дек. N 299.

Негосударственные пенсионные фонды создаются в организационно-правовой форме акционерного общества; особенности их создания, деятельности и прекращение их деятельности регулируются Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4219.

С 1 января 2014 г. вступили в силу положения Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" <1>, а для негосударственных пенсионных фондов предусмотрено участие в системе гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (в ред. от 1 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6987; 2014. N 49 (ч. IV). Ст. 6919.

Управляющие компании создаются в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В их фирменном наименовании могут использоваться слова "инвестиционный фонд", "акционерный инвестиционный фонд", "паевой инвестиционный фонд" в сочетании с термином "управляющая компания". Деятельность управляющих компаний с активами акционерного инвестиционного фонда (резервы инвестиционного фонда), паевыми инвестиционными фондами как имущественными комплексами, иными активами в случаях, предусмотренных федеральными законами, регулируется Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", а для управляющих компаний, с которыми заключается договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов, применяются также нормы Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (ст. ст. 36.13, 36.14).

Легальное определение клиринговой деятельности и клиринговой организации содержится в подп. 5, 6 ст. 2 Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" <1>. Клиринговые организации осуществляют клиринговую деятельность в форме юридического лица.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (в ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904; 2014. N 11. Ст. 1098.

Финансовыми организациями выступают также организаторы торговли, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или торговой системы согласно подп. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об организованных торгах" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6726; 2013. N 51. Ст. 6699.

По мнению Л.В. Андреевой, "термин "организатор торговли" означает, что Законом регулируются отношения по организации и осуществлению одного из видов торговли - биржевой торговли" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

<1> Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. С. 116 - 117 (автор § 4 гл. 5 - Л.В. Андреева).

Организатором торговли может быть биржа или торговая система, которые создаются в форме хозяйственного общества (п. 1 ст. 5 Закона). При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества. Деятельность организатора торговли подлежит лицензированию. Законом установлен минимальный размер собственных средств для биржи (100 млн. руб.) и для торговой системы (50 млн. руб.). Состав собственных средств должен отвечать установленным ЦБ РФ требованиям.

В своей деятельности биржи и торговые системы должны соблюдать нормативы ликвидности, достаточности собственных средств.

В качестве финансовых организаций Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" указаны также кредитные потребительские кооперативы. Порядок создания, деятельности, ликвидации кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом "О кредитной кооперации" <1>, а в сфере сельскохозяйственной кооперации - Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" <2> (п. 8 ст. 4).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627; 2013. N 51. Ст. 6695.

<2> Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 2014. N 45. Ст. 6154.

Федеральным законом "О кредитной кооперации" регулируется деятельность кредитных потребительских кооперативов, кредитных кооперативов граждан, кооперативов второго уровня, их союзов (ассоциаций), иных объединений кредитных потребительских кооперативов (п. 1 ст. 1).

В Законе используется родовое понятие "кредитный кооператив" и перечисляются виды кредитных кооперативов: а) кредитные потребительские кооперативы; б) кредитные кооперативы граждан; в) кооперативы второго уровня.

Однако в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве финансовой организации, ликвидация которой регулируется § 4 гл. IX, указан именно потребительский кооператив, основанный на членстве физических и (или) юридических лиц, в то время как по закону деятельность кредитного кооператива граждан и кооператива второго уровня (за исключением членства в саморегулируемой организации) осуществляется на одних началах.

Кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими юридическими лицами, которые в своей деятельности должны соблюдать предписания Банка России о порядке расчета финансовых нормативов, о соблюдении порядка размещения резервного фонда кооператива, о формировании резерва на возможные потери по займам.

Легальное определение микрофинансовой организации дано в подп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях": юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего микрофинансовую деятельность в виде предоставления микрозаймов в размере, не превышающем 1 млн. руб. <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435; 2013. N 51. Ст. 6695.

Микрофинансовые организации вправе предоставлять потребительские займы в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6673; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4230.

Контрольным органом для всех перечисленных финансовых организаций выступает Банк России.

Особенностью правового регулирования несостоятельности финансовых организаций является их досудебная санация в случае их неплатежеспособности, и вследствие этого судебная санация в форме применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления для них не предусмотрена (п. 1 ст. 183.17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Для несостоятельных кредитных организаций применяется процедура конкурсного производства, а для иных финансовых организаций возможно введение процедуры наблюдения, за исключением возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) по заявлению временной администрации, установившей невозможность восстановления платежеспособности финансовой организации (п. 2 ст. 183.17).

В арбитражном процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) финансовой организации участвует контрольный орган (п. 1 ст. 183.18), а также саморегулируемая организация финансовой организации (п. 2 ст. 183.18).

Правом обращения с заявлением о признании финансовой организации несостоятельной наделены конкурсные кредиторы, уполномоченный орган, должник, а также контрольный орган и временная администрация.

Анализ положений ст. 183.16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающей признаки несостоятельности (банкротства) финансовой организации, позволяет сделать вывод об использовании законодателем признаков неплатежеспособности (подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 183.16) и недостаточности имущества (подп. 3 п. 1 ст. 183.16) при различных обстоятельствах.

Признаки неплатежеспособности финансовой организации отличаются от общих иными сроками - 14 дней со дня наступления срока исполнения денежных обязательств и обязательных платежей или вступления в силу решения суда о взыскании задолженности независимо от размера долга.

Особенностью правового регулирования производства по делу о несостоятельности финансовой организации является установление сокращенного срока рассмотрения дела (ст. 183.24), если с заявлением обратилась временная администрация.

Специальные требования предъявляются к арбитражным управляющим финансовых организаций: они должны сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих соответствующей финансовой организации.

Законом определены особенности установления требований кредиторов финансовой организации - арбитражным управляющим во внесудебном порядке, а при возникновении спора - судом (ст. 183.26).

Включение требований кредиторов в реестр производит арбитражный управляющий.

Согласно п. 5 ст. 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" функции конкурсного управляющего финансовой организации могут быть возложены арбитражным судом на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - также АСВ).

Агентство по страхованию вкладов вправе заключать договоры со специализированными организациями по оказанию услуг финансовым организациям при их ликвидации в ходе конкурсного производства. Отбор специализированных организаций производится в два этапа: 1) конкурсный отбор специализированных организаций с целью их аккредитации; 2) отбор Агентством специализированных организаций для их привлечения для оказания услуг финансовым организациям <1>.

--------------------------------

<1> Положение о проведении отбора специализированных организаций на право оказания услуг при ликвидации финансовых организаций, утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 25 сентября 2014 г., протокол N 109 (официально не опубликовано) // СПС "КонсультантПлюс".

Особенности банкротства страховой организации

При определении признака неплатежеспособности страховой организации учитываются ее денежные обязательства в виде страховой выплаты по договорам страхования, в том числе и на основании вступивших в законную силу судебных актов, а также обязанность по выплате части страховой премии в связи с досрочным прекращением договоров страхования, не исполненные в течение 14 дней.

Правом на обращение в арбитражный суд с иском о признании страховой организации банкротом обладают также профессиональные объединения страховщиков (п. 1 ст. 184.4 Закона).

Страхователи вправе отказаться от договора страхования в случае признания страховщика несостоятельным и получить от него часть страховой премии за неистекший срок договора или выплату выкупной цены, предъявив требование в качестве конкурсного кредитора (п. п. 1 - 3 ст. 184.5).

Страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, получившие компенсационные выплаты за счет средств профессиональных объединений страховщиков, вправе предъявить требование страховщику в размере, превышающем компенсационную выплату.

Профессиональные объединения страховщиков вправе предъявить к страховщику требования, возникшие на основе произведенных ими компенсационных выплат, а также иных связанных с компенсационными выплатами расходов, в качестве конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 184.6), а также требования, вытекающие из участия страховщика в профессиональном объединении (вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, иные платежи).

Наши рекомендации