Сделки, повлекшие большую предпочтительность в отношении отдельного кредитора. 3 страница

--------------------------------

<1> В арбитражной практике признается допустимым исполнение обязательства непосредственно третьим лицом. См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 17 июля 2008 г. N А55-15283/2006-15 (официально не опубликовано) // СПС "КонсультантПлюс".

Волю должника на заключение договора выражает внешний управляющий, поскольку с введением внешнего управления единоличный и коллегиальные органы управления прекращают свои полномочия. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", коллегиальные органы управления вправе принимать решения в пределах их компетенции.

В случае возложения исполнения обязательства должником на третье лицо при исполнении его третьим лицом оно прекращается вследствие надлежащего исполнения.

В свою очередь, удовлетворение требований всех кредиторов служит основанием для прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) согласно абз. 7 п. 1 ст. 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Второй вид возложения исполнения на третье лицо, предусмотренный п. 2 ст. 313 ГК РФ, на наш взгляд, не следует рассматривать как способ санации должника, поскольку у должника сохраняется в том же объеме его долг перед кредитором, статус которого приобретает третье лицо, подвергающееся опасности утратить свое право на имущество должника и исполнившее обязательство; других изменений в обязательстве не происходит.

Поэтому законодатель в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" не использует эту конструкцию для неплатежеспособного должника <1>. В литературе указывают пределы применения п. 2 ст. 313 ГК РФ для случаев введения процедур несостоятельности (банкротства) <2>.

--------------------------------

<1> В литературе высказываются и иные взгляды. См., например: Кораев К.Б. Исполнение обязательств несостоятельного должника третьими лицами в конкурсном процессе // Налоги. 2009. N 43.

<2> Практика применения Гражданского кодекса РФ, части первой / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 659.

Итак, возложение исполнения гражданско-правового обязательства на третье лицо в процедуре внешнего управления возможно на основе волеизъявления должника, выраженного внешним управляющим от имени должника, а в том случае, когда договор между должником в форме АО, ООО, ГУП (МУП) и третьим лицом является крупной сделкой, она должна быть одобрена коллегиальным органом управления должника.

По окончании расчетов с кредитором за счет денежных средств, предоставленных учредителем (участником) юридического лица, или собственником имущества должника - унитарного предприятия, либо третьим лицом (третьими лицами), следует прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) согласно ст. 116 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника

Дополнительная эмиссия акций как способ увеличения уставного капитала акционерного общества, находящегося в стадии внешнего управления, регулируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", нормы которого следует признать специальными в этой части по отношению к общим нормам, содержащимся в ГК РФ и Федеральном законе "Об акционерных обществах".

ГК РФ и Федеральный закон "Об акционерных обществах" устанавливают определенные правила, касающиеся порядка формирования уставного капитала, его оплаты и изменения.

Так, ранее ГК РФ устанавливал абсолютный запрет на дополнительную эмиссию акций для покрытия понесенных обществом убытков (п. 2 ст. 100 ГК РФ). Обосновывая возможность увеличения уставного капитала АО в период внешнего управления, иногда разграничивают понятия "убытки", "задолженность", "долги": "Направление привлеченных путем эмиссии дополнительных акций денежных средств на погашение долгов не влечет за собой фактического уменьшения уставного капитала, так как его стоимость воплощается в стоимости имеющихся у должника активов" <1>. Часть 2 ст. 100 ГК РФ в прежней редакции толковали и таким образом, чтобы допустить возмещение некоторых убытков, размер которых не превышает размера резервов общества, нераспределенной прибыли и добавочного капитала; эмиссию акций в этом случае не рассматривают как увеличение уставного капитала для покрытия убытков <2>. Введенный ранее законодателем запрет на дополнительную эмиссию акций для покрытия убытков не представлялся оправданным. Однако Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ <3> указанный запрет отменен. Для неплатежеспособного, некредитоспособного АО дополнительная эмиссия может стать едва ли не единственным средством привлечения инвестиций.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (под ред. В.Ф. Попондопуло) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011 (издание третье, переработанное и дополненное).

<1> Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный научно-практический) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 2-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2004. С. 246.

<2> См.: Телюкина М.В. Акционирование долга, обмен долга на доли участия и продажа бизнеса предприятия, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности // Юридический мир. 1998. N 3. С. 20.

<3> Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций" // СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6428.

Дополнительным ограничением увеличения уставного капитала АО может быть соблюдение требований ГК РФ при уменьшении стоимости чистых активов общества, что характерно для неплатежеспособного субъекта, менее стоимости уставного капитала (п. 4 ст. 99 ГК РФ). Кроме того, не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе путем зачета требований (п. 2 ст. 99 ГК РФ).

Дополнительная эмиссия акций на стадии внешнего управления регулируется акционерным законодательством, с особенностями, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Инициатором дополнительной эмиссии акций могут быть исключительно коллегиальные органы управления должника - общее собрание или наблюдательный совет, которые в соответствии с уставом акционерного общества уполномочены принимать такие решения (ст. 28 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Одновременно должно быть принято решение о внесении в устав общества необходимых изменений об объявленных акциях, поскольку дополнительные акции могут быть размещены только в пределах количества объявленных акций, определенных уставом АО.

Однако в процедуре внешнего управления решение о размещении акций должно быть принято общим собранием акционеров квалифицированным большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании, если необходимость единогласного решения не предусмотрена уставом АО (п. 3 ст. 39 Федерального закона "Об акционерных обществах"), поскольку такой порядок принятия решения предопределен размещением акций посредством закрытой подписки.

Особенностью процедуры внешнего управления являются изменения в правовом положении должника: прекращаются полномочия органов управления должника. Однако действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрел сохранение полномочий общего собрания акционеров при необходимости принятия решения о дополнительной эмиссии акций и внесения изменений в устав (п. 2 ст. 94), что не было предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. и вызывало споры о законности дополнительной эмиссии по решению внешнего управляющего. Действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в этой части вполне соответствует акционерному законодательству, не нарушая прав акционеров.

Дополнительная эмиссия акций может состояться лишь при условии одобрения кредиторами неплатежеспособного должника путем включения ее как способа восстановления платежеспособности в план внешнего управления.

Таким образом, на стадии внешнего управления окончательное решение о дополнительной эмиссии акций принимает собрание кредиторов.

Для дополнительной эмиссии акций на стадии внешнего управления предусмотрены специальные правила.

Во-первых, увеличение уставного капитала производится путем размещения дополнительных обыкновенных акций. Привилегированные акции в процедуре внешнего управления не используются.

Во-вторых, размещение дополнительных акций производится только по закрытой подписке, т.е. среди определенного круга лиц.

Представляется оправданным установление правила о закрытой подписке, поскольку в противном случае акции могли бы быть приобретены лицами, не имеющими полной информации о финансовом состоянии должника, что повлекло бы нарушение их имущественных и неимущественных прав.

Кто входит в число лиц, имеющих право приобретения акций по закрытой подписке? При проведении дополнительной эмиссии по Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. акции размещались прежде всего среди кредиторов должника, заинтересованных в их приобретении. Так, широкую известность получило дело о несостоятельности АО "Ленинградский металлический завод" (Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга), на котором 10 марта 1999 г. была введена процедура внешнего управления. Для привлечения дополнительных денежных средств была использована в соответствии с планом внешнего управления дополнительная эмиссия акций, которые были размещены среди некоторых конкурсных кредиторов. Однако акционеры АО оспорили решение ФКЦБ о государственной регистрации выпуска дополнительных обыкновенных акций, ссылаясь на нарушение прав акционеров, суд первой инстанции удовлетворил иск, а суд кассационной инстанции отказал в иске, обосновывая свое решение тем, что в период внешнего управления нормы о защите прав акционеров на них не распространяются <1>. Подобное толкование положений Федеральных законов "Об акционерных обществах" (п. 3 ст. 39, абз. 2 п. 1 ст. 40) и от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" представляется достаточно спорным.

--------------------------------

<1> См.: Лебедев К.К. Проблема правомерности выпуска дополнительных акций общества, в отношении которого проводится процедура внешнего управления: материально-правовые и процессуальные аспекты // Кодекс-info. 2000. N 12.

Действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" определенно установил преимущественное право акционеров на приобретение размещаемых дополнительных акций должника, ссылаясь на акционерное законодательство (п. 3 ст. 114).

В-третьих, установлен трехмесячный сокращенный срок размещения дополнительных акций, обусловленный сроком процедуры внешнего управления по сравнению с обычным годичным сроком.

В-четвертых, оплата акций производится денежными средствами ввиду неплатежеспособности должника. Оплата акций иным имуществом не допускается, так как в течение срока внешнего управления необходимо произвести продажу имущества, что потребует дополнительного времени.

Замещение активов должника

Под замещением активов должника в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" понимается образование на базе активов неплатежеспособного должника одного или нескольких новых юридических лиц в форме открытых акционерных обществ <1>, все акции которых приобретаются должником. В результате учреждения юридических лиц в его уставный капитал вносится имущество, входящее в состав предприятия должника и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия при этом определяется по правилам п. п. 1 и 2 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Активы должника передаются в оплату акций создаваемых одного или нескольких акционерных обществ, а должник становится собственником акций, выпущенных при учреждении ОАО. В ходе внешнего управления акции подлежат продаже, а вырученные от продажи акций средства должны быть направлены на удовлетворение требований кредиторов неплатежеспособного должника.

--------------------------------

<1> В действующем ГК РФ отменено деление акционерных обществ на открытые и закрытые (ст. 97), однако в Законе не учтены указанные изменения.

Замещение активов должника следует отличать от реорганизации юридических лиц. При замещении активов должником учреждается новое юридическое лицо или несколько юридических лиц, прекращения деятельности неплатежеспособного или несостоятельного должника не производится, хотя оно может быть следствием произведенной операции. Должника и учрежденное им юридическое лицо в форме акционерного общества связывают правоотношения учредителя и созданного им юридического лица.

Действительно, между замещением активов и реорганизацией имеются некоторые черты сходства. И в том и в другом случае создается акционерное общество, однако способы его создания в гражданском законодательстве различаются: учреждение вновь и реорганизация (ст. 8 Федерального закона "Об акционерных обществах").

При реорганизации же происходит прекращение деятельности юридического лица (кроме выделения), создание нового или новых юридических лиц, ее сущностным признаком является универсальное правопреемство как в правах, так и в обязанностях.

Единственным учредителем вновь создаваемого юридического лица при замещении активов выступает должник.

Все ли должники вправе выступить в качестве учредителей акционерного общества? Федеральный закон "Об акционерных обществах" вводит ограничения для учредителей акционерного общества, касающиеся государственных органов и органов местного самоуправления (абз. 2 п. 1 ст. 10), а также хозяйственных обществ в виде компании одного лица (абз. 2 п. 2 ст. 10), если они выступают единственным учредителем АО.

Таким образом, из числа коммерческих юридических лиц учредителями открытого акционерного общества при замещении активов могут выступить все должники, за исключением хозяйственных обществ, состоящих из одного лица.

Учредителем ОАО вправе выступить государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, с согласия собственника имущества (ст. 6 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Отсутствие согласия означает недействительность сделки по внесению активов в уставный капитал <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Определение ВАС РФ от 29 июля 2011 г. N ВАС-9990/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Некоммерческие юридические лица также вправе быть учредителями АО.

Решение о создании ОАО или нескольких ОАО единственным учредителем принимается единолично. В ходе внешнего управления Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены некоторые особенности принятия решения о замещении активов.

Во-первых, решение должно быть принято органами должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок (п. 2 ст. 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Под соответствующими сделками законодатель понимает прежде всего крупные сделки, поскольку при замещении активов вновь создаваемому юридическому лицу передаются все активы должника.

Порядок заключения крупных сделок для АО, ООО, ГУП (МУП) в этом случае должен соответствовать не нормам корпоративного законодательства, а нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32). Статья 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" неудачно сформулирована в этой части, поскольку не учитывает особенностей совершения крупных сделок должником - унитарным предприятием. Представляется, что и в этом случае требуется согласие собственника на замещение активов. К такому выводу можно прийти при систематическом толковании ст. ст. 94 и 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Во-вторых, учреждение юридического лица должно быть включено в план внешнего управления. Создание юридического лица на базе имущества должника без одобрения кредиторов не представляется возможным, так как в противном случае имущественные интересы кредиторов могут быть существенно ущемлены. Инициатором замещения активов может быть и внешний управляющий, разрабатывающий план внешнего управления. Замещение активов может быть предложено им для плана внешнего управления как один из способов восстановления платежеспособности должника. Не представляется возможным замещение активов по решению лишь внешнего управляющего, поскольку приобретение всех выпущенных акций учрежденного юридического лица, на оплату которых должны быть переданы все активы должника, несомненно, относится к категории крупных сделок по Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 2 ст. 101).

В-третьих, замещение активов может быть использовано как способ восстановления платежеспособности должника только с одобрения всех залогодержателей. При одобрении залогодержателем замещения активов залоговое правоотношение в связи с отчуждением заложенного имущества не прекращается: право залога следует за вещью или имущественным правом даже при перемене собственника или субъекта права хозяйственного ведения (п. 1 ст. 353 ГК РФ). К вновь созданному юридическому лицу как правопреемнику залогодателя переходят все обязанности залогодателя, если соглашением с залогодержателем не будет установлено иное (абз. 2 п. 1 ст. 353 ГК РФ).

Однако законодатель следует другой логике, в Закон в этой части внесены изменения Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 482, в котором определено, что при замещении активов изменяется предмет залога, им становятся акции вновь созданного АО или нескольких АО, при этом стоимость акций должна соответствовать стоимости имущества, которое ранее находилось в залоге.

В-четвертых, в ходе внешнего управления волю должника вовне выражает внешний управляющий. Арбитражный управляющий действует в этом случае от имени должника, а не от своего собственного имени, выражая волю, сформированную коллегиальными органами должника, или волю собственника.

В-пятых, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" регулируется и размер уставного капитала создаваемого юридического лица или нескольких юридических лиц. Величина уставного капитала определяется решением собрания (комитета) кредиторов и устанавливается в размере рыночной стоимости активов должника. Оценка имущества производится привлеченным оценщиком по правилам ст. 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В-шестых, единоличным исполнительным органом созданного (созданных) АО становится внешний управляющий или им назначенное с согласия собрания кредиторов лицо, а устав этого юридического лица утверждается собранием или комитетом кредиторов, указанные же органы вправе принять решение о создании коллегиальных органов акционерного общества (п. п. 8, 9 Закона в ред. от 29 декабря 2014 г.).

В-седьмых, созданное АО не вправе распоряжаться внесенным в его уставный капитал имуществом до полной реализации его акций в ходе процедур несостоятельности (банкротства).

При создании нескольких акционерных обществ активы должника распределяются между ними посредством деления имущества должника, предназначенного для осуществления отдельных видов деятельности, т.е., по сути дела, в виде самостоятельных имущественных комплексов.

Учрежденное должником ОАО по своему правовому статусу является дочерним обществом в силу преобладающего участия в нем основного общества, если его учредителем является хозяйственное товарищество или общество.

Литература

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Гришаев С.П., Овчинников А.В. Эволюция правового регулирования института банкротства // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства о банкротстве и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010.

Говоруха М.А. Решение органов управления должника - юридического лица о замещении его активов // Гражданское право. 2007. N 4.

2.9.4. Завершение процедуры внешнего управления

Завершение процедуры внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника предполагает осуществление расчетов с кредиторами, по окончании которых внешний управляющий представляет отчет арбитражному суду, который выносит определение об утверждении отчета и о прекращении производства по делу.

Если цель процедуры внешнего управления не была достигнута, то собрание кредиторов вправе обратиться с ходатайством к арбитражному суду о признании должника несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного производства.

В процедуре внешнего управления может быть заключено мировое соглашение. Утвержденное судом мировое соглашение влечет прекращение производства по делу.

Если после истечения предельных сроков процедуры собранием кредиторов после представления отчета внешнего управляющего не принято какого-либо решения из числа перечисленных в п. 3 ст. 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", то по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд вправе принять решение о признании должника несостоятельным и введении процедуры конкурсного производства.

Если обязанности должника исполнены собственником имущества должника - унитарного предприятия, его учредителями (участниками), третьим лицом или третьими лицами, то завершение процедуры производится после утверждения арбитражным судом отчета внешнего управляющего, предварительно уведомившего всех кредиторов (ст. 116).

Отчет внешнего управляющего и рассмотрение этого отчета

собранием кредиторов

Собрание кредиторов в процедуре внешнего управления рассматривает отчет внешнего управляющего. Внешний управляющий представляет отчет собранию кредиторов в следующих случаях:

- по результатам проведения процедуры внешнего управления;

- при наличии оснований для досрочного прекращения процедуры;

- по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;

- в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов.

К отчету внешнего управляющего предъявляются определенные требования. В отчете внешнего управляющего должны быть указаны сведения, установленные п. 3 ст. 117 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", п. 5 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.

Отчет внешнего управляющего составляется по Типовой форме, утвержденной Министерством юстиции РФ <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минюста России от 14 августа 2003 г. N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" // Российская газета. 2003. 11 сент. N 181.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений о завершении процедуры внешнего управления: 1) прекратить внешнее управление в связи с восстановлением платежеспособности должника и перейти к расчетам с кредиторами; 2) продлить срок процедуры внешнего управления; 3) прекратить производство по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; 4) прекратить внешнее управление и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и о введении процедуры конкурсного производства.

Внешний управляющий к своему отчету должен приложить:

- баланс должника на последнюю отчетную дату (форма по ОКУД 0710001);

- отчет о движении денежных средств (форма по ОКУД 0710004);

- отчет о прибылях и убытках должника <1> (форма по ОКУД 0710002) <2>;

--------------------------------

<1> В составе годовой бухгалтерской отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

<2> Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 4 декабря 2012 г.) // БНА ФОИС. 2010. N 35; Российская газета. 2013. 18 янв. N 9.

- сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;

- реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов (абз. 2 п. 2 ст. 119);

- жалобы кредиторов, которые голосовали против принятого собранием кредиторов решения или не участвовали в голосовании (абз. 2 п. 2 ст. 119).

Собранием кредиторов утверждаются все отчеты, кроме отчета, представляемого внешним управляющим в случае удовлетворения требований всех кредиторов.

При удовлетворении в ходе внешнего управления всех требований кредиторов на внешнего управляющего возложена обязанность уведомления об этом всех кредиторов, требования которых были включены в реестр требований кредиторов. Указанная обязанность внешним управляющим должна быть исполнена в срок, установленный п. 2 ст. 117 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", - не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований кредиторов. В этом случае внешний управляющий представляет отчет арбитражному суду.

Собрание кредиторов, на котором рассматривается отчет внешнего управляющего, созывается в установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" сроки. В п. 1 ст. 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлены три срока созыва собрания кредиторов: при досрочном прекращении процедуры внешнего управления - не позднее чем через три недели с момента возникновения соответствующего основания; не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры внешнего управления; при заявлении требования о созыве собрания кредиторов для рассмотрения отчета - не позднее чем через три недели с даты заявления об этом требовании.

Отчет внешнего управляющего должен быть предоставлен кредиторам для предварительного ознакомления не менее чем за 45 дней до окончания срока процедуры или не менее чем за десять дней до созыва собрания кредиторов (п. 2 ст. 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Собрание кредиторов вправе принять одно из решений, предусмотренных п. 3 ст. 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Законодатель допускает, что кредиторы могут не принять ни одного из этих решений (п. 1 ст. 119). Если собранием кредиторов не будет принято ни одного из указанных решений, то арбитражный суд может признать должника несостоятельным (банкротом) и ввести процедуру конкурсного производства по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае окончания срока внешнего управления согласно п. 1 ст. 122.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Научно-консультативный совет при Федеральном суде Уральского округа в Рекомендациях N 2/2006 до внесения изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предлагал в этом случае вводить процедуру конкурсного производства.

Кроме того, п. 4 ст. 118 предусмотрена возможность принятия решения об обращении с ходатайством о продлении срока процедуры внешнего управления, которое может быть принято при соблюдении условия о максимальном сроке внешнего управления и наличии оснований для восстановления платежеспособности должника.

Утверждение отчета внешнего управляющего арбитражным судом

Наши рекомендации