Становление банковской системы России
Процесс становления двухуровневой банковской системы России проходил в несколько этапов. Можно выделить восемь этапов становления современной банковской системы России.
После распада СССР в нашей стране утвердилась двухуровневая банковская система, модель которой была скопирована с банковских систем ведущих западных стран – Центральный банк и быстрорастущая сеть коммерческих банков. В то время это было вполне закономерным, так как новый тип банковской системы органически вписывался в общую программу рыночных реформ. Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управлений экономикой. Ее реструктуризация началась в 1987 г.
На первом этапереструктуризации банковской системы была создана новая структура государственных банков. Модель реструктуризации включала:
1) создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство);
2) перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
3) совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей народного хозяйства.
В июле 1987 г., была создана новая система банков, в состав которой вошли:
1) Госбанк СССР
2) пять специализированных банков:
- Внешэкономбанк СССР;
- Промстройбанк СССР;
- Агропромбанк СССР;
- Жилсоцбанк СССР;
- Сберегательный банк СССР.
Госбанк СССР по-прежнему оставался главным банком.
Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита, был начат в 1988 г. с создания первых коммерческих банков призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере.
Основная задача этого этапа заключалась в четкой организации рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов. Банки стали превращаться в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в народном хозяйстве. На втором этапе должны были решаться две задачи:
1) создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства;
2) создание условий для перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование дает наибольший эффект.
В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень – Центральный банк России, второй уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. В ходе банковской реформы 1988 г Госбанк СССР был выделен как орган денежно-кредитного регулирования, освобожденный от исполнения функций коммерческих банков, и так называемые государственные специализированные банки: Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилстройбанк, Внешэкономбанк.
По замыслу авторов реформы, эти банки не должны были конкурировать между собой, обслуживая государственные предприятия «профильных» секторов экономики.
В 1989 г. специальные банки были переведены на хозрасчет, т. е. получили право оперативного управления и использования имевшегося у них имущества и получаемой прибыли. Одновременно, после принятия Закона СССР «О кооперации», положившего начало возникновению частных предприятий, стало очевидно, что для негосударственных предприятий также необходимы банковские учреждения. Поскольку специальным банкам было запрещено брать на обслуживание негосударственные предприятия, в стране начали активно создаваться кооперативные банки.
Началом третьего этапа условно можно считать середину 1994 г. Этот этап ознаменовался новыми тенденциями в развитии банковской системы:
1) первыми банкротствами банков и крахом первых «финансовых пирамид» разных компаний, привлекавших средства населения и юридических лиц;
2) появлением значительных сумм невозвратных кредитов;
3) возникновением первых общебанковских кризисов;
4) общим ужесточением в целях финансовой стабилизации денежно-кредитной политики ЦБ РФ и его адекватного воздействия на банки.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2000 страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
Этот период характеризовался процессом открытия огромного количества мелких банков: так, количество зарегистрированных кредитных организаций к началу 1995 г. увеличилось до 24 тыс. Предприятия реального сектора активно вкладывали свои средства в уставные капиталы банков (тем более, что очень часто вкладывать можно было не деньги, а прочие активы или же компенсировать вложения и уставные капиталы получением низкопроцентных кредитов от банков). Этот процесс обусловливался огромной привлекательностью банковского бизнеса, который очень быстро освоил возможности зарабатывания на инфляции и на постоянном падении курса рубля; низкими требованиями к стартовому капиталу банка и квалификации персонала при его создании; практическим отсутствием банковского надзора.
Основными источниками доходов банков в это время были проценты по предоставленным кредитам, курсовой переоценке из-за роста курса иностранной валюты, доход по операциям с дорожающими материальными активами и комиссионные по внешнеторговым операциям.
Четвертый этап. Период экстенсивного развития банковской системы закончился летом 1995 г., когда усилия Правительства и ЦБ РФ по нормализации макроэкономической ситуации стали давать очевидные результаты – инфляция быстро и устойчиво снижалась, курс рубля начал интенсивно расти в абсолютном значении.
Главным итогом четвертого этапа развития банковской системы стал конец эпохи свободной конкуренции в банковской сфере. Ужесточение требований ЦБ РФ к созданию новых банков практически привело к прекращению данного процесса. Произошло значительное имущественное расслоение банков на крупные банки, узкую прослойку средних банков и большое количество банков-аутсайдеров, обреченных на неизбежное вымирание.
Пятый этап развития современной банковской системы России начался в 1996 г. Основной его характеристикой стал быстрый рост внешнего финансирования российской банковской системы. Появление жесткого ограничения на эмиссионный рост сбережений и, следовательно, пассивов внутри страны, высокий уровень процентных ставок на российском рынке заставили российские банки искать более обширные и более дешевые привлекаемые средства: внешние займы в самых разнообразных формах.
Началом шестого этапа реформирования банковской системы России можно считать кризис банковской системы 17 августа 1998 г., который, несомненно, относится к категории системных. Этот кризис стал наиболее глубоким потрясением для банковской системы страны и для экономики в целом.
Цепь кризисных явлений, захвативших банковскую систему в период 1995–1998 гг., показала острую необходимость реструктуризации банковской системы России в целом, которая базировалась на принципах минимизации государственных издержек, выраженной в оказании государственной поддержки только в тех случаях, когда это равно эффективно в отношении защиты интересов всех кредиторов и клиентов, прозрачности и открытости процедур реструктуризации обязательств и активов банка, привлечения всех заинтересованных сторон к процессам реструктуризации, ответственности собственников и менеджеров неплатежеспособных банков за результаты своей деятельности.
Важной составной частью программы реструктуризации банковской системы явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
2000 г явился началом седьмого этапа развития российской банковской системы – этапа стабилизации.
Начиная с мая 1999 г. основные параметры банковской системы росли куда быстрее курса доллара и более чем наполовину отыграли падение рубля. Это значит, что банковская система действительно начала развиваться искусственно сдерживался курс доллара. Кстати, в пользу последнего предположения говорит тот факт, что к середине 1999 г по размеру капитала (7,783 млрд. дол.) и активам (41,982 млрд. дол.) вся российская банковская система была вполне сопоставима с Bank of New York.
В2000 г. российская банковская система практически полностью оправилась от основных последствий кризиса 1998 г. Наращивая капитал, крупные российские банки стали более привлекательны для потенциальных клиентов, которые воспринимали капитал российских банков как эффективный инструмент защиты собственных вложений.
Началом восьмого этапаразвития банковской системы России можно считать 2003 г. На этом этапе последовательно продвигается правительственный вариант реформирования банковской системы России, решается вопрос о формировании системы гарантирования вкладов граждан.
В настоящее время стратегическим направлением развития национальной банковской системы России является геополитическая направленность ее движения в мировое банковское сообщество. Для России решение о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), сближение с ЕС предопределили:
1) необходимость дальнейшей либерализации национальных финансовых рынков;
2) перехода российских банков на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
3) активного взаимодействия с международными финансово-кредитными организациями по широкому кругу вопросов, включая проблемы урегулирования внешнего долга, утечки капитала, предотвращение несанкционированного вывоза капитала за рубеж, легализации денежных средств, полученных незаконным путем.
Важная роль в решении перечисленных выше и многих других вопросов принадлежит банкам, несущим на себе бремя выполнения функций не только финансовых посредников, но и социально-экономических институтов.3. Центральный банк: функции и операцииЦентральный банк Российской Федерации действует на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ. Банк России является юридическим лицом, не регистрируется в налоговых органах. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по его обязательствам. Основными целями деятельности Банка России являются:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;
3) развитие и укрепление российской банковской системы.
Банк России подотчетен Государственной Думе. Ежегодно он представляет Государственной Думе отчет и аудиторское заключение.
Главными органами управления Банка России являются Национальный банковский совет и Совет директоров. Национальный банковский совет состоит из 12 человек: двух членов Совета Федерации, трех членов Государственной Думы, трех представителей Президента, трех представителей Правительства, Председателя Банка России.
Национальный банковский совет выполняет следующие функции:
1) рассматривает годовой отчет Банка России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает смету расходов Банка России и отчет о ее выполнении;
3) решает вопросы участия Банка России в капиталах кредитных организаций;
4) назначает главного аудитора и заслушивает его доклады, а также определяет аудитора финансовой отчетности Банка России;
5) ежеквартально рассматривает информацию об основных вопросах деятельности Банка России и др.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Совет директоров выполняет следующие функции:
1) разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и обеспечивает их выполнение;
2) утверждает отчет о деятельности Банка России, его годовую финансовую отчетность;
3) готовит анализ состояния экономики России;
4) рассматривает аудиторские заключения по годовой финансовой отчетности Банка России;
5) рассматривает и представляет на утверждение расходы Банка России;
6) принимает решения по реализации основных функций Банка России и др.
Банк России выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в России;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации:
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
9) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на проведение этих операций;
10) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом;
11) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
12) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
13) осуществляет все виды банковских операций;
14) осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
15) осуществляет валютный контроль;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса, организует его составление;
17) проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики;
18) осуществляет иные функции.
Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации Банка России и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте;
5) покупать и продавать драгоценные металлы и другие валютные ценности;
6) проводить расчетные, депозитные и кассовые операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие ценности:
7) выдавать гарантии и поручительства;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и иностранных государств;
10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
11) осуществлять другие банковские операции. Банк России не имеет права:
12) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение кредитных операций, и физическими лицами;
13) приобретать доли кредитных и иных организаций;
14) осуществлять операции с недвижимостью;
15) заниматься торговой и производственной деятельностью;
16) пролонгировать предоставленные кредиты. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.