Поиск будущих победителей

П

оиск будущих победителей или «охота за сокровищами» — это поиск неболь­ших растущих компаний, которые еще не полностью «открыты» крупными финансовыми институтами и акции которых могут вырасти в несколько раз за сравнительно короткое время. Мы уже обсуждали, что инвестиционным фондам с большими капита­лами весьма непросто вкладывать деньги в акции маленьких компаний,

так как это вызывает рост цены в момент покупки акций, и если другие фонды не поддержат этой покупки, то фонд «открыватель» неизбежно по­терпит убытки. Здесь у инвестора-любителя или у небольших мобильных фондов есть огромные преимущества перед финансовыми гигантами, которые реально могут инвестировать только в компании из индекса S&P‑500 и им подобные.

Такое инвестирование может дать очень большие прибыли, но в соответствии с не раз упомянутым главным законом биржевой игры и риск от него тоже очень велик. Кроме того, серьезный подход к инве­стированию в малые компании требует много времени. Поэтому, если вы не склонны к риску и не обладаете большим количеством свободного времени, можете спокойно пропустить этот раздел, ограничившись све­дениями из последнего раздела предыдущей главы. Если же вы все-таки решитесь принять участие в такой охоте за сокровищами, то дальнейшее описание, конкретизирующее информацию раздела 7.6, поможет вам в принятии правильных решений относительно акций малых компаний. Еще раз напомним, что в такие компании можно вкладывать только небольшую часть вашего инвестиционного капитала.

Все хотят найти компанию, которая может превратить одну тысячу долларов в десятки тысяч. Все хотят, но отнюдь не каждому это удается. Что следует учитывать, что может помочь? В многочисленных книгах и статьях по инвестированию приводится множество противоречивых методов, и мы постараемся сделать небольшой обзор уже напечатан­ного, а также поделимся собственными наблюдениями и выводами. Заметим, что некоторые критерии выбора небольших перспективных компаний совпадают с таковыми при выборе компаний из индекса S&P-500.

6.1. Размер компании.Естественно, что вначале, перед тем как вырасти, компания будет небольшой. Как определяется «размер» ком­пании с точки зрения инвестирования? Это делается по объему продаж в долларах, стоимости всех акций, выпущенных данной компанией, или стоимости одной акции. Некоторые цифры помогут начинающему инвестору ориентироваться в океане десятков тысяч компаний.

Желательно, чтобы годовой объем продаж был менее 100 — 200 мил­лионов долларов. Для справки укажем, что годовые продажи компании Dell Computer составляют более 5 миллиардов, Hewlett Packard — 30 миллиардов, a IBM — 70 миллиардов долларов. Если продажи компании составляют 100 миллионов в год, то у нее есть еще по крайней мере пятидесятикратный запас роста, чтобы достигнуть уровня компании Dell, которая является компанией среднего размера.

Рыночная стоимость пакета акций — произведение количества ак­ций на их стоимость — тоже должна быть менее 100 — 200 миллионов

долларов. Эти цифры очень относительны. Так, средняя рыночная стои­мость акций малых компаний, входящих в справочник Standart & Poor's Smallcap 600, составляет 400 миллионов, но этот справочник содержит большое количество компаний, уже добившихся успеха, акции которых успели за последние годы вырасти в цене. 100 миллионов есть некий ори­ентировочный предел, с которого большинство инвестиционных фондов начинает рассматривать компанию как объект инвестирования. Ваша задача опередить фонды и купить акции перед ними, когда остается хороший резерв роста цены акций.

Цена акций должна лежать в пределах 5 — 25 долларов. Акции, которые стоят менее 5 долларов, не рекомендуются в качестве объекта инвестирования: колебания цен таких акций составляет иногда более 50%, что делает инвестирование чрезвычайно рискованным. Их можно рассматривать для краткосрочного трейдинга, но и тут риск чрезвычайно велик. Акции с ценой более 25 долларов имеют меньший потенциал роста и могут быть рассмотрены только в качестве исключения.

6.2. Дневной объем торговли акциями. Братья Гарднеры советуют рассматривать компании, у которых средний дневной объем торговли ак­циями на рынке произведение количества акций, за один день перешед­ших из рук в руки, на их цену акций, лежит в пределах 50000 — 3000000 долларов. Верхняя граница свидетельствует о том, что профессиональные трейдеры из инвестиционных фондов не участвуют в торговле, а нижняя граница является некоторым пределом ликвидности акций, т.е. гарантий возможности купить или продать их без большой потери из-за разности между покупной и продажной ценой.

6.3. Динамика цены акций и рыночные индексы. Если цену акций разделить на величину индекса S&P-500 и посмотреть изменение этого отношения в течение последнего года, то мы увидим, что для одних компаний это отношение упало, а для других выросло. Это означает, что акции первого рода падали в цене или росли хуже, чем рынок в целом, вторые же, напротив, выросли в цене больше, чем рыночные индексы. В США все компании принято разделять на 99 групп в зависимости от поведения цены их акций по отношению к рынку за последние 12 месяцев. Это отношение называют относительной силой RS (relative strength). Акции с RS = 99 являются рекордсменами рынка за последний год, отсчитываемый от текущего дня, а компании с RS = 1 — аутсайдеры, чьи акции за это время упали больше всех остальных. Акции с высоким RS при подъеме рынка растут быстрее индекса S&P-500 и меньше падают в тяжелые времена. Значения RS можно найти в различных справочниках, и они ежедневно публикуются в газете Investor's Business Daily.

Если вы ищете перспективные компании, то круг вашего поиска следует ограничить компаниями с RS > 90. Только такие компании уже вышли из периода своего становления и начали бурное развитие. Цены их акций, начав расти, могут расти и дальше, если остался достаточ­ный потенциал, определяемый финансовым положением компании и перспективными разработками.

6.4. Прибыли компании. Прибыли должны расти. Если они не ра­стут, то исключайте компанию из своего списка. Ее можно иметь в виду для трейдинга, но инвестировать желательно в компании, уже обозначившие свои успехи. Прибыли должны расти быстрее объемов продаж. Детально это разбиралось в разделе 7.4. Только такое соотноше­ние свидетельствует об умелом руководстве компанией и, следовательно, о вероятном дальнейшем росте прибылей и цены акций. Прибыли могут расти и не быстро (компании трудно поддерживать значительный рост длительное время), но обязательно стабильно на протяжении последних 3 — 5 лет.

Рентабельность собственного капитала ROE должна быть не менее 15 — 20%. Оптимально, если отношение р/е будет меньше, чем рост прибыли в процентах. Совокупность названных условий создает очень жесткие требования, отсекающие множество компаний. Список подхо­дящих кандидатов будет совсем небольшим, и из него надо оставить только тех, у кого растет наличный капитал.

6.5. Наличный капитал. Наличный капитал компании показыва­ет ее возможности расширения и проведения перспективных исследова­ний. Темпы роста наличного капитала могут быть различны, так как они зависят от финансовой политики компании, но из года в год капитал должен расти.

6.6. Объем продаж. Объем продаж должен стабильно расти в тече­ние нескольких лет. Старайтесь ограничиваться компаниями, у которых отношение цены акции к величине продаж на одну акцию p/s меньше единицы или лишь немного ее превосходит.

6.7. Долги.Долги не страшны — пусть они будут. Но долгосрочные долговые обязательства не должны превышать 50% от собственного капитала. Текущие обязательства не должны висеть гирями на компании и съедать большую часть ее доходов. Коэффициенты CR и QR, которые введены в разделе 7.5, должны быть больше 2 и 1 соответственно.

6.8. Владеют ли руководители компаний своими акциями? Очень желательно, чтобы владели! И желательно, чтобы их доля составляла не менее 10 — 15% всех акций. Гарднеры отмечали, что зачастую доходы руководителей компаний от роста акций существенно превышают их основную зарплату. Это является мощным стимулом для увеличения

прибылей, которое ведет к росту цены акций. Необходимо также следить за покупками или продажами акций руководителями компаний. Обычно такие покупки связаны с положительными оценками будущих доходов компании. Статистические исследования Мартина Цвейга (Martin Zweig) показали, что в случае покупки акций компании ее руководителями вероятность роста цены акций составляет 62%, а в случае продажи — только 37 %.

6.9. Доля фондов. Этот показатель означает долю акций компании, находящихся в активах инвестиционных фондов и других финансовых институтов. Желательно, чтобы эта доля была невелика, скажем, меньше 20 — 30%. Иначе остается очень мало места для других фондов, которые, захотев купить эти акции, подтолкнут цену наверх. Если число фондов, владеющих акциями компании, велико, то игра в основном уже сделана. За этой компанией следят десятки аналитиков, ее прибыли рассчитаны на несколько лет вперед, цена акций уже отражает ожидаемый рост прибылей, и вам остается только надежда на сюрпризы, когда прибыли компании окажутся выше, чем ожидания аналитиков.

Если вы решитесь проделать огромную работу по поиску таких кандидатов, то вы резко повысите вероятность получения большой прибыли. Сейчас такого рода поиски заметно облегчены, так как многие из перечисленные параметров находятся в базах данных, доступных через Интернет. К сожалению, о небольших компаниях данных мало, так что вам придется и самому всласть полазить по справочникам или компьютерным сетям, прежде чем найти компанию типа Microsoft, акции которой не так уж давно стоили всего 2 доллара, а в феврале 1997 года — около 100 долларов.

Не исключено, что после селекции компаний по указанным па­раметрам вы получите «пустое множество», т. е. ничего. Это особенно вероятно, если пользоваться стандартными базами данных в конце подъ­ема рынка, который поднимает цены практически всех акций. Что же делать в таких случаях? Ждать коррекции рынка. Опыт показывает, что для данного случая эта стратегия оптимальна. Одно из важнейших правил рынка гласит: если не знаешь что делать — ничего не делай. Лучше пропустить несколько месяцев и купить акции в соответствии с вашими критериями, чем сделать это на локальном максимуме и неопре­деленно долго ожидать, когда ваш инвестиционный портфель начнет приносить прибыль. Что делать, если и при локальном минимуме рынка вы не найдете подходящих компаний? Тогда можно ослабить некото­рые критерии, но при этом необходимо знать, какие из них наиболее существенны. Разобраться в этом вопросе нам помогут результаты ста­тистических исследований поведения акций на рынках США с 1951 по 1995 год.

§7. Сравнение стратегий инвестирования

О

дна из лучших работ по инвестирова­нию, выполненных в последние годы, — книга Джеймса О’Шаугнесси (James O’Shaughnessy) «Что работает на Уолл-стрите» (What works on Wall Street). Написанная известным специалистом в области анализа ценных бумаг, эта книга содержит колоссальное количество статистического материала и ценные наблюдения, знакомство с которыми будет весьма полезным.

О’Шаугнесси использовал базы данных Standart & Poor's Compustat Active and Research Database, которые содержат информацию о всех акци­ях США за период с 1950 года по настоящее время. Его работа предназна­чалась для аналитиков инвестиционных фондов, и он ограничился изуче­нием акций со стоимостью пакета более 150 миллионов долларов. Когда мы будем далее говорить все компании, то речь будет идти именно и толь­ко о таких компаниях. Отдельно были рассмотрены акции больших компа­ний, рыночная стоимость пакетов которых превышает среднюю величину.

Первый результат, на который следует обратить внимание состоит в том, что акции больших компаний растут хуже, чем акции малых компаний. Это мы уже отмечали раньше, но статистика мало дает кон­кретные цифры. За исследованный им период большие компании давали инвестору среднюю годовую прибыль 11,0% со средним квадратич­ным отклонением СКО (разбросом) 15,9%, а средняя годовая прибыль от инвестирования во все компании составила 12,5% со СКО 19,8%. Величина СКО характеризует риск инвестирования, который в случае больших компаний, как видим, приблизительно на 25% меньше, чем при инвестировании во все компании.

Для сравнения различных стратегий инвестирования, которые уже обсуждались нами, составим по результатам О’Шаугнесси таблицу 8.5 с данными о средних годовых прибылях и СКО. Сначала рассмотрим эффективность простейших стратегий, в которых отбор акций осуще­ствляется по единственному признаку. Как проведен такой расчет? Если, например, говорится о выборе акций с максимальными дивидендами, то это означает, что в начале каждого года за исследуемый период выбира­лись 50 компаний, у которых дивиденды по отношению к цене акций были максимальны. Через год этот портфель пересматривался и список из 50 компаний обновлялся.

Указанная прибыль включает в себя прибыль от роста цен акций, выплату дивидендов и повторное инвестирование полученных дивиден­дов. Выражение ДР означает изменение цены акций за предыдущий год.

Таблица 8.5.

Стратегия инвестирования Прибыль в % СКО в %
Минимальное p/s 15,42 26,2
Минимальное р/b 14,26 19,2
Максимальное DР 14,03 30.3
Минимальное р/с 13,58 25,5
Все компании 12,45 19,8
Максимальное ROE 12,11 26,4
Минимальное р/е 11,18 24,7
Большие компании 10,97 15,9
Максимальный рост прибыли за год 10,65 26,9
Максимальные дивиденды 10,64 21,4
Максимальная рентабельность РМ 10,14 21,2
Максимальный рост прибыли за 5 лет 9,32 27,1

Выводы, которые можно сделать из этой таблицы, весьма полез­ны, хотя в некоторой своей части нам уже известны. Наглядно видно, что выбор компаний только по величине и росту прибылей, как и по максимальной рентабельности или дивидендам приводит к уменьшению дохода инвестора по сравнению с ростом рынка в целом, т. е. не является эффективным. О’Шаугнесси не разделял компании по отраслям, и его последний вывод нельзя относить к промышленным компаниям, для которых — как мы показали ранее на примере компаний из промыш­ленного индекса Доу Джонса, — выбор максимальным дивидендам дает очень хороший результат. Отдельное вычисление О’Шаугнесси средней годовой прибыли для больших компаний с максимальными дивидендами показало, что она составляет 12,72 % и существенно превосходит прибыль от инвестирования во все большие компании (10,97%).

В чем причина относительной неуспешности выбора компаний по максимальному росту прибылей за последний год или пять лет? Веро­ятно, в том, что финансовые институты и отдельные инвесторы имеют к таким компаниям повышенный интерес. Их ожидания дальнейшего увеличения прибылей оправдывать очень нелегко. Наилучшие результа­ты инвестирования дает выбор таких компаний, у которых минимальное отношение цены акции к объему продаж. В чем причина успеха этой стратегии? Такие компании находятся в тени. Основная масса анали­тиков, исследуя прибыли компаний, рассматривают объемы продаж как важный, но второстепенный фактор. Однако большой объем продаж рано или поздно приведет к увеличению прибылей, что может быть сюрпризом для Уолл-стрита. А действие сюрпризов мы знаем: они резко поднимают цены акций.

Весьма значительным представляется результат, указывающий на успешный рост акций тех небольших компаний, которые хорошо вы­росли в предыдущем году: победители продолжают побеждать. Именно к ним относится одна из биржевых поговорок, которая гласит: «The trend is your friend» (тенденция — твой друг). Существует специальная стратегия инвестирования в компании с растущими акциями (momentum investing). Данные, приведенные в таблице, подтверждают успешность такой стратегии для малых и средних компаний.

Лучшие стратегии обычно объединяют несколько показателей. В таблице 8.6 мы приведем данные о некоторых из них.

В данной таблице, отражающей статистику О’Шаугнесси, мы огра­ничились перечислением стратегий, использование которых давало при­быль более 15% в год. Обозначение DР >> 1 означает, что данная стратегия основана на выборе 50 акций с максимальным изменением цены за предыдущий год. Эти акции выбирались из множества акций, которые удовлетворяли условиям, указанным в начале строки, напри­мер, для р/b < 1. Условие DР > 0 означает, что цена акций в конце предыдущего года была выше, чем в начале.

Таблица 8.6.

Стратегия инвестирования Прибыль в % СКО в %
Прибыль росла 5 лет подряд;    
p/s < 1,5; DР >> 1 18,22 26,0
p/s < 1; DР >> 1 18,14 26,2
р/b < 1; DР >> 1 7,27 23,7
Прибыль росла 5 лет подряд;    
DР >> 1 16,86 28,7
ROE > 15; DР >> 1 16,78 27,2
р/е < 20; DР >> 1 16,66 26,7
Дивиденды больше среднего;    
DР > 0; наименьшее p/s 16,12 22,5
Рост прибыли выше среднего;    
РМ выше среднего; прибыль росла каждый год        
в течение 5 лет; DР >> 1 16,12 22,7
Рост прибыли за последний год    
больше 25%; DР >> 1 16,06 29,0
р/b < 1,5; дивиденды больше среднего; р/е меньше среднего;        
наименьшее р/с 15,37 23,4

Результаты О’Шаугнесси подтверждают ряд уже отмеченных за­кономерностей: если выбрать прошлогодних победителей (наибольший рост цены акций) с небольшим отношением цены акции к величине объема продаж (p/s) и с хорошей историей роста прибылей, то такая стратегия является наилучшей (по крайней мере, она была наилучшей в течение 40 лет). Важно заметить, что надо выбирать компании не по максимальной скорости роста, а по стабильности прибылей в течение последних 5 лет. Такая стратегия может дать инвестору прибыль в сред­нем на 46 % больше, чем инвестирование во все акции, и на 66 % больше, чем инвестирование в большие компании.

Приведенные расчеты О’Шаугнесси выявляют относительную важ­ность тех различных финансовых показателей компаний. Так, если при сравнении двух компаний у одной из них, скажем, больше рост при­были за последние пять лет, а у другой — меньше отношение p/s при разумном росте прибылей, то предпочтение нужно отдать последней.

В заключение следует подчеркнуть, что если вы выбрали некото­рую стратегию инвестирования, то нужно твердо следовать ей в течение нескольких лет. Приведенные результаты показывают среднюю годовую прибыль. Не надо ожидать, что если вы станете следовать первой стра­тегии таблицы 8.6, то будете каждый год получать 18%. Скорее всего, вы не сможете купить акции всех 50 компаний, а меньшая выборка даст больший разброс. Возможно, вам повезет и вы выберете компании, которые дадут вам прекрасную прибыль, но возможно и обратное. Чем меньше компаний в вашем инвестиционном портфеле, тем больше риск. Кроме того, нельзя забывать о риске, связанном с поведением рынка в целом. Даже самая лучшая стратегия из последней таблицы не раз приводила к годовым потерям (одиннадцати лет из сорока!). Терпение — один из главных факторов, определяющих успешность инвестирования капитала в акции.

Наши рекомендации