Вопрос №2. Финансовая деятельность гос-ва. Понятие, общая характеристика, задачи и принципы

Финансовая деятельность - регламентированная нормами права деятельность государства, и иных уполномоченных (в силу закона) лиц, по формированию, распределению и использованию централизованых и децентрализованных фондов денежных средств, призваных обеспечить его (государства) бесперебойное функционирование и развитие.

ФД имеет общегосударственных масштаб. Она ориентированна на решение общественно-значимых вопросов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Общество не отождествлять с гос-ом - газпром, к примеру, тоже общество людей.

Отношения между финансовыми фондами всегда и только, отношения между собственниками.

По сути 2а собственника могут вступать в контакты - государство, и организации в качестве налогоплательщиков (как пример.)

Централизованые фонды - единый центр, все деньги стекаются туда и там происходит перераспределение. Они создаются властями, с помощью императивных рычагов.

Децентрализованные фонды - создаются лицами в частных интересах, фонды изолированны и не пересекаються между собой. Нельзя брать из одного для выплаты из другого. Они меньше по объему и отличаются по способу формирования.

Финансовой деятельности государства свойственны свои орга­низационно-правовые особенности.

Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, рас­пределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в про­цессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, уч­реждений по реализации их задач.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности как представительных, так и исполни­тельных органов власти (органов государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным на­правлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распре­деление финансовых ресурсов внутри отраслей экономики — орга­нами исполнительной власти.

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к веде­нию как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об­ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность осущест­вляется разнообразными методами. Их выбор зависит от ряда факторов: задач государства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющих­ся в распоряжении государства или муниципального образования, и потребностях в средствах, от состояния экономики страны; при­оритетности мероприятий и т.д.

Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Они охватывают несколько видов платежей, каждый из которых отличается своеобразием. Например, основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физи­ческих лиц.

Существуют обязательные платежи и отчисления, за­числяемые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обя­зательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депониру­ются обязательные резервы.

Наряду с этим используются и добровольные методы для фор­мирования государственных и муниципальных денежных фондов:

лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д.

При распределении государственных денежных средств приме­няются два основных метода: финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности.

Оба эти метода подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-пра­вовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношени­ях, и других факторов. Государственные и муниципальные орга­низации получают средства государства путем и финансирования, и кредитования, негосударственные — главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях фермерским хозяйствам).

Принципы:

Принцип приоритета публичных интересов. Этот принцип предпола­гает использование финансово-правовых институтов в целях госу­дарственного регулирования экономики, исходя из общезначи­мых задач общества.

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой дея­тельности должны сочетаться общефедеративные интересы с инте­ресами субъектов Федерации

Единство финансовой политики и денежной системы.Само­стоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея­тельности

Принцип гласности.Основы его установлены нормами Консти­туции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим фи­нансовую деятельность.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками финансовых отношений.

Наши рекомендации