Вопрос №2. Финансовая деятельность гос-ва. Понятие, общая характеристика, задачи и принципы
Финансовая деятельность - регламентированная нормами права деятельность государства, и иных уполномоченных (в силу закона) лиц, по формированию, распределению и использованию централизованых и децентрализованных фондов денежных средств, призваных обеспечить его (государства) бесперебойное функционирование и развитие.
ФД имеет общегосударственных масштаб. Она ориентированна на решение общественно-значимых вопросов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Общество не отождествлять с гос-ом - газпром, к примеру, тоже общество людей.
Отношения между финансовыми фондами всегда и только, отношения между собственниками.
По сути 2а собственника могут вступать в контакты - государство, и организации в качестве налогоплательщиков (как пример.)
Централизованые фонды - единый центр, все деньги стекаются туда и там происходит перераспределение. Они создаются властями, с помощью императивных рычагов.
Децентрализованные фонды - создаются лицами в частных интересах, фонды изолированны и не пересекаються между собой. Нельзя брать из одного для выплаты из другого. Они меньше по объему и отличаются по способу формирования.
Финансовой деятельности государства свойственны свои организационно-правовые особенности.
Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.
Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (органов государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономики — органами исполнительной власти.
В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Как управляющая система финансовая деятельность осуществляется разнообразными методами. Их выбор зависит от ряда факторов: задач государства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства или муниципального образования, и потребностях в средствах, от состояния экономики страны; приоритетности мероприятий и т.д.
Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Они охватывают несколько видов платежей, каждый из которых отличается своеобразием. Например, основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физических лиц.
Существуют обязательные платежи и отчисления, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депонируются обязательные резервы.
Наряду с этим используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов:
лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д.
При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности.
Оба эти метода подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях, и других факторов. Государственные и муниципальные организации получают средства государства путем и финансирования, и кредитования, негосударственные — главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях фермерским хозяйствам).
Принципы:
Принцип приоритета публичных интересов. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.
Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации
Единство финансовой политики и денежной системы.Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности
Принцип гласности.Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.
Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками финансовых отношений.