Выводы по пятому вопросу темы

Таким образом, необходимо отметить, что в современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений, широкомасштабным распространением новых ресурсо-, энерго- и трудосберегающих технологий, растущей диверсификацией и транснационализацией бизнеса, ростом доли крупных негосударственных организаций корпоративного типа в мировом промышленном производстве и торговле, вовлеченностью крупнейших корпоративных структур во все виды социального управления, возникает необходимость усиления внимания теоретиков и практиков корпоративного управления к вопросам контроля, так как грядущее еще большее усложнение хозяйственной жизни будет требовать новых подходов к разработке адекватных систем, способных удержать порядок в сложнейших системах хозяйствования. Контроль реализации бизнес-плана должен охватывать его основные этапы и задачи:

- определение типа рабочих задач на предприятии и вне его, решение которых необходимо для реализации бизнес-проекта;

- определение логической последовательности событий в ра­бочих задачах;

- подготовку графика реализации, определяющего положе­ние рабочих задач корректно во времени и учитывающего соот­ветствующее время для завершения каждой индивидуальной задачи;

- определение ресурсов, необходимых для решения индиви­дуальных задач и соответствующих затрат;

- подготовку бюджета реализации и потоков средств, кото­рые обеспечат финансирование на всем протяжении процесса ре­ализации и эксплуатации бизнес проекта;

- документирование данных, позволяющее корректировать планы, бюджет реализации и про­гнозы, сделанные во время составления бизнес-плана.

Вопрос 6. Нормативно-правовое обеспечение бизнес-планирования

Общие основы нормативного обеспечения бизнес-планирования в Российской Федерации основано, главным образом, на действии законов подзаконных актов, связанных с инвестиционной деятельностью.

Федеральный Закон Р.Ф. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ. определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе ресурсов бюджета развития Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 фиксирует, что основными целями предоставления государственных гарантий являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.

В соответствии с Законом Российской Федерации « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.92г. № 1488-1 государственное регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется:

- в соответствии с государственными инвестиционными программами;

- прямым управлением государственными инвестициями;

- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

- экспертизой инвестиционных проектов.

Правомерно отметить, что инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уров­ней.

К первой группе относятся такие законы, как:

- Конституция Российской Федерации,

- Гражданский кодекс,

- Законы о собственности, недрах и концессиях, о предприятиях и предпринимательской деятель­ности, об акционерных обществах, банках и банковской деятельности,

- Законодательная база о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного и лесного законодательства, нормативные акты и программы приватизации и др.,

- Структура расходов на инвестиционные цели предусмотрена в Феде­ральном законе от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ»,

- Для организации инвестиционной деятельности большее значение имеет Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Ко второй группе относятся законоположения и нормативные акты, в том числе документы федеральных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах.

Участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности и России регулируется как общими для всех участников инвестицион­ного процесса государственными актами (если нет соответствующих оговорок), так и специальными нормативными документами, в частности, Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 4.07.91 г. № 1534-1, Законом РФ «О валютном регулировании валютном контроле» от 9.10.92 г. № 3615-1, Таможенным кодексом и другими актами. Центральным банком, Минфином.

Помимо законодательства, регулирующего основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации, нормативно – правовой базой бизнес - планирования являются:

- Методические рекомендации по разработке бизнес – плана развития промышленного предприятия (организации), утвержденные начальником Департамента экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.

Эти рекомендации содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности бизнес-проектов.

Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации бизнес-планов.

Рекомендации используются:

- для оценки эффективности и финансовой реализуемости бизнес-планов;

- для оценки эффективности участия в бизнес-планах;

- для принятия решений о государственной поддержке бизнес-планов;

- для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) бизнес-планов и оценки экономических последствий выбора одного из них;

- для оценки экономических последствий отбора для реализации группы бизнес-планов из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;

- для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований бизнес - планов;

- для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации бизнес-планов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).

Наши рекомендации