Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения данной производственной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с
ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурные (ОК):
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12)
б) профессиональных (ПК): расчетно-экономическая деятельность:
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2)
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
(ПК-10);
организационно-управленческая деятельность:
- способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен:
Знать: организационную структуру предприятия, основные его подразделения и службы, их функции и взаимодействие; виды производственной деятельности; назначение изделий, основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий.
Уметь: рассчитывать основные финансово-экономические показатели, анализировать полученные данные, делать выводы.
Владеть: методикой работы, применяемой в данной организации (учреждении); применять полученные в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа финансово-экономических (бухгалтерских) документов и дел.
4. Структура и содержание производственной практики
Производственная практика проходит в объеме 8 зачетных единиц, 288 часов.
В соответствии с учебным планом программа преддипломной практики включает следующие разделы, которые содержат ряд требований:
1. Экономико-правовые основы деятельности организации.
Студент должен изучить действующие в организации инструктивные указания и положения, определяющие правовой статус экономистов всех уровней, ознакомиться с системой делопроизводства и учетной политикой организации, хронологией создания организации и составом ее капитала.
2. Функции и организационные структуры предприятия.
Студент должен изучить сложившуюся организационную и управленческую структуру управления фирмы, проанализировав источники власти в организации, характер взаимодействия работников фирмы.
3. Финансовое состояние предприятия и способы его оценки.
Студент должен изучить финансовое состояние предприятия, правовую среду бизнеса, природные и географические условия, демографическую составляющую, а также покупателей, посредников, поставщиков и конкурентов фирмы. Используя методику финансового анализа изучить платежеспособность предприятия, показатели финансовой устойчивости. Проанализировать состав и состояние внешней среды, конкурентоспособность предприятия. Сделать анализ баланса, отчета о прибылях и убытках, экономической эффективности деятельности предприятия и результаты изложить в отчете о практике.
Студент должен собрать и обработать следующую информацию в зависимости от полученного задания на практику:
• отчет о прибылях и убытках;
• калькуляцию себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг);
• структуру затрат предприятия;
• бухгалтерский баланс;
• порядок формирования финансовых результатов;
• прибыль и рентабельность работы предприятия;
• рассчитать и проанализировать полученные данные и др.
Руководителем преддипломной практики от вуза является руководитель дипломной работы, который обязан:
• провести консультации со студентами перед практикой;
• выдать студенту задание на практику;
• согласовать этапы прохождения практики студентом в организации;
• поставить перед студентом ряд проблемных вопросов, которые требуется решить в период прохождения практики;
• проследить своевременность представления отчета по практике студентом;
• обратить внимание практиканта на необходимость детального анализа деятельности фирмы и письменного отражения своих замечаний.