Банковские информационные технологии
В 60-х – 80-х годах во многих банках мира наблюдалось значительное увеличение потоков и объема операций. Вычислительные возможности и мощности сетей и систем обработки информации были очень маленькими.
Конец 80-х – начало 90-х годов привел к необходимости создать электронную банковскую среду, поскольку значительное количество банков начали воспринимать компьютерные системы, телекоммуникационные сети и информационные технологии как могущественное стратегическое оружие, которое поможет им лучше обрабатывать, передавать и сохранять банковскую информацию, более скорое обслуживать клиентов и значительно опередить конкурентов.
В 90-е годы из-за послабления государственного регулирования банковской деятельности все большее значение получает применение технологии для реализации потребностей банковского дела. Если в прошлом банки мыслили категориями «данных», то теперь речь идет про «информацию». Становится понятно, что владение информацией и умение обрабатывать ее с помощью современных информационных технологий, является уровнем, при котором владение информацией может использоваться как стратегическое оружие. Для достижения этого нужно обеспечить мгновенный доступ пользователю к информации из любого источника, в любое время, из любого места страны.
Начало процесса компьютеризации банков в мире относят к 60-м годам, когда появились первые автоматизированные системы бухгалтерского учета, обработки счетов клиентов и платежей по чекам.
Уже в 70-е годы банки сделали очень много, чтобы приблизиться к клиентам, перейти на сотрудничество с клиентами, а не со счетами. Телекоммуникационная техника в настоящее время обеспечила возможность обслуживать клиента в любом отделении банка независимо от места нахождения его счета.
80-е годы ознаменовались значительными успехами по введению «электронных» денег. Появились банковские автоматы. Их широкое применение приводит к сокращению текущих расходов, уменьшению численности кассиров и ускорению времени доступа клиентов к своим вкладам.
В это время были созданные банковские системы для обслуживания клиентов дома. С их помощью стало возможным:
ü сделать запрос по телефону об информации в банковском компьютере и получить ответ синтезированным человеческим голосом;
ü получить срочное сообщение об остатке денег на счете, проконтролировать их движение и т.п..
Это оказало содействие созданию новой технологии банковского обслуживания.
На сегодняшний день в Украине остро ощущается недостаток специалистов банковских технологий, нет соответствующей технической и учебной литературы по банковским электронным системам. Зарубежный книжный рынок в этой области тоже не очень насыщенный, так как системы электронных платежей не являются широко тиражированным коммерческим продуктом с одной стороны, а с другой – и разработчики, и пользователи совсем не заинтересованы раскрывать отдельные технические детали системы, чтобы не «научить» потенциальных злоумышленников.
Внедрение в практику банков современных безбумажных компьютерных технологий, систем электронных платежей без серьезных усилий, существенных затрат, общего подъема культуры банковского производства и правопорядка невозможны. Но очевидно одно, что с каждым днем будут возрастать потенциальные возможности использования программного обеспечения при принятии решений в банковском деле, а это приведет к необходимости привлечения специалистов и их знаний для быстрого перехода на современное банковское информационно-технологическое обслуживание в Украине.
Современные возможности банковских информационных систем. Анализ практики показывает, что в зарубежных банках информационные технологии охватывают теперь все аспекты банковского дела, в частности обеспечивают:
ü клиринговые операции (взаимные расчеты банков);
ü торговые операции и маркетинг, управление кассовыми ресурсами;
ü управление деятельностью банка;
ü кредитные операции, включая анализ заявок клиентов на их кредитоспособность;
ü системы электронных платежей (SIP);
ü использование банковских автоматов;
ü банковские операции по телефону и обслуживание дома;
ü использование разных платежных карточек;
ü электронную почту и канцелярию;
ü безбумажный документооборот в банке и при взаимодействиях центр – филиалы, банк – клиенты;
ü фондовый рынок и операции с ценными бумагами;
ü анализ инвестиций и финансового рынка;
ü автоматизацию расчетов в торговых точках.
Автоматизация банковского дела предусматривает широкое использование компьютерных информационных систем в банках, автоматизацию обработки платежных документов в отделах, которые работают с клиентами, в операционных отделах, а также автоматизацию финансовых операций в рамках международного банковского бизнеса.
Автоматизация банковских операций разрешает:
ü выполнять безбумажные платежные операции с минимальным привлечением работы людей и сокращением организационных затрат;
ü проводить обработку платежей преимущественно в реальном времени, за исключением подведения бухгалтерских отчетов в конце дня и отчетности по ним;
ü ускорять обмен информацией между банками и клиентами, банками и их отделениями с помощью коммуникационных линий связи;
ü минимизировать типичные виды банковского риска (потеря документов, ошибочная адресация, фальсификация платежных документов и др.);
ü обеспечивать руководителей стратегическими оценками положения банка в условиях конкуренции, организации работы и кадровой политики.
И важно то, что банковские компьютерные системы отличаются от других, в первую очередь тем, что информация, которая обрабатывается ими, должна быть надежно защищенной от посторонних посягательств, а сама система должна иметь свойства повышенной жизненности и безотказности в работе.