Приёмы управления себестоимостью
Управление себестоимостью – это управление процессом формирования себестоимости (затрат) и внутренней цены предприятия. Различают:
Управление затратами внутри предприятия.
Управление затратами во внешней среде.
Наиболее известный профессионал по управлению себестоимостью Карлос Гон (по прозвищу «убийца расходов». Составные части системы управления себестоимостью по Гону представлена на рис.
Схема управления себестоимостью
- в этой сфере (выделено цветом) Карлос Гон сделал «упор» для снижения затрат, когда в 1999г он возглавил Nissan, деятельность которого с 1996г была убыточной. В течение 2001/2002гг предполагалось закрыть 5 заводов Nissan. Из 130 тыс. работающих было уволено 30 тыс. человек. Для тех кто остался рабочий день был увеличен с 3600 до 4400 час в год. Число поставщиков было сокращено с 1145 до 600. Была распродана дилерская сеть.
Приемы управления закупками:
Ø Сравнение условий поставщиков (цена, качество) с целью выбора оптимального решения.
Ø 100% входной контроль качества поставок.
Ø Пересмотр условий контрактов в свою пользу.
Ø Переход на местное сырье.
Ø Оптимизация поставок (централизация или децентрализация).
Ø Для получения скидки: объединиться с другими закупщиками.
Ø Усиление контроля за заключением контрактов с целью ликвидации мошенничества со стороны персонала.
Управление сбытом:
Ø На основе правила «Парето» (80% продаж дают 20% клиентов) или ABC-анализа проводится деление на крупных и мелких покупателей. Ведется индивидуальная работа с крупными, составляющими «ядро» покупателей
Ø Контроль за сбытом и продажами с целью ликвидации мошенничества и воровства со стороны персонала.
Управление ресурсами.
Ø На основе правила «Парето» и ABC-анализа выделяют центры затрат и самые затратные статьи.
Ø Определяют зоны ответственности (где, кто и сколько тратит).
Ø Разрабатывают нормативы.
Ø Налаживают учёт и контроль на всех стадиях движения ресурсов внутренних ресурсосберегающих технологий.
Ø Повышение эффективности использования рабочего времени персонала за счёт оптимизации загрузки (совмещение профессий, контроль качества и загрузки, разработка должностных инструкций). Вместо увольнения можно сократить рабочую неделю, вместо штатных работников можно принять временных, в том числе, на испытательный срок.
Ø Перенос производств в страны с льготным налогообложением и дешевой рабочей силой.
Ø Повышение профессионализма и квалификации работников путем организации учебы, стажировок, материального и морального стимулирования и т.д..
Ø Внедрение автоматизированных систем учёта.
Ø Миссию, цели и стратегии предприятия должен знать каждый сотрудник компании.
Управление капиталом.
Общие положения
Капитал (первоначально – главное имущество).
Капитал как экономическая категория – это стоимость, приносящая его владельцу прибавочную стоимость. Или капитал – это самовозрастающая стоимость Экономическая категория капитализма. Возникает на определенной стадии развития товарного производства, когда рабочая сила становится товаром. Наиболее последовательно и системно сущность капитала впервые была проанализирована К. Марксом
Формула Д - Т- Д| названа Марксом всеобщей формулой капитала
где Д - исходная сумма денег;
Т - символизирует товары;
Д│ = Д + (ΔД) - возросшая на величину (ΔД) исходная сумма денег.
Приращение денег (ΔД) Маркс назвал прибавочной стоимостью, а самовозрастающие деньги – капиталом.
В настоящее время в мировой экономической науке нет однозначного понимания Капитала. В самом общем виде смысловое содержание рассматриваемого понятия сводится к толкованию капитала как блага вообще, использование которого позволяет увеличить будущие блага. Капитал выступает при этом не обязательно в форме денег. Главный его признак – приносить доход своему владельцу
Существенное место в современных определениях понятия капитала отводится характеристике его как главного элемента производства, выступающего в многообразных формах
Более узкий, как бы бухгалтерский подход, определяет капитал как все активы (средства) фирмы. Но активы предприятия – это нематериальные активы, здания, сооружения, незавершенное производство, запасы сырья и материалов, наконец, денежные средства. Поэтому даже это определение следует уточнить:- капитал предприятия – это общая стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. Но в этом определении нет главного – возможности приносить доход владельцу.
Таким образом, собственное более конкретное определение понятия капитала может быть следующим:
Капитал – это определенный вид ресурсов в денежной или любой другой форме, который приносит доход своему владельцу в виде прибыли (промышленной, торговой, процента, ренты) путем самовозрастания своей стоимости в процессе использования.
Р.S.Официальное определение понятия «капитала организации», дано только в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, где указывалось, что «Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации».
Характеризуя капитал следует отметить следующее.
1.Капитал объединяет три основных фактора производства (капитал, земля и природные ресурсы, трудовые ресурсы).
2. Название капитала (например, промышленный, торговый, ссудный капитал и рента) характеризует сферу приложения капитала.
3. Капитал является главным источником благосостояния собственников, обеспечивая их текущие и перспективные потребности.
4. Размер капитал является главным измерителем рыночной стоимости предприятия.
5. Динамика роста капитала характеризует эффективность его использования